РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Лебяжье 27 октября 2014 года
Лебяжьевский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Исакова СВ., при секретаре Гавриловой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что исходя из положений действующего законодательства администрация Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области обязана на официальном сайте сети «Интернет» размещать информацию о своей деятельности.
Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что администрация Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области не исполняет требования Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", то есть допускается незаконное бездействие, поскольку в сети «Интернет» не размещена информация о работе с обращениями граждан за 2013 год. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", орган местного самоуправления обязан размещать в сети «Интернет» обзоры обращений граждан, в том числе представителей организаций, общественных объединений, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. Указанные нарушения существенно ограничивают конституционные права неопределенного круга граждан на обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Просил суд признать бездействие администрации Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области, выразившееся в не размещении информации в сети «Интернет» о работе с обращениями граждан за 2013 год и обязать администрацию Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области разместить указанную информацию в сети «Интернет».
Представитель истца - пом. прокурора Петров Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что выбор способа размещения информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет», (на собственном официальном сайте поселения или на официально сайте муниципального района), в соответствии с требованиями закона, должен осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно. Просил учесть, что информация о работе с обращениями граждан за 2013 год, размещена в сети «Интернет» после 01 октября 2014 года, то есть после обращения прокурора в суд.
Представитель ответчика - Глава администрации Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области Романов Н.И., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву, заявленные требования признал в полном объеме. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Лебяжьевского района Курганской области.
Представитель третьего лица - администрации Лебяжьевского района Курганской области Щербак Н.О., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву, информация о работе администрации Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области с обращениями граждан за 2013 год, поступила в октябре 2014 года и по состоянию на 20 октября 2014 года размещена на сайте администрации Лебяжьевского района Курганской области. Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", органы местного самоуправления могут размещать информацию о своей деятельности и другими способами, в том числе разместить ее в посещениях, занимаемых органами местного самоуправления. Просил суд рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Этим положениям корреспондируют требования Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 19) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 10), согласно которым признается право каждого на свободу выражения мнений, включающее в себя свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны органов публичной власти независимо от государственных границ.
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации № 1624 -0-0 от 08 декабря 2011 года законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула ст. 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с последующими изменениями и дополнениями) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, среди прочего, на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с последующими изменениями и дополнениями) к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с последующими изменениями) государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с последующими изменениями) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с последующими изменениями) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет»; размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; предоставление пользователям информацией по их запросу информации, о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с последующими изменениями) государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Таким образом, одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение данными органами информации о своей деятельности в сети "Интернет". При этом указанные законы не рассматривают размещение информации в сети «Интернет» в качестве приоритетного либо исключительного способа обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с последующими изменениями) определено, какие сведения должна отражать информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети "Интернет".
В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с последующими изменениями) определено, какие сведения должна отражать информация о деятельности органов местного самоуправления с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, размещаемая в сети "Интернет".
Таким образом, информация о деятельности органов местного самоуправления с обращениями граждан, организаций, общественных объединений, должна быть размещена в сети "Интернет".
Судом установлено, что на 26 сентября 2014 года администрация Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области не разместила в сети «Интернет» информацию о работе с обращениями граждан за 2013 год. Данный факт выявлен в ходе прокурорской проверки. Согласно письменному отзыву администрации Лебяжьевского района информация о работе администраций муниципальных образований размещается на сайте администрации Лебяжьевского района, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Данный факт не отрицал и ответчик, признавший иск.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Признание иска ответчиком подтверждается материалами дела. Учитывая, что признание иска ответчиками совершено добровольно, а также с учетом того, что признание не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, решение суда принудительному исполнению не подлежит, поскольку судом установлено, что после обращения прокурора в суд, администрация Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области добровольно разместила информацию о работе с обращениями граждан за 2013 год, на сайте администрации Лебяжьевского района Курганской области.
При подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу положений п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход соответствующего бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу п.п.. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства государственная пошлина с ответчика не подлежит взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не размещении в сети «Интернет» информации о работе с обращениями граждан за 2013 год -удовлетворить.
Обязать администрацию Прилогинского сельсовета Лебяжьевского района Курганской области разместить в сети «Интернет» информацию о работе с обращениями граждан за 2013 год.
В связи с фактическим исполнением решение к принудительному исполнению не обращать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Лебяжьевский районный суд.
Председательствующий - 1к