Дело № 2а-46/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 1 февраля 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Окинина Сергея Станиславовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Окинин С.С. обратился в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия. Административный иск обоснован тем, что 23.10.2020 административный истец обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 10:12:0051302:1799, площадью 8500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, п. Ласанен, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. В решении, выраженном в письме от 30.11.2020 № 29525/12.4-21, Министерство отказало истцу в удовлетворении поданного заявления в связи с нахождением испрашиваемого в аренду земельного участка в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер. С принятым решением истец не согласен по следующим основаниям. По мнению истца, Министерство имеет правовые основания для предоставления земельного участка в аренду в соответствии с п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ, так как испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Земельный участок в соответствии с законодательством был поставлен на кадастровый учет. Категория земель и вид разрешённого использования установлены при постановке на кадастровый учёт. По данным государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером № не входит в границы земель лесного фонда и не расположен в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер. Министерство неверно применяет норму ст.77 и 78 ЗК РФ, в соответствии с которыми земли сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения в связи с использованием их для целей сельскохозяйственного производства могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. При этом Министерство не предоставило подтверждения, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности. Предположение Министерства о том, что использование земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках повлечет нарушение норм, установленных законодательством РФ, напрямую противоречит п.5 ст.10 ГК РФ, т.к. добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Административный истец Окинин С.С., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Куркиекского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
19 мая 2014 между администрацией Лахденпохского муниципального района и Окининым С.С. был заключен договор аренды № 3628 земельного участка с кадастровым номером № площадью 8500 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 5 лет. 17 июня 2014 года договор прошел государственную регистрацию.
22 октября 2020 года Окинин С.С. обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка (вх. № 27701 от 26.10.2020).
Из оспариваемого отказа от 30 ноября 2020 года за № 29525/12.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказывает Окинину С.С. в предоставлении в аренду спорного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.
В силу п. 1 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
В соответствии с п. 2 той же статьи, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В соответствии с пп. 32 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 данного пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 данной статьи.
Согласно п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
В силу п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 данной статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 данного Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При этом, в силу пунктов 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ, аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в ст. 39.16 ЗК РФ.
Основанием для отказа Окинину С.С. в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в запретной зоне нерестовых полос по берегам рек и озер.
Анализируя представленные доводы и доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельного участка и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу п. 7 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 4 того же закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).
Из оспариваемого отказа следует, что административному истцу отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка в связи с его расположением в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер.
Вместе с тем, по мнению суда, в рассматриваемом случае данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, испрашиваемый истцом земельный участок расположен за пределами населенного пункта поселка Ласанен, который, согласно Закону Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», является сельским населенным пунктом, а спорный земельный участок - полевым.
Министерством не представлены какие-либо доказательства о нахождении испрашиваемого в аренду земельного участка в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер (решение с графическим изображением лесов и т.п.).
По информации Администрации Лахденпохского муниципального района, земельный участок в кадастровым номером 10:12:0051302:1799 расположен в функциональной зоне СХ-3 Зона садоводств и дачных участков. В картографическом материале и текстовой части Генерального плана и Правил землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения отсутствует информация о запретной зоне нерестовых полос по берегах рек и озер. На территории Республики Карелия границы данных зон не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия на запрос суда сообщило, что в соответствии с данными государственного лесного реестра, земельный участок с кадастровым номером 10:12:0051302:1799 расположен за границами земель лесного фонда, защитные леса и особо защитные участки лесов на территории земельного участка отсутствуют. Информации о расположении указанного земельного участка в запретной зоне нерестовых полос не имеется.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств расположения спорного земельного участка в зоне, на территории которой запрещено ведение сельскохозяйственной деятельности, административным ответчиком не представлено.
В рассматриваемом случае, договор аренды, не был расторгнут в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ; в ходе рассмотрения дела не было установлено и не подтверждается материалами дела, что исключительным правом на приобретение спорного земельного участка обладает иное лицо; арендатор земельного участка использует его по целевому назначению, при этом информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях у административного ответчика отсутствует.
Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Окинину С.С. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № по основаниям его расположения в зоне нерестовых полос по берегам рек и озер, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные исковые требования - удовлетворению.
Иных оснований для отказа оспариваемый ответ не содержит.
Учитывая, что в силу п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в решении об отказе в предоставлении земельного участка должны быть указаны все основания отказа, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по предоставлению Окинину С.С. в арену земельного участка с кадастровым номером № по его заявлению от 22.10.2020 (вх. № 27701 от 26.10.2020).
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме № 29525/12.4-21 от 30.11.2020, об отказе Окинину Сергею Станиславовичу, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 8500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, п. Ласанен для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Окинина Сергея Станиславовича от 22.10.2020 (вх. № 27701 от 26.10.2020) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 8500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.
По результатам рассмотрения заявления, при отсутствие иных оснований для отказа Окинину Сергею Станиславовичу в удовлетворении заявления от 22.10.2020 (вх. № 27701 от 26.10.2020), обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить договор аренды земельного участка площадью 8500 кв.м., расположенного по адресу: Республика Карелия, Лахденпохский район, п. Ласанен, в кадастровым номером №.
Сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Окинина Сергея Станиславовича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова