Судебный акт #1 (Решение) по делу № 72-1502/2021 от 12.11.2021

дело № 72-1502/2021

УИД: 66RS0001-01-2021-007293-71

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Филиппова Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2021 года жалобу защитника Макаровой Е.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 05 августа 2021 года № 066/04/14.31-1006/2021 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 сентября 2021 года № 12-826/2021, вынесенные в отношении Гутова Вячеслава Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

обжалуемым постановлением директору Серовского отделения Свердловского филиала акционерного общества «Энергосбыт Плюс» (далее – АО «Энергосбыт Плюс») Гутову В.А. назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей за нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся по направлению уведомлений МУП «Комэнергоресурс» о введении ограничений режима потребления электрической энергии потребителя, относящегося к потребителям, ограничение режима
потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в направленных уведомлениях отсутствовали сведения, предусмотренные пп. «в» п. 8 (2), установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, а также п. 2.1.2 договора электроснабжения от 01 октября 2019 года № 73015.

В жалобе защитник ставит вопрос об отмене решения судьи, указывая на отсутствие в действиях Гутова В.А. состава административного правонарушения, а также на суровость назначенного наказания.

Проверив материалы дела, заслушав защитника Макарову Е.Н. поддержавшую доводы жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи не усматриваю в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях административная ответственность наступает за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 настоящего Кодекса.

Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

К таким действиям (бездействию) п. 4 названной статьи относит экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно пп. «а» п. 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее – Основные положения, Правила № 442) ограничение режима потребления вводится по инициативе в том числе: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил.

В соответствии с п. 10 Основных положений в целях введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан: а) направить потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления; б) направить исполнителю (в предусмотренных настоящими Правилами случаях - субисполнителю) уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.

Как следует из материалов дела, в адрес МУП
«Комэнергоресурс» от АО «Энергосбыт Плюс» поступили уведомления № 71300-ИДЗ/43771 от 15 мая 2020 года (три уведомления) о наличии задолженности по договору энергоснабжения от 01 октября 2019 года № 73015. Также в уведомлениях сообщалось о том, что в случае невыполнения требований об оплате задолженности предприятию необходимо осуществить самостоятельное полное ограничение режима потребления по указанным точкам учета. В случае невыполнения требований об оплате задолженности, будет произведено ограничение режима 26, 27 и 28 мая 2020 года непосредственно сетевой организацией в присутствии персонала АО «Энергосбыт Плюс».

Правилами № 442 предусмотрены специальные процедуры введения
ограничения режима потребления, уведомления о введении такого режима в
отношении потребителей, отнесенных к потребителям, ограничение режима
потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

В соответствии с п. 7 Правил № 442 потребитель, в отношении
энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого
вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить
самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными
энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к
экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день,
следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с п. 16(1) Правил № 442 должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Согласно пункту 16 Правил № 442 потребитель, ограничение режима
потребления которого может привести к экономическим, экологическим или
социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по
обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих
устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима
потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для
безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения
безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по
установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих
снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Срок проведения мероприятий по обеспечению готовности к введению
полного ограничения режима потребления не должен превышать 6 месяцев
либо, если в отношении потребителя согласованы технологическая и аварийная брони, - 6 месяцев за вычетом срока сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони, указанного в акте согласования технологической и (или) аварийной брони.
В пункте 16 (1) Правил № 442 указано, что потребитель, ограничение
режима потребления которого может привести к экономическим,
экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в
отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов
электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня
аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного
ограничения режима потребления в течение 3 дней представить исполнителю
(субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план
мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его
энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного
ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 Правил № 442.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить
исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения
уведомление о готовности к введению полного ограничения режима
потребления (абз. 5 п. 16(1) Правил № 442). Из указанных положений
следует, что на потребителя ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям возлагается обязанность: представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения, в данном случае это АО «Энергосбыт Плюс», утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в п. 16 Правил № 442.

Данная обязанность возлагается на потребителя только после дня
уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления, что АО «Энергосбыт Плюс» не было сделано.

Поскольку уведомления о введении частичного ограничения режима
потребления АО «Энергосбыт Плюс» не направлялись, сразу направлены уведомления на полное ограничение режима с указанием конкретных дат
такого ограничения (26-28 мая 2020 года), мероприятия,
предусмотренные п. 16(1) Правил № 442, МУП «Комэнергоресурс» не
могли быть разработаны и выполнены, что не соответствует предусмотренному Правилами № 442 порядку ограничения режима потребления.
Введение полного ограничения режима потребления в отношении
энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики
потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии
которого может привести к экономическим, экологическим или социальным
последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем)
уведомления о готовности к введению полного ограничения режима
потребления не допускается (п. 10(1) Правил № 442).
Уведомление о готовности к введению полного ограничения режима
потребления потребителем направляется исполнителю (субисполнителю) и
инициатору введения ограничения после выполнения мероприятий,
предусмотренных п. 16(1) Правил № 442.

АО «Энергосбыт Плюс» направлены уведомления от 15 мая 2020 года 71300-ИДЗ/771, содержащие информацию одновременно и в отношении
объектов централизованного водоснабжения и канализации населенных
пунктов, эксплуатацию которых осуществляет МУП «Комэнергоресурс»
относящихся к категории потребителей электрической энергии (мощности)
ограничение режима потребления которых может привести к экономическим,
экологическим или социальным последствиям, для которых предусмотрен
особый порядок уведомления и в отношении потребителя, не отнесенного к
потребителям, ограничение режима потребления которых может привести к
экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Доводы о том, что инициирование процедуры ограничения
режима потребления посредством направления уведомлений направлено на
ограничение потребления электрической энергии МУП «Комэнергоресурс» на собственные нужды, не связанные с обеспечением объектов водоснабжения и канализации, являются несостоятельными, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.

Приказом директора АО Свердловского филиала «Энергосбыт Плюс» от 16 августа 2019 года № 282-пр Гутов В.А. назначен на должность директора Серовского отделения Свердловского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс».

Указанные обстоятельства в соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1, ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении директора Гутова В.А.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности, в соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья сделал правильный вывод о том, что Гутов В.А. обосновано привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наказание Гутову В.А. назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи, с учетом конкретных обстоятельств выявленного нарушения.

Оснований для снижения назначенного штрафа с учетом положений ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, поскольку снижение размера назначенного штрафа на менее минимальный размер возможно для должностных лиц, если в санкции статьи штраф предусмотрен в размере от 50000 рублей.

Основания для применения положений о малозначительности деяния отсутствуют, поскольку совершенное Гутовым В.А. правонарушение затрагивает права МУП «Комэнергоресурс».

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение постановления и решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене или изменению постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 05 августа 2021 года № 066/04/14.31-1006/2021 и решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 23 сентября 2021 года № 12-826/2021, вынесенные в отношении Гутова Вячеслава Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Ю.А. Филиппова

72-1502/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Гутов Вячеслав Александрович
Другие
Макарова Елена Николаевна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Филиппова Юлия Анатольевна
Статьи

ст.14.31 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--svd.sudrf.ru
15.11.2021Материалы переданы в производство судье
15.12.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее