Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-375/2011 (2-3721/2010;) ~ М-3504/2010 от 02.12.2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 16 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Дейхиной С.И.,

при секретаре Зыряновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мащенко Е.Ю., Ганнова В.В. к Государственному учреждению «Специальное управление федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным решения жилищной комиссии и о возложении обязанности восстановить в списке очередников, нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Мащенко Е.Ю., Ганнов В.В. обратились в суд с иском о признании незаконным решения жилищной комиссии Государственного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Специального управления ФПС ) от 14 июля 2010 года о снятии истцов и членов их семей с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о возложении на ответчика обязанности восстановить в списке очередников, нуждающихся в жилых помещениях, с 26 марта 2007 года.

Свои требования истцы мотивировали тем, что 26 марта 2007 года Ганнов В.В., являющийся в то время командиром отделения СПЧ-8 Специального управления ФПС , члены его семьи (жена и двое дочерей), а также радиотелефонист СПЧ- 8 Мащенко Е.Ю., ее муж и сын, по решению жилищной комиссии управления были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако 14 июля 2010 года на заседании жилищной комиссии Специального управления ФПС ранее принятое решение о постановке истцов и членов их семей на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении отменено на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с тем, что такое решение должно было приниматься органом местного самоуправления. Истцы полагают, что указанное решение жилищной комиссии от 14 июля 2010 года незаконно, поскольку они остаются нуждающимися в жилом помещении и как сотрудники федеральной противопожарной службы имеют право состоять на учёте по месту службы, а не по месту жительства; решение о его снятии их с учёта принято в нарушении ст. 56 ЖК РФ по истечению 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, явившихся основанием для принятия решения о постановке на учёт. На основании изложенного, истцы просят суд признать незаконным решение жилищной комиссии от 14 июля 2010 года, обязать ответчика восстановить их в списке очередников, нуждающихся в получении жилой площади, с момента первоначальной постановки на учет., обязать ответчика поместить единый список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общедоступном для ознакомления месте, включить в судебные расходы Мащенко Е.Ю. и Ганнова В.В. расходы по оплате помощи адвокату в размере 8000 рублей и расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, взыскать с ответчика в пользу истцов судебные расходы в размере 8200 рублей каждому.

Впоследствии истцы Мащенко Е.Ю. и Ганнов В.В. уточнили исковые требования, исключив требования о включении в судебные расходы Мащенко Е.Ю. и Ганнова В.В. расходов по оплате помощи адвокату в размере 8000 рублей и расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей, взыскании с ответчика в пользу истцов указанных судебных расходов.

В судебном заседании Мащенко Е.Ю., Ганнов В.В., их представитель Стреж С.Б. (полномочия подтверждены) заявленные требования поддержали в полном объеме, дав суду пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснили суду, что включение их и членов их семей в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо им для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и для получения жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края. Кроме того, полагают, что как сотрудники федеральной противопожарной службы они имеют право состоять на учете по месту службы, а не по месту жительства. Исключение их из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий препятствует их праву на участие в вышеназванной подпрограмме.

Представитель ответчика, Черкашина А.Ю. (полномочия подтверждены) иск не признала, ссылаясь на то, что после 1 марта 2005 года, когда начал действовать Жилищный кодекс РФ, постановка на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников Федеральной противопожарной службы должна осуществляться в органе местного самоуправления по месту жительства сотрудника, а, значит, решение жилищной комиссии от 26 марта 2007 года в отношении истцов и членов их семей являлось незаконным, поэтому правомерно отменено решением той же комиссии 14 июля 2010 года.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.

Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее – Правила), правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России), содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 7 Правил социальные выплаты предоставляются в первую очередь граж­данам - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного про­живания на территории Российской Федерации.

Применительно к подпрограмме членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются (в числе других лиц) постоянно прожи­вающие совместно с ним супруга (супруг) и их дети, а основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является отсутствие жилых помещений для постоянного проживания, проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания либо проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания (пункты 17 и 8 Правил).

В силу пункта 9 Правил сотрудники ГПС МЧС России, подлежащие увольнению (увольняемые) со службы по достижении ими предельного возраста пре­бывания на службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения.

Судом установлено, что Мащенко Е.Ю. является сержантом внутренней службы и проходит служ­бу в должности радиотелефониста специальной пожарной части Специального управления ФПС , служит непрерывно в подразделении Государственной противопожарной службы с 19 января 1993 года по настоящее время (л.д.16); календарная выслуга истца составляет 18 лет 3 месяца.

Мащенко Е.Ю. состоит в зарегистрированном браке с М. (л.д. 43), у них имеются сын- М, ДД.ММ.ГГГГ рож­дения (л.д.42).

Истец с семьей проживает в однокомнатной <адрес>, расположенной по <адрес>, общей площадью 32,4 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит им на праве собственности в равных долях (л.д. 44-46).

Из протокола заседания жилищной комиссии Специального управления ФПС от 26 марта 2007 года видно, что Мащенко Е.Ю., ее муж и сын поставлены на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.8).

Истец Ганнов В.В. проходит служ­бу в должности старшего пожарного специальной пожарной части Специального управления ФПС , служит непрерывно в подразделении Государственной противопожарной службы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.16); календарная выслуга истца составляет 22 года.

Ганнова В.В. состоит в зарегистрированном браке с Г. (л.д.55). От данного брак супруги имеют двоих дочерей – Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.54).

Истец Ганнов В.В. с семьей проживает в двухкомнатной <адрес>, расположенной по <адрес> общей площадью 37,3 кв.м. Указанная квартира является общей долевой собственностью Ганнова В.В. и членов его семьи (л.д. 48, 50-52). Кроме того, у Ганнова В.В. имеется 1/6 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>. Совокупность площади жилых помещение на семью составляет 44,8 кв.м., на каждого члена семьи – 11,6 кв.м.

Как пояснили в ходе судебного заседания истцы, включение их в список нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо для подачи заявления о получении государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Красноярского края. При этом, они согласны на исключение из очереди на получение жилых помещений после приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты.

Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости истца и членов его семьи в жилом помещении и о наличии у них права на получение государственного жилищного сертификата, ответчиком не оспариваются.

Несмотря на это, решением жилищной комиссии Специ­ального управления ФПС от 14 июля 2010 года постановлено: в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учёт) снять с уче­та сотрудников вместе с членами их семей, которые были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, согласно списку. Под номерами 11,12 данного списка указаны Мащенко Е.Ю. с составом семьи и Ганнов В.В. с составом семьи (л.д. 10-12).

Как подтвердила в судебном заседании представитель ответчика Черкашина А.Ю. истцы до настоящего времени государственные жилищные сертификаты не получили, поскольку сведения о снятии их с учёта переданы в МЧС России и могут являться основанием для отказа в выдаче сертификата.

Таким образом, оспариваемое решение затрагивает права истцов.

При этом данное решение не может быть признано законным.

Как указано выше, истцы Мащенко Е.Ю. и Ганнов В.В. и члены их семей, нуждаются в улучшении жилищных условий. истцы являются сотрудниками ГПС МЧС России, подлежащими увольнению со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе. Продолжительность их службы в подразделениях МЧС России, сотрудники которых содержатся за счет средств федерального бюджета, превышает 10 лет. Истцы и члены их семей выразили желание принять участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов, о чем свидетельствует решение жилищной комиссии от 26 марта 2007 года.

Истцы выполнили требования, необходимые для их постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, представив все необходимые документы, о чём свидетельствует решение жилищной комиссии Специального управления ФПС от 26 марта 2007 года.

Оспариваемое решение жилищной комиссии ответчика от 14 июля 2010 года о снятии Мащенко Е.Ю., Ганнова В.В. и членов их семей с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении мотивировано только ссылкой на п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и указанием на выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учёт.

Однако в чём именно выразились неправомерные действия членов жилищной комиссии, проголосовавших 26 марта 2007 года за постановку истцов и членов их семей на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, в протоколе заседания жилищной комиссии от 14 июля 2010 года не указано. В данном протоколе приведено лишь выступление заместителя председателя жилищной комиссии Черкашиной А.Ю., выразившей своё личное мнение о том, что после 1 марта 2005 года, когда вступил в силу Жилищный кодекс РФ, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно осуществляться органом местного самоуправления, а поскольку у ответчика фонд специализированного жилья отсутствует, то он не правомочен принимать решение о постановке на учёт на получение жилых помещений.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Оспариваемое решение имеет ссылку на обстоятельства, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а оснований снятия истца с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении (то есть указаний на конкретные фактические обстоятельства), не содержит.

Представитель ответчика Черкашина А.Ю. в судебном заседании не смогла назвать обстоятельства, связанные с неправомерными действиями должностных лиц, принявших решение о постановке истца на учёт, которые были выявлены в течение 30 рабочих дней, предшествующих принятию оспариваемого решения.

Вступление же в силу Жилищного кодекса РФ и дача заключения о применении некоторых его положений институтом Законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (на что указала представитель ответчика) к таким обстоятельствам не относится.

Более того, содержащаяся в протоколе заседания жилищной комиссии Специального управления ФПС от 14 июля 2010 года ссылка на положения Жилищного кодекса РФ несостоятельна.

Нормы названного кодекса, определяющие порядок принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливающие основания отказа в принятии на такой учёт и снятия с учёта (статьи 52 – 56 Жилищного кодекса РФ), применяются для целей предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

Истец же требований о восстановлении его в списке очередников для получения жилого помещения по договору социального найма не заявляет, а оспаривает законность снятия его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью получения государственного жилищного сертификата, обязательным условием для которого является признание гражданина нуждающимся в получении жилого помещения.

Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен статьей 4 Жилищного кодекса РФ, к которым обеспечение сотрудников ГПС МЧС России, государственным жилищным сертификатом не относится.

Из содержания Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 следует, что утвержденные им Правила регулируют особый вид правоотношений между государством и отдельными категориями граждан (военнослужащими, сотрудниками ГПС МЧС России и др.), связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В пункте 5 Правил перечислены категории граждан, имеющие право на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов. При этом в отношении некоторых из категорий таких граждан предусмотрено условие о постановке их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в органах местного самоуправления (абзацы 1 и 5 подпункта «г», подпункт «ж»), в то время как в отношении сотрудников ГПС МЧС России, указанных в абзаце 5 подпункта «а» пункта 5, такое условие не содержится.

В соответствие с пунктом 18 Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена служба; а гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исходя из требований пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее – подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и документы, подтверждающие право гражданина на участие в подпрограмме (в том числе выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений)).

Пункт 27 Правил устанавливает, что для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в подразделениях (то есть в организациях, учреждениях федеральных органов исполнительной власти), представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

В силу пунктов 31 и 32 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а также порядок оформления и выдачи сертификатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

Анализ приведённых положений Правил свидетельствует о том, что выдачу государственных жилищных сертификатов сотрудникам ГПС МЧС России, указанным в абзаце 5 подпункта «а» пункта 5 Правил (к которым относится истец), осуществляет МЧС России. Оно же устанавливает порядок и сроки формирования списков граждан – участников подпрограммы по выдаче государственных жилищных сертификатов, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а также порядок оформления и выдачи сертификатов. Для получения сертификата гражданин – участник такой подпрограммы должен представить в подразделение, в котором он проходит службу и состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), соответствующие заявления (рапорты) с приложением к ним необходимых документов.

Согласно пункту 13 Положения о государственном учреждении «Специальное управление федеральной противопожарной службы МЧС России», утверждённого 30 марта 2006 года, именно ответчика возложена задача по организации учёта своих сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, вопреки утверждению представителя ответчика, постановка истцов и членов их семей на учёт в Специальном управлении ФПС в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в целях участия в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов не противоречит закону. Напротив, организация ответчиком учёта сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), соответствует процитированным выше положениям Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, и Положению о государственном учреждении «Специальное управление федеральной противопожарной службы МЧС России». Названные же правовые акты в конкуренцию с жилищным законодательством не вступают, так как регулирует иные отношения. При этом, суд учитывает, что истцы не оспаривают законность снятия его с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении с целью получения государственного жилищного сертификата. Исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством, установлен статьей 4 Жилищного кодекса РФ, к которым обеспечение сотрудников ГПС МЧС России, государственным жилищным сертификатом не относится. Из содержания Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 следует, что утвержденные им Правила регулируют особый вид правоотношений между государством и отдельными категориями граждан (военнослужащими, сотрудниками ГПС МЧС России и др.), связанных не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В пункте 5 Правил перечислены категории граждан, имеющие право на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов. При этом в отношении некоторых из категорий таких граждан предусмотрено условие о постановке их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в органах местного самоуправления (абзацы 1 и 5 подпункта «г», подпункт «ж»), в то время как в отношении сотрудников ГПС МЧС России, указанных в абзаце 5 подпункта «а» пункта 5, такое условие не содержится. Приказом МЧС России от 06 августа 2004 года № 372 на территориальный орган МЧС России, коими является Специальное управление ФПС № 57, возложена обязанность организовать учет военнослужащих, сотрудников, гражданских служащих, работников управления МЧС России подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условия и обеспечении их жилыми помещениями в установленном порядке. Поэтому постановка Ганнова В.В., Мащенко Е.Ю. и членов его семьи по месту его службы, то есть в ГУ Специальное управление ФПС № 57 осуществлена в соответствии с действующим законодательством

При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии о снятии истцов с членами их семей с учёта лиц, нуждающихся в жилом помещении, не может быть признано обоснованным, поэтому иск Мащенко Е.Ю. и Ганнова В.В. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Мащенко Е.Ю., Ганнова В.В. к Государственному учреждению «Специальное управление противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании незаконным решения жилищной комиссии и о возложении обязанности восстановить в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий» удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Государственного учреждения «Специальное управление противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 14 июля 2010 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Мащенко Е.Ю. с членами ее семьи М. и М. и о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Ганнова В.В. с членами его семьи Г., Г., Г..

Обязать Государственное учреждение «Специальное управление противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» восстановить Мащенко Е.Ю. с членами ее семьи мужем М. и сыном М. и Ганнова В.В. с членами его семьи женой Г., дочерью Г., дочерью Г.- в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 26 марта 2007 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение десяти суток со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: С.И. Дейхина

2-375/2011 (2-3721/2010;) ~ М-3504/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ганнов Владимир Владимирович
Мащенко Елена Юрьевна
Ответчики
ГУ "СУФПС №57"
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Дейхина Светлана Ивановна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
02.12.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2010Передача материалов судье
07.12.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2010Подготовка дела (собеседование)
23.12.2010Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2011Предварительное судебное заседание
21.02.2011Предварительное судебное заседание
16.03.2011Судебное заседание
29.03.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее