Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 24 июня 2019 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Гараевой Р.Р.,
при секретаре Подгорновой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1024/19 по административному иску В.С. к судебному приставу - исполнителю ОСП <адрес> УФССП по <адрес> Р.О., ОСП <адрес> УФССП по <адрес>, УФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления и возложении обязанности произвести расчет задолженности об уплате алиментов.
у с т а н о в и л :
В.С. обратился в суд с административным иском к судебному приставу - исполнителю ОСП <адрес> УФССП по <адрес> Р.О., в котором с учетом последних дополнений просил возложить на судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> Р.О. обязанность произвести перерасчет задолженности по уплате алиментов согласно представленных справок и чеков об уплате алиментов внеся изменения, а именно:
- в постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>,
- в постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>.
- в постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>.
- в постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>.
- в постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>.
- в постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от <дата>.
В судебном заседании административный истец В.С. заявленные административные требования с учетом их дополнения поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении, пояснив, что при изучении постановлений судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, он нашел несоответствие в расчетах в сторону увеличения, вследствие чего считает расчеты ошибочными, подлежащими корректировке с учетом представленных им справок и чеков об уплате алиментов.
В судебном заседании административные ответчики судебный пристав - исполнителю ОСП <адрес> УФССП по <адрес> Р.О. и представитель ОСП <адрес> УФССП по <адрес> Ш.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признали, представив постановления об отмене оспариваемых административным истцом постановлений, пояснив, что в настоящее время отменены следующие оспариваемые постановления, а именно: постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от <дата>, вследствие чего, спорные правоотношения разрешены.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо В.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежаще.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон процесса, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Закона № 229-ФЗ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что в ОСП <адрес> на принудительное исполнение поступил исполнительный документ – Исполнительный лист № от <дата>, выданный мировым судьей Судебного участка № Куйбышевского судебного района <адрес> по делу №, в отношении должника В.С., согласно которого с должника в пользу взыскателя В.Л. на содержание несовершеннолетней дочери Полины, <дата> года рождения,подлежат взысканию алименты.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации
от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены задачи судебных приставов, согласно которых на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом
от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц,
а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Абзацем 1 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», обязан принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Такая обязанность на судебного пристава-исполнителя возложена и статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьей 10 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение службы судебных приставов и организует работу подразделения судебных приставов, в том числе обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
На основании поступившего вышеуказанного исполнительного документа в ОСП <адрес> было возбуждено <дата> исполнительное производство №-ИП в отношении должника В.С.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого. Также, судебный пристав-исполнитель вправе: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; совершать иные действия, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве».
На основании требований ст. 80 Федерального закона
от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, наложить арест на имущество должника. При этом, судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
В соответствии с разъяснениями данными в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статья 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (п. 15 Постановления).
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» от <дата> № 118-ФЗ, в процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав – исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В статье 102 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены специальные правила, касающиеся некоторых особенностей порядка взыскания порядка взыскания алиментов, и задолженности по их уплате. В то же время, многие вопросы, касающиеся алиментных обязательств, формы уплату алиментов, порядок заключения и исполнения соглашения об уплате алиментов и многие другие регулируются непосредственно нормами семейного законодательства.
Согласно части 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств (часть 4 статьи 113 Кодекса).
При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством (часть 5 статьи 113 Кодекса).
Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам установлен в части 2 статьи 102 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> вынесены вышеуказанные оспариваемые административным истцом постановления о расчете задолженности по алиментам, согласно которым судебным приставом-исполнителем была определена должнику В.С. задолженность по алиментам.
В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (часть 4 статьи 102 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Судом установлено, что <дата> отменены следующие оспариваемые постановления, а именно: постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от <дата>, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от <дата>, вследствие чего, суд не находит оснований в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку отсутствует предмет спорных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования В.С. к судебному приставу - исполнителю ОСП <адрес> УФССП по <адрес> Р.О., ОСП <адрес> УФССП по <адрес>, УФССП России по <адрес> о признании незаконным постановление и возложении обязанности произвести расчет задолженности об уплате алиментов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.07.2019 г.
Судья Р.Р. Гараева