Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 13 апреля 2015 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксёнова А.С.,
при секретаре Шурбя А..А.,
с участием представителей заявителя Ковалик М.Д., Моториной О.Д.,
прокурора Богатырева О.А.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Североуральске гражданское дело по заявлению МУП «Комэнергоресурс» об оспаривании представления прокурора г. Североуральска,
У С Т А Н О В И Л:
МУП «Комэнергоресурс» обратилось в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указало, что ДД.ММ.ГГГГг. МУП "Комэнергоресурс" получило представление прокурора г.Североуральска об устранении нарушений природоохранного законодательства, вынесенное по результатам проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательстваизаконодательстваосанитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В пункте 7 перечня нарушений указано, что размер санитарно-защитной зоны для канализационных очистных сооружений, согласно п. 7.1.13 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяется исходя из производительности очистных сооружений. Согласно проекту нормативовПДВ для очистных сооруженийпос.Черемухово (производительность 4,03 тыс. м3/сутки) определен размер ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) 200метров.
Площадка №7 очистные сооружения пос.Черемухово расположена в 230 метрах севернее поселка Черемухово по адресу: <адрес>. Ближайшая жилая застройка находится в 170 метрах от промплощадки по <адрес>. Таким образом, в ориентировочной санитарно-защитной зоне площадки № находятся жилые дома, что является недопустимым. Согласно п.5.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
С п.7 представления МУП «Комэнергоресурс» не согласно по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно положениям п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство иэксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
На момент проверки - март 2015г. указанные прокурором положения СанПиН действовали в редакции изменений и дополнений № 3 к СанПиН, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 года № 122, вступившими в силу 12.11.2010 года, которые распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека и в соответствии с которыми из абз.1 п. 1.2 гл.1 новых правил исключены слова «и действующих промышленных объектов и производств».
Канализационные очистные сооружения пос.Черемухово введены в эксплуатацию в период с 1971 года по 1978 год и в последующем не реконструировались, не модернизировалась и не перевооружались, т.е. не являются вновь строящимся объектом.
Кроме того, проверкой не представлены данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий, т.е. не доказан факт вредного воздействия на окружающую среду, замеры и лабораторные исследования не производились в отношении деятельности канализационных очистных сооружений п.Черемухово, свидетельствующие о несоблюдении установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест на границе жилой застройки.
Считает, что требования прокурора г.Североуральска о принятии мер к устранению нарушений закона и недопущению их вновь, указанные в п.7 представления, не основаны на законе.
Просит признать данный пункт представления незаконным.
В судебном заседании представители МУП «Комэнергоресурс» Ковалик М.Д. и Моторина О.Д. поддержали заявление.
Прокурор Богатырев О.А.-М. с заявлением не согласился и пояснил, что смысл п. 7 представления состоит в том, чтобы устранить нарушения. Должно быть 200 м до границв жилой застройки. Эту санитарно-защитную зону (ССЗ) можно уменьшить путем разработки проекта ССЗ, сократив её не более чем на 20%.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУП «Комэнергоресурс» прокурором г. Североуральска внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В п. 7 данного представления указано, что размер ССЗ для канализационных очистных сооружений, согласно п. 7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, определяется исходя из производительности очистных сооружений, Согласно проекту нормативов ПДВ для очистных сооружений <адрес> (производительность 4,03 тыс. м3/сутки) определен размер ориентировочной ССЗ в 200 м. Площадка № очистные сооружения <адрес> расположена в 230 м севернее <адрес> по адресу: <адрес>. Ближайшая жилая застройка находится в 170 м от промплощадеки по <адрес> на то, что данное нарушение требований природоохранного законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и соблюдения ССЗ могут являться причиной ухудшения экологического состояния окружающей среды и оказать негативное воздействие на жизнь и здоровье жителей Североуральского городского округа. Требует принять меры к устранению данного нарушения.
Создание СЗЗ предусмотрено, в том числе, Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха».
Часть 3 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 «Об охране окружающей среды» и п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» содержат бланкетную норму, в соответствии с которыми при определении СЗЗ необходимо руководствоваться СанПиН.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 данной статьи).
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 года № 74 (в редакции изменений и дополнений № 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 года № 122) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 09.09.2010 года № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» были внесены изменения и дополнения № 3, согласно которым из главы 1 пункта 1.2 абзаца 1 «Требования настоящих санитарных правил» распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека» были исключены слова «и действующих».
Начало действия данного документа приходится на ДД.ММ.ГГГГ года.
Как следует из текста заявления и не оспаривается прокурором, канализационные очистные сооружения пос. Черемухово введены в эксплуатацию в 70-х годах прошлого века. Эти сооружения не являются вновь строящимися и реконструируемыми, доказательств тому прокурором не представлено.
Федеральный закон от 17.01.1992 года№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представляет прокурору или его заместителю в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 указанного выше Федерального закона, вносить представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24данного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
По смыслу приведенных норм, учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, представление прокурора не может обладать силой принудительного исполнения и повлечь негативные последствия.
Тем не менее, оспариваемый пункт представления носит принудительный, властно-распорядительного характер, но при этом не содержит конкретные меры устранения нарушений закона, поэтому является неисполнимым, в том числе путем разработки проекта ССЗ, посколькувышеуказанные санитарные нормы не распространяются на действующие промышленные объекты.
При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
заявление признать обоснованным.
Пункт 7 представления прокурора г. Североуральска, Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ № 01-06-2015, внесенное директору МУП «Комэнергоресурс», признать незаконным.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
СУДЬЯ А.С.АКСЁНОВ