Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2533/2023 ~ М-2426/2023 от 12.09.2023

по делу №2-2533/2023

УИД: 73RS0003-01-2023-002702-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск                                    13 ноября 2023 года

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Резовского Р.С.,

при секретаре Андросовой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Ульяновска действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации города Ульяновска о понуждении к определённым действиям,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с иском в защиту Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности поставить игровую площадку на баланс администрации, включив её в реестр муниципального имущества, а также о возложении обязанности привести игровую площадку в соответствие с обязательными требованиями.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории Железнодорожного района города Ульяновска находятся игровая площадка и уличное оборудование, расположенная между домом <адрес> и домом <адрес>, с кадастровым номером , не находящееся на балансе, и не включенные в реестр муниципальной собственности, что влечет отсутствие контроля за использованием и распоряжением муниципального имущества. Нормами действующего законодательства установлены требования к безопасной эксплуатации детских игровых площадок, которые также не соблюдаются, что может привести к травмированию детей, ставя их жизнь и здоровье под угрозу. При обращении к ответчику с представлением, действий по устранению нарушений не последовало.

На основании изложенного, прокурор Железнодорожного района города Ульяновска в исковом заявлении просил суд обязать администрацию города Ульяновска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить игровую площадку и уличное игровое оборудование, находящееся между домом <адрес> и домом <адрес>, (кадастровый ) на баланс администрации города Ульяновска, включив их в реестр муниципального имущества, а также привести детскую игровую площадку и уличное игровое оборудование в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52301-2013.

Помощник прокурора Железнодорожного района города Ульяновска Ситник В.Н. в судебном заседании уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию города Ульяновска поставить игровую площадку и уличное игровое оборудование: качели-балансир в количестве 3 штук; качели в количестве 3 штук; детский игровой комплекс в количестве 1 штука; турник в количестве 2 штуки; горка в количестве 1 штука; карусель в количестве 2 штуки; песочница в количестве 1 штука; расположенные на земельном участке с кадастровым номером 73:24:010904:62 на баланс администрации города Ульяновска, включив их в реестр муниципального имущества. Обязать администрацию города Ульяновска произвести демонтаж карусели в количестве 1 штука; качели балансир в количестве 2 штуки; турник в количестве 2 штуки; Обязать администрацию города Ульяновска осуществить покраску горки в количестве 1 штука; качели-балансира в количестве 1 штука; качели в количестве 1 штука. Просил также обязать ответчика осуществить вышеуказанные действия в течение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители администрации города Ульяновска Трошина Н.А и Грачева А.Ю. в судебном заседании фактически с исковыми требованиями согласились, указав, лишь на то, что для постановки игровую площадку и уличное игровое оборудование на баланс администрации, включения их в реестр муниципального имущества, демонтажа и покраски игровой площадки и уличного игрового оборудования требуется финансирование. После поступления советующего финансирования указанные действия будут выполнены в полном объеме.

Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были своевременно и надлежащим образом уведомлены.

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке

Выслушав помощника прокурора и представителей ответчика, исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска законным, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным статьёй 46 Конституции Российской Федерации.

Суд принимает решение, в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних при эксплуатации детских игровых площадок, на территории Железнодорожного района города Ульяновска, а именно на земельном участке с кадастровым по адресу: <адрес> находится игровая площадка и следующее уличное игровое оборудование: качели-балансир в количестве 3 штук; качели в количестве 3 штук; детский игровой комплекс в количестве 1 штука; турник в количестве 2 штуки; горка в количестве 1 штука; карусель в количестве 2 штуки; песочница в количестве 1 штука;

Прокуратурой также установлено, что данное оборудование не находится ни чьем-либо балансе, в реестр муниципальной собственности не включено, что влечет отсутствие контроля за использованием и распоряжением данного имущества. Требования к обеспечению безопасности данных площадок не соблюдаются, что может привести к получению детьми травм, ставя их жизнь и здоровье под угрозу.

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №124-ФЗ), целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно статье 12 Федерального закона №124-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление.

В целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организацию обустройства мест массового отдыха населения, обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является, в том числе, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами относится к числу вопросов местного значения городского поселения (пункты 14, 15, 19 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решением Ульяновской Городской Думы от 24 февраля 2021 года N 20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск», которыми установлены единые нормы и требования в сфере благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» (далее по тексту решения Правила благоустройства).

Согласно пункту 1.2 Правил благоустройства, детские и спортивные площадки (комплексы), иное спортивное и игровое оборудование отнесены к малым архитектурным формам, а именно к категории сооружений, предназначенных для архитектурно-ландшафтной организации и благоустройства территории и дополняющие основную застройку.

Особенности благоустройства территорий малыми архитектурными формами регламентировано в разделе 3 Правил благоустройства.

Так, в соответствии с пунктом 15.1.1 Правил благоустройства, малые архитектурные формы должны находиться в исправном состоянии, при появлении загрязнений и нарушении окраски поверхности - промываться и окрашиваться. Содержание в надлежащем порядке малых архитектурных форм обеспечивается их собственниками или владельцами.

Игровое оборудование должно обеспечивать его устойчивость, безопасность использования, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным (пунктом 15.1.11 Правил благоустройства).

Спортивное оборудование должно быть предназначено для различных возрастных групп населения и должно размещаться на спортивных, физкультурных площадках либо на специально оборудованных пешеходных коммуникациях (тропы здоровья) в составе рекреационных зон. Спортивное оборудование в виде физкультурных снарядов и тренажеров должно иметь специально обработанную поверхность, исключающую получение травм (в том числе отсутствие трещин, сколов) (пункт 15.1.12 Правил благоустройства).

Частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.

Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1).

Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (пункт 2).

Главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура признания движимой вещи бесхозяйной.

В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.

Согласно части 1 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что детская игровая площадка и уличное игровое оборудование расположены в границах земельного участка с кадастровым расположенном севернее жилых домов <адрес>.

Земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство 5-го 3-х секционного жилого дома.

Кадастровый учет указанного земельного участка был произведен 29 августа 2007 года, вместе с тем, право собственности на данный земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 февраля 2021 года N 186-О обратил внимание, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что участок является бесхозяйным.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (действовавшим до вступления в силу с 1 марта 2015 года Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ) устанавливалось, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.

Принимая во внимание, что территория, на которое расположены спорные уличное оборудование и детская площадка фактически является территорией общего пользования, следовательно, находятся на муниципальной земле, то в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания данного имущества должно быть возложено на администрацию г. Ульяновска как на собственника этого имущества.

Из пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

Следовательно, спорная детская игровая площадка и уличное игровое оборудование должны быть переданы на баланс администрации города Ульяновска, которая обязана включить их в реестр муниципальной собственности в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года N 424 Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Наряду с заявленными требования, действуя в интересах организации безопасности жизни и здоровья детей, истец также просит обязать администрацию города Ульяновска привести детскую игровую площадку и уличное игровое оборудование, расположенные на земельном участке с кадастровым , в соответствии с требованиями безопасности с ГОСТ Р52301-2013, а именно: осуществить покраску горки в количестве 1 штука; качели-балансира в количестве 1 штука; качели в количестве 1 штука и произвести демонтаж карусели в количестве 1 штука; качели балансир в количестве 2 штуки; турник в количестве 2 штуки;

Так, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года №182-ст утвержден «ГОСТ Р 52301-2013.Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования»                                (далее - ГОСТ Р 52301-2013). Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.

В соответствии с пунктами 6.2 - 6.3 ГОСТ Р 52301-2013 Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). Результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца).

В силу пункта 6.6. ГОСТ Р52301-2013 при обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.

Эксплуатант (владелец) разрабатывает и обеспечивает исполнение комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования. Эксплуатант (владелец) детской игровой площадки должен периодически, не менее одного раза в 12 месяцев, оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности и на основе опыта или при изменении условий эксплуатации корректировать (если это необходимо) комплекс мероприятий по обеспечению безопасности (пункты 7.1 - 7.2 ГОСТ Р 52301-2013).

Пунктом 7.8. ГОСТ Р52301-2013 предусмотрена обязанность регулярного обслуживания детской игровой площадки, включающее в себя мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки, в том числе: обновление окраски оборудования;

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспорено, что расположенное на земельном участке с кадастровым часть детской игровой площадки и уличного игрового оборудования, а именно, горка в количестве 1 штука, качели-балансир в количестве 1 штука, качели в количестве 1 штука, нуждается в обновление окраски. При этом другая часть детской игровой площадки и уличного игрового оборудования, а именно, карусель в количестве 1 штука, качели-балансир в количестве 2 штуки, турник в количестве 2 штуки, подлежат демонтажу.

Суд по результатам исследования и оценки всех представленных сторонами доказательств, приходит к выводу, что состояние имущества, которое требует ремонта, размещение имущества в открытом доступе неограниченного круга лиц свидетельствуют о том, что собственник имущества от него отказался. В течение длительного периода времени правомочия собственника, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, никто не осуществляет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация города Ульяновска и исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов пользователей детской площадки, подлежат удовлетворению.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание специфику формирования бюджета муниципального образования, суд считает возможным установить сроки исполнения ответчиком указанных выше обязанностей в соответствии с уточненными исковыми требованиями, которые находит разумными и исполнимыми, то есть в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска действующего в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации города Ульяновска о понуждении к определённым действиям – удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поставить игровую площадку и уличное игровое оборудование, а именно: качели-балансир в количестве 3 штук; качели в количестве 3 штук; детский игровой комплекс в количестве 1 штука; турник в количестве 2 штуки; горка в количестве 1 штука; карусель в количестве 2 штуки; песочница в количестве 1 штука; расположенные на земельном участке с кадастровым , на баланс администрации города Ульяновска, включив их в реестр муниципального имущества.

Обязать администрацию города Ульяновска, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести демонтаж части игровой площадки и уличного игрового оборудования, расположенных на земельном участке с кадастровым , а именно: карусели в количестве 1 штука; качели балансир в количестве 2 штуки; турник в количестве 2 штуки;

Обязать администрацию города Ульяновска, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить покраску части игровой площадки и уличного игрового оборудования, расположенных на земельном участке с кадастровым , а именно: горки в количестве 1 штука; качели-балансир в количестве 1 штука; качели в количестве 1 штука;

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца

Судья                                                                  Резовский Р.С.

Мотивированное решение составлено 20 ноября 2023 года.

2-2533/2023 ~ М-2426/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновка
Ответчики
Администрация города Ульяновска
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Резовский Р. С.
Дело на странице суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
12.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2023Передача материалов судье
19.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Дело оформлено
22.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее