Судья: Комиссарова Г.С. Дело <данные изъяты>а-8638/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Редченко Е.В., Курлаевой И.В.,
при секретаре - помощнике судьи Галстян Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2020 года апелляционную жалобу военного комиссариата <данные изъяты> на решение Павлово-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Аверина А. А.ча к призывной комиссии городского округа Электрогорск, военному комиссариату городов Павловский Посад и <данные изъяты>, военному комиссариату <данные изъяты> об оспаривании бездействия, признании незаконными решений призывной комиссии от <данные изъяты> и <данные изъяты>, обязании выдать военный билет.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Аверина А.А., его представителя Вихрева В.В.,
установила:
Аверин А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований – л.д. 162-167) об оспаривании бездействия военного комиссариата городов Павловский Посад и <данные изъяты>, выразившегося в неуведомлении административного истца надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы; признании незаконными решений призывной комиссии городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и от <данные изъяты> о выдаче истцу справки взамен военного билета; просил суд обязать военный комиссариат городов Павловский Посад и <данные изъяты> выдать ему военный билет.
В обоснование административного иска указал, что не уклонялся от призыва на военную службу в юридически значимый период: место жительства и работы не менял, однако вызовов на призывные мероприятия в его адрес не поступало; к административной либо уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы не привлекался. Зачисление в запас по достижению предельного возраста в качестве лица, не прошедшего военную службу без законных оснований, нарушает его права и интересы.
Решением Павлово-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат <данные изъяты>» просит об отмене данного решения, ссылаясь ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, неверное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Аверина А.А. на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Аверин А.А., <данные изъяты> года рождения, с <данные изъяты> состоял на воинском учете в военном комиссариате городов Павловский Посад и <данные изъяты>.
Решением призывной комиссии городского округа Электрогорск от <данные изъяты> (протокол заседания <данные изъяты>) по достижению возраста 27 лет Аверин А.А. снят с воинского учета с зачислением в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
<данные изъяты> та же комиссия решила выдать Аверину А.А. справку взамен военного билета (протокол <данные изъяты>).
Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от <данные изъяты> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Федеральным законом от <данные изъяты> N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с <данные изъяты>, статья 28 Федерального закона № 53-ФЗ была дополнена пунктом 1.1, согласно которому при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение), согласно пункту 34 которого при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с <данные изъяты>, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является выяснение того факта, в силу каких обстоятельств гражданин, не достигший к <данные изъяты> возраста 27 лет, после указанной даты не прошел военную службу по призыву.
Пунктом 17 указанного выше Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу; такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 названной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Следовательно, действующее в юридически значимый период законодательство не предусматривало обязанности призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва.
В ходе судебного разбирательства административные ответчики не представили суду бесспорных доказательств того, что в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (достиг возраста 27 лет) Аверин А.А. вызывался в военкомат для прохождения призывных мероприятий. К административной либо уголовной ответственности за уклонение от призывных мероприятий Аверин А.А. не привлекался.
В то же время, место жительства и работы административного истца было известно административным ответчикам, в частности, тот факт, что с 2009 года он являлся сотрудником органов внутренних дел, с <данные изъяты> проходит службу в рядах Росгвардии - в должности водителя УВО по ЦАО ФГКУ «УВО ВНГ России по городу Москве».
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, оценив представленные доказательства и доводы сторон в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что военным комиссариатом и призывной комиссией в период весеннего и осеннего призывов 2014 года не совершалось надлежащих и достаточных действий в отношении административного истца, направленных на проведение мероприятий по его призыву на военную службу, в том числе по направлению повесток о необходимости явки в военный комиссариат, в связи с чем говорить о том, что Аверин А.А. уклонился от прохождения военной службы по призыву в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, не представляется возможным; оспариваемые решения вынесены призывной комиссией без достаточных оснований, нарушают права и интересы административного истца.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении административного иска, поскольку судом при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы военного комиссариата <данные изъяты> не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Павлово-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи