Дело № 2-2930/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2015 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Кузовлеве Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.В.Н. к Государственному учреждению – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение за < Дата > годы, к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Д.В.Н. обратился в суд с вышеназванным иском, обосновав его тем, что является участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. В соответствии с установленным порядком обращения и получения набора социальных услуг, в < Дата > и < Дата > годах обращался в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение. В установленное время путевками обеспечен не был, получал извещения о том, что стоит в очереди за < Дата > год и дальнейшая постановка на очередь будет производиться после обеспечения путевкой за < Дата > год. Обращался с заявлениями, которые не принимали в службе одного окна Центра, разговаривали с ним грубо, в результате, вынужден был подавать документы через канцелярию Центра. < Дата > получил уведомление о постановке на очередь, а < Дата > получил уведомление о том, что из очереди исключен, в связи с отказом от получения набора социальных услуг. Считает такие действия ОГКУ произволом. Обратился с жалобой в Фонд социального страхования, где просил восстановить его в очереди для получения путевки на санаторно-курортное лечение за предыдущие периоды. На основании изложенного просил обязать Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации восстановить его в очереди на получение санаторно-курортных путевок за < Дата > и < Дата > годы согласно поданных ранее заявлений; взыскать с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» компенсацию морального вреда за грубое отношение и противоправные действия.
В дальнейшем Д.В.Н. требования иска уточнил, просил обязать Фонд социального страхования Российской Федерации обеспечить его путевками на санаторно-курортное лечение за < Дата > и < Дата > годы; взыскать с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» компенсацию морального вреда в размере < ИЗЪЯТО > рублей.
В судебном заседании истец Д.В.Н. иск поддержал в полном объеме и просил уточненные требования удовлетворить.
Представитель ответчика КРО ФСС – Додонова Н.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на доводы письменных возражений.
Ответчик ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» представителя в суд не направил о времени и месте рассмотрения дела извещен. Ранее в письменном отзыве на иск представитель ответчика по доверенности – Ф.Э.В. иск не признал, просил в удовлетворении требования о компенсации морального вреда отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные возражения, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Д.В.Н. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС, с < Дата > года ему установлена инвалидность и гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных действующим законодательством для граждан данной категории.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В качестве одного из реабилитационных мероприятий законодатель предусматривает санаторно-курортное лечение.
Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Статья 6.3 данного Федерального закона предусматривает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 01 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 39), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).
Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, введенным в действие с 1 января 2005 года, были внесены изменения и дополнения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», которые повлияли на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.
Статья 15 Закона РФ от 15.01.1991 года № 1244-1 изложена в новой редакции, не предусматривающей возможность ежегодного внеочередного обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и получения денежной компенсации в случае не предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
На основании Федерального закона «О государственной социальной помощи» ряду категорий граждан (к их числу относится и истец) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя, в том числе бесплатное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний). Одновременно гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
В силу ст. 6.7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством РФ.
Поскольку финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, обязательства Фонда социального страхования (с 01.01.2015 года), по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок.
Таким образом, необходимо учитывать объективную возможность ответчика для обеспечения истца путевкой в течение соответствующего календарного года, исходя из имеющейся квоты по обеспечению указанной льготой, количества граждан льготной категории, обратившихся за получением путевки на санаторно-курортное лечение, объема финансирования.
Как установлено судом при рассмотрении спора, и подтверждается материалами дела истец < Дата > года, < Дата > года, < Дата > обращался в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
< Дата > Д.В.Н. была предоставлена путевка на лечение в санаторий «< ИЗЪЯТО >» с датой заезда < Дата > года.
Согласно уведомлению ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» от < Дата > № Д.В.Н., на основании его заявления от < Дата > был принят на учет граждан льготной категории для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
< Дата > Д.В.Н. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде с заявлением, согласно которому отказался от получения набора социальных услуг, включая санаторно-курортное лечение с < Дата > года.
Обращаясь с таким заявлением, Д.В.Н. был предупрежден о прекращении предоставления социальных услуг в натуральной форме.
Таким образом, в установленном законом порядке в срок до < Дата > Д.В.Н., являющийся получателем мер социальной поддержки, воспользовался своим правом выбора наиболее для него приемлемой формы получения льгот – в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Принимая во внимание вышеизложенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что имевшееся у Д.В.Н. право быть обеспеченным путевкой прекратилось при отказе от набора социальных услуг, и начиная с < Дата > года у ответчика не было законных оснований для предоставления Д.В.Н. путевки на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на Фонд социального страхования обязанности по предоставлению путевок, удовлетворению не подлежат.
Исходя из характера возникших между сторонами по настоящему спору правоотношений, отсутствуют правовые основания для взыскания с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в пользу истца компенсации морального вреда.
В соответствии с абзацем 6 ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.
Частями 1 и 2 ст. 1099 ГК РФ предусмотрено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Социальная помощь - натуральная и денежная помощь, которая предоставляется гражданам, нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией (преклонным возрастом, состоянием здоровья, социальным положением).
Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, осуществляется в рамках предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и регулируется Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
При этом действующим законодательством, регулирующим вопросы обеспечения мер социальной поддержки инвалидов, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Д.В.Н. к Государственному учреждению – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение за < Дата >, < Дата > годы, взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2015 года.
Судья Д.В. Стома