Дело №
25RS0№-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Дальнегорск 08 февраля 2022 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Ядвига Е.П., при секретаре К, с участием: представителя истца старшего помощника прокурора г. Дальнегорска П ответчика представителя администрации Дальнегорского городского округа Приморского края Карпушкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Дальнегорска Котова В.Е. в интересах многодетной семьи Я, К, К, Я к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
В суд с иском обратился заместитель прокурора г. Дальнегорска Котов В.Е., указав, что прокуратурой города в ходе проверки исполнения требований Федерального и краевого законодательства в деятельности администрации Дальнегорского городского округа выявлены нарушения требований действующего законодательства, допущенные при реализации Закона Приморского края от <дата> №-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». Администрация Дальнегорского городского круга обязана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Законом Приморского края от <дата> №-K3 еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков.
В результате проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1499,0 кв.м., принадлежащий Я, К, К, Я на праве собственности в общих долях по ? доли, переданный на основании постановления администрации Дальнегорского городского округа от <дата> №-па, расположенный примерно в 540 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>, не обеспечен инженерной инфраструктурой.
Факт непринятия мер администрацией Дальнегорского городского округа, направленных на обеспечения инженерной инфраструктурой земельный участок, предоставленный вышеуказанной многодетной семье на протяжении 7 лет с момента получения указанного участка, влечет грубое нарушение жилищных прав граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, в том числе, прав несовершеннолетних членов семьи Я Полагает, что иными мерами прокурорского реагирования достичь восстановления нарушенных жилищных прав семьи Я не представилось возможным, процедура досудебного урегулирования спора исчерпала свои возможности и прокурору необходимо реализовать право, предусмотренное ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного просит обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1499,0 кв.м., расположенный примерно в 540 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>, инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Дальнегорска П поддержала иск по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика администрации Дальнегорского городского округа Карпушкина Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила суд установить больший срок в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, поскольку срок один год не будет достаточным для исполнения решения суда, просила установить срок до <дата>.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата> №-р «Об утверждении концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
Согласно п. «а» ст. 2 Указа Президента РФ от <дата> № «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно ч. 9 ст. 2 Закона Приморского края от <дата> №-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» на территории Приморского края образование земельных участков в целях реализации законов Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края», является приоритетным в отношении образования земельных участков для иных целей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Приморского края от 29.12.2003 №-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Законом Приморского края от <дата> №-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
В связи с тем, что в Законе Приморского края от <дата> №-K3 отсутствует прямая норма закона, указывающая на обязательность выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, целесообразно, в таком случае, применить норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Приморского края от <дата> №-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края» формирование земельных участков осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, комплексного освоения территории и выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Приказом Минрегиона России от <дата> № «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», рекомендовано учитывать, что согласно п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст. 15, п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Статья 6 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закрепляет, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Пунктами 4, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в числе прочего, организация в границах городского округа электро- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Уставом Дальнегорского городского округа закреплено, что к полномочиям администрации городского округа относится организация в границах <адрес> электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, также относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4,5 ч. 1 ст. 5).
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Как установлено в судебном заседании Я обратилась в администрацию Дальнегорского городского округа с заявлением о постановке на учет и предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Приморского края от <дата> №-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». Согласно заявлению в состав семьи включены Я, К, К, Я
На основании постановления «О предоставлении земельного участка в общую долевую собственность бесплатно Я, К, К, Я» от <дата> №-па, выданного администрацией Дальнегорского городского округа – Я, К, К, Я получили бесплатно в равных долях земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 1499,0 кв.м., расположенный примерно в 540 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>.
В судебном заседании установлено, что ответчиком не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем, чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Доказательства организации реальной возможности подключения семьи Я, получившей земельный участок, к электрическим сетям, сетям водоснабжения и водоотведения, а также использования автомобильной дороги, суду не представлены.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан в соответствии с Законом Приморского края от <дата> №-KЗ принимать меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельного участка истцов, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, полагая, что срок до <дата> является разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г.Дальнегорска Котова В.Е. в интересах многодетной семьи Я, К, К, Я к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать администрацию Дальнегорского городского округа обеспечить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1499,0 кв.м., расположенный примерно в 540 м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Дальнегорск, <адрес>, инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения) сформированный для индивидуального жилищного строительства как семье, имеющей трех и более детей, в течение срока до <дата> со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.П. Ядвига