РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2021 года | с. Яковлевка Приморского края |
Яковлевский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего – Костенко С.А.,
при секретаре судебного заседания Ниязовой А.А.,
с участием прокурора Яковлевского района Приморского края Каплунова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Яковлевского района Приморского края (далее – прокурор), поданному в защиту интересов Бондаренко В.С., о возложении на администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края обязанностей предоставить жилое помещение Бондаренко Владимиру Сергеевичу,
установил:
прокурор Яковлевского района Приморского края подал заявление в защиту интересов Бондаренко, в котором просит суд возложить обязанность на администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края предоставить из специализированного жилищного фонда на основании договора найма благоустроенное жилое помещение Бондаренко, который отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в течение полугода со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указал, что Бондаренко (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратился к нему с соответствующим заявлением и он нуждается в защите государства. Истцу, родители которого в 2010 и 2011 г. были лишены в его отношении родительских прав, и в возрасте до 18 лет оставшемуся без попечения родителей, ответчик до настоящего времени соответствующее жилое помещение не предоставил и при этом Бондаренко не является собственником жилого помещения и нанимателем жилого помещения по договору социального найма, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Ссылаясь на требования Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законов Приморского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» от 06.12.2018 № 412-КЗ, «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» от 24.12.2018 № 433-КЗ, прокурор полагает, что бездействие ответчика, связанное с длительным не обеспечением Бондаренко благоустроенным жилым помещением на территории Яковлевского муниципального района Приморского края, существенно нарушает жилищные права истца.
Прокурор района Каплунов поддержал требования, изложенные в заявлении, и просил их удовлетворить в полном объеме.
Истец Бондаренко, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Ответчик Глава администрации Яковлевского муниципального района Приморского края Вязовик в суд не явился, своего представителя не направил, и в письменном отзыве требования прокурора не признал, сославшись на отсутствие из краевого центра достаточного финансирования на данные цели.
Представитель третьего лица на стороне ответчика (представитель губернатора Приморского края Захарова К.В.) в письменном отзыве заявленные прокурором требования к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края не поддержала и просила в их удовлетворить отказать, указав что по сведениям администрации Приморского края истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
В связи с тем, что ответчиком не представлены доказательства в обосновании правомерности своего бездействия, а так же не представлены суду доказательства, опровергающие доводы прокурора и истца по предмету и основанию иска, суд на основании ст. 68 ГПК РФ обосновывает свои выводы исходя из представленных доказательств и объяснений другой стороны.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав доказательства и оценив их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из исследованных в судебном заседании свидетельства о рождении усматривается, что истец Бондаренко родился ДД.ММ.ГГГГ.
Как видно из решений Яковлевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Анучинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 и ФИО8, каждый, лишены родительских прав в отношении их сына Бондаренко Владимира Сергеевича.
По распоряжению начальника Территориального отдела опеки и попечительства по Яковлевскому муниципальному району <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р несовершеннолетнему Бондаренко назначена опекун ФИО9, на возмездной основе в форме приемной семьи.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, истец собственником объектов недвижимости не является.
По сообщению заместителя Главы Яковлевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко на территории указанного района нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не является.
Как усматривается из распоряжения начальника Территориального отдела опеки и попечительства по Яковлевскому муниципальному району <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Бондаренко, относящийся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения.
Согласно приказу заместителя председателя правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а Бондаренко с ДД.ММ.ГГГГ зачислен в сводный список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Яковлевского муниципального района <адрес>.
Согласно ст. 98.1, ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений», органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Перечисленным категориям граждан жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ст. 2, 3, 10 Закона Приморского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» от 06.12.2018 № 412-КЗ, Яковлевский муниципальный район Приморского края как орган местного самоуправления имеет государственные полномочия по формированию муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и т.п. При этом данным законом определено, что органы местного самоуправления и соответствующие должностные лица ответственны за неисполнение или ненадлежащее исполнение приведенных государственных полномочий.
Положениями ч. 4 ст. 7, ч. 2 ст. 9 Закона Приморского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» от 24.12.2018 № 433-КЗ предусмотрено, что норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна составлять общую площадь жилого помещения не менее 26 квадратных метров, и быть не менее установленной на территории конкретного муниципального образования нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, из приведенных норм Федеральных законов и законов региональных следует, что государственная обязанность бесплатного обеспечения 1 раз детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Яковлевского муниципального района Приморского края благоустроенным жилым помещением по установленным нормам из специализированного жилищного фонда на основании договора найма, возложена на ответчика.
Согласно исследованных в суде приказа заместителя председателя правительства Приморского края от 25.10.2021 № 1397-а и сообщения Главы администрации Яковлевского муниципального района Приморского края, истцу Бондаренко, оставшемуся без попечения родителей, в настоящее время исполнилось 18 лет, собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, он не является, и соответствующим жилым помещением из специализированного жилищного фонда ответчиком, то есть администрацией Яковлевского муниципального района Приморского края - он не обеспечен.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ Главой администрации Яковлевского муниципального района <адрес> доказательства того, что после ДД.ММ.ГГГГ, когда ребенку, оставшемуся без попечения родителей, - Бондаренко (который в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении и постоянно проживал на территории Яковлевского муниципального района <адрес>) исполнилось 18 лет, районной администрацией ему бесплатно предоставлено жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения, не представлены суду.
Доводы и ссылки ответчика на ненадлежащее финансирование муниципального района, суд считает несостоятельными, поскольку безусловное исполнение ответчиком обязанности предоставить детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения не может состоять в зависимости от наличия или отсутствия у ответчика денежных средств, в том числе ввиду недостаточного или отсутствием бюджетного финансирования.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования по заявлению прокурора подлежат удовлетворению, поскольку ответчик не исполняет возложенные на него государственные полномочия по обеспечению истца жилым помещением, и существенно нарушаются жилищные права Бондаренко.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Яковлевского района Приморского края, поданное в защиту интересов Бондаренко В.С. к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края – удовлетворить.
Обязать администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края предоставить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на территории Яковлевского муниципального района Приморского края Бондаренко Владимиру Сергеевичу, который относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда на основании договора найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Яковлевского муниципального района Приморского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий по делу С.А. Костенко