Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4671/2021 ~ М-4134/2021 от 11.08.2021

Дело №2а-4671/21

Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

УИД № 36RS0004-01-2021-003205-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.11.2021 г.                                                                                                                        г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.

с участием: представителя административного истца по доверенности Глотова К.Ю.,            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Юрченко Виктора Алексеевича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Юрченко В.А. обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

В административном иске указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 89.7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, указанное здание расположено в границах земельного участка площадью 494 кв.м (кадастровый ) расположенного по адресу: <адрес>.

      12.04.2021 года административным истцом в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ было направлено в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заявление о заключении договора купли-продажи указанного выше земельного участка.

      11.06.2021 года письмом №52-17-8427 административным ответчиком отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.

      Административный истец считает данный отказ нарушающим его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, предоставленное действующим законодательством собственникам зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке.

      Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 36) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

      Такой случай предусмотрен статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, если иное не установлено данной статьей пли другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).

      В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной со собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружении либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.

     Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

     Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка указано несоответствие разрешенного использования земельною участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

     В заявлении, поданном административным истцом, указанного выше несоответствия не содержится. Таким образом, отказ административного ответчика нарушает нормы действующего законодательства Российской Федерации.

           Считая свои права нарушенными, административный истец просит суд: признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) оформленный письмом от 11.06.2021 года №51-17-8427.

            Определением суда от 26.10.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскакова Г.В.

Административный истец Юрченко В.А., представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца по доверенности Глотов К.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 11.08.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа от 11.06.2021 года.

           Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником нежилого здания площадью 89,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , расположенное на земельном участке с кадастровым номером площадью 494 кв.м, находящимся по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – Конечная станция, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.8-12).

      12.04.2021 года административным истцом в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ было подано заявление о заключении договора купли-продажи указанного выше земельного участка (л.д.15).

      11.06.2021 года письмом №52-17-8427 за подписью заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. административному истцу отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка с указанием на то, что департаментом в установленном порядке была осуществлена выездная проверка фактического использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером с выездом на место. По результатам проверки установлено, что на испрашиваемом земельном участке с разрешенным использованием – конечная станция, фактически расположено кирпичное нежилое здание, что не соответствует цели использования земельного участка «конечная станция», в связи с чем, ссылаясь на п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ департамент отказал в предоставлении в собственность указанного земельного участка (л.д.18-19).

Изучив основания оспариваемого отказа, суд приходит к следующим выводам.

            В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 №217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

           Согласно пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

           В соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

           В силу п.1 ст.39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпункт 6 пункта 2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ предусматривает, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

           Согласно п.5 ст.39.17 в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

          В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

          В числе прочих оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, перечисленных в ст.39.16 Земельного кодекса РФ, в пп.14 указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

         Согласно выписке из ЕГРН от 16.10.2020 года, административный истец является собственником нежилого здания площадью 89, 7 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером .

         Как следует из текста заявления административного истца от 12.04.2021 года, он просил предоставить ему в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – конечная станция, что соответствует виду разрешенного использования, указанному в выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка, приложив все предусмотренные законом документы.

         Таким образом, указанная административным истцом в заявлении цель использования испрашиваемого земельного участка, соответствует виду разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с данными ЕГРН.

         Кроме того, в оспариваемом отказе административным ответчиком не указаны фактические и правовые обоснования того, почему кирпичное нежилое здание, как объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, не может использоваться в качестве конечной станции.

         С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении административному истцу в собственность испрашиваемого земельного участка вынесено административным ответчиком при отсутствии на то законных оснований, в связи с чем, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца на уполномоченный государственный орган следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении ему в собственность земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

         Признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) оформленный письмом от 11.06.2021 года №51-17-8427.

         Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение двухнедельного срока с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Юрченко Виктора Алексеевича от 12.04.2021 года о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 494 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, о результатах исполнения решения суда в не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу сообщить административному истцу и в суд.

         Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                              К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.12.2021 года

Дело №2а-4671/21

Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

УИД № 36RS0004-01-2021-003205-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.11.2021 г.                                                                                                                        г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.

с участием: представителя административного истца по доверенности Глотова К.Ю.,            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Юрченко Виктора Алексеевича к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, заместителю руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Юрченко В.А. обратился в суд с административным иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об оспаривании отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

В административном иске указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 89.7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, указанное здание расположено в границах земельного участка площадью 494 кв.м (кадастровый ) расположенного по адресу: <адрес>.

      12.04.2021 года административным истцом в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ было направлено в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заявление о заключении договора купли-продажи указанного выше земельного участка.

      11.06.2021 года письмом №52-17-8427 административным ответчиком отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.

      Административный истец считает данный отказ нарушающим его исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, предоставленное действующим законодательством собственникам зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке.

      Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 36) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

      Такой случай предусмотрен статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно положениям которой, если иное не установлено данной статьей пли другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1).

      В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной со собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружении либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.

     Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

     Пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка указано несоответствие разрешенного использования земельною участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

     В заявлении, поданном административным истцом, указанного выше несоответствия не содержится. Таким образом, отказ административного ответчика нарушает нормы действующего законодательства Российской Федерации.

           Считая свои права нарушенными, административный истец просит суд: признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) оформленный письмом от 11.06.2021 года №51-17-8427.

            Определением суда от 26.10.2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскакова Г.В.

Административный истец Юрченко В.А., представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного истца по доверенности Глотов К.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 11.08.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа от 11.06.2021 года.

           Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец является собственником нежилого здания площадью 89,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , расположенное на земельном участке с кадастровым номером площадью 494 кв.м, находящимся по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – Конечная станция, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.8-12).

      12.04.2021 года административным истцом в адрес департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ было подано заявление о заключении договора купли-продажи указанного выше земельного участка (л.д.15).

      11.06.2021 года письмом №52-17-8427 за подписью заместителя руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Баскаковой Г.В. административному истцу отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка с указанием на то, что департаментом в установленном порядке была осуществлена выездная проверка фактического использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером с выездом на место. По результатам проверки установлено, что на испрашиваемом земельном участке с разрешенным использованием – конечная станция, фактически расположено кирпичное нежилое здание, что не соответствует цели использования земельного участка «конечная станция», в связи с чем, ссылаясь на п.14 ст.39.16 Земельного кодекса РФ департамент отказал в предоставлении в собственность указанного земельного участка (л.д.18-19).

Изучив основания оспариваемого отказа, суд приходит к следующим выводам.

            В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 №217-03 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области», с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 №365, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области определен исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, находящимися в черте города Воронежа, а также земельными участками, находящимися в собственности области, в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством.

           Согласно пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

           В соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

           В силу п.1 ст.39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпункт 6 пункта 2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ предусматривает, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

           Согласно п.5 ст.39.17 в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

          В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

          В числе прочих оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, перечисленных в ст.39.16 Земельного кодекса РФ, в пп.14 указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

         Согласно выписке из ЕГРН от 16.10.2020 года, административный истец является собственником нежилого здания площадью 89, 7 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> с кадастровым номером .

         Как следует из текста заявления административного истца от 12.04.2021 года, он просил предоставить ему в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования – конечная станция, что соответствует виду разрешенного использования, указанному в выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка, приложив все предусмотренные законом документы.

         Таким образом, указанная административным истцом в заявлении цель использования испрашиваемого земельного участка, соответствует виду разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с данными ЕГРН.

         Кроме того, в оспариваемом отказе административным ответчиком не указаны фактические и правовые обоснования того, почему кирпичное нежилое здание, как объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, не может использоваться в качестве конечной станции.

         С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении административному истцу в собственность испрашиваемого земельного участка вынесено административным ответчиком при отсутствии на то законных оснований, в связи с чем, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца на уполномоченный государственный орган следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении ему в собственность земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

         Признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) оформленный письмом от 11.06.2021 года №51-17-8427.

         Обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение двухнедельного срока с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Юрченко Виктора Алексеевича от 12.04.2021 года о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 494 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, о результатах исполнения решения суда в не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу сообщить административному истцу и в суд.

         Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                              К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.12.2021 года

1версия для печати

2а-4671/2021 ~ М-4134/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Юрченко Виктор Алексеевич
Ответчики
ДИЗО Воронежской области
Заместитель руководителя департамента имущественных и земельных отношений Г.В. Баскакова
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
11.08.2021Регистрация административного искового заявления
12.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.08.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Предварительное судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
25.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее