Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-495/2018 (2-3212/2017;) ~ М-3656/2017 от 21.12.2017

Дело № 2-495/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 марта 2018 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего А.О. Семенцова, при секретаре О.Н. Морозовой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока к Колесниковой Т. В. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,

у с т а н о в и л:

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока обратилось в суд с иском к Колесниковой Т.В. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным. В иске указало, что <дата> опекун Колесникова А.А. <дата> года рождения – Колесникова Т.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив к заявлению необходимые документы. <дата> ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока принято решение № 769 о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на имя Колесникова А.А. (серии МК-8 № 0063749).

Позднее в ходе проведенной ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока проверки было установлено, что у Колесниковой Е.А. двое детей: Колесников А.А. <дата> года рождения и Колесникова В.А. <дата> года рождения. Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от <дата> № 2-1512/2011, вступившим в законную силу <дата>, Колесникова Е.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Колесникова А.А.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при возникновении у женщины права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых она была лишена родительских прав. Следовательно, вышеуказанный сертификат был выдан Колесниковой Т.В. с нарушением предусмотренного законом порядка. На основании изложенного ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока просит суд признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-8 № 0063749 выданный на имя Колесникова А.А. <дата> на основании решения от <дата> № 769.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от <дата> Никифорова А.А. настаивала на удовлетворении исковых требований, пояснила, что право детей на материнский (семейный) капитал производно от права матери. На имя Колесникова А.А. сертификат выдавался в связи с рождением его матерью Колесниковой Е.А. второго ребенка – Колесниковой В.А. Однако на момент выдачи сертификата Колесникова Е.А. была лишена родительских прав в отношении Колесникова А.А., следовательно, его рождение не подлежало учету, а решение о выдаче сертификата было издано с нарушением закона. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что в период между рождением Колесникова А.А. и Колесниковой В.А., а именно <дата> Колесникова Е.А. родила ребенка, впоследствии удочеренного. В связи с этим возможно новое рассмотрение вопроса о выдаче на имя Колесникова А.А. сертификата на материнский (семейный) капитал.

Ответчик Колесникова Т.В., являющаяся опекуном Колесникова А.А., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. Ранее в судебном заседании она ссылалась на то, что в 2009 году её дочь Колесникова Е.А. родила ребенка и отказалась от него.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указано, что дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно ч. 1, 3, 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Судом установлено, что Колесникова Е.А. является матерью Колесникова А.А. <дата> года рождения и Колесниковой В.А. <дата> года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей от <дата> № 549881, от <дата> № 596453.

Заочным решением Ленинского районного суда г. Владивостока от <дата> № 2-1512/11 Колесникова Е.А. <дата> года рождения лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Колесникова А.А. <дата> года рождения.

Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по АТУ Советского района ВГО от <дата> № 113-р с апреля 2012 года опекуном несовершеннолетнего Колесникова А.А. назначена его бабушка Колесникова Т.В.

По сведениям справки от <дата> № 23-ТО 8/274 Колесников А.А. <дата> года рождения, проживающий по адресу: г. Владивосток, <адрес>, состоит на учете в территориальном отделе опеки и попечительства по АТУ Советского района ВГО как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

<дата> Колесникова Т.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал. <дата> ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока принято решение о выдаче Колесникову А.А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в размере 226 513,00 рублей в связи с рождением второго ребенка Колесниковой В.А. <дата> года рождения.

Последствия лишения родительских прав закреплены в ст. 71 СК РФ. Так, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на родстве с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в т.ч. право на получение от него содержания (ст. 87 СК РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что при вынесении решения от <дата> № 769 не были учтены обстоятельства лишения Колесниковой Е.А. родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Колесникова А.А., следовательно, отсутствовали предусмотренные вышеуказанным законом основания для выдачи Колесникову А.А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка Колесниковой В.А.

При таких обстоятельствах вынесенное ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока решение от <дата> № 769 нельзя признать законным.

Кроме того при рассмотрении дела было установлено, что Колесникова В.А. является третьим ребенком, рожденным Колесниковой Е.А., поскольку <дата> последней был рожден второй ребенок, впоследствии удочеренный.

Указанные обстоятельства не свидетельствуют о правильности вышеуказанного решения от <дата> № 769 и выдаче Колесникову А.А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-8 № 0063749.

Вместе с тем, в связи с выявлением этих обстоятельств опекун Колесникова А.А. Колесникова Т.В. не лишена возможности повторно обратиться с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает требования истца об аннулировании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-8 № 0063749 подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока удовлетворить.

Признать недействительным и аннулировать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-8 № 0063749, выданный <дата> на имя Колесникова А. А. на основании решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Советскому району г. Владивостока от <дата> № 769.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.

В окончательной форме решение составлено <дата>.

Председательствующий:

2-495/2018 (2-3212/2017;) ~ М-3656/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ-УПФ РФ по Советскому району г.Владивостока
Ответчики
Колесникова Татьяна Васильевна
Суд
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края
Судья
_Семенцов Антон Олегович
Дело на странице суда
sovetsky--prm.sudrf.ru
21.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2017Передача материалов судье
25.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2018Подготовка дела (собеседование)
22.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2018Дело оформлено
29.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее