Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2476/2019 ~ М-2245/2019 от 23.04.2019

63RS0-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2019 года                         <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,

при секретаре Белюсевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-2676/2019 по административному исковому заявлению Петровой Т. В. к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,

УСТАНОВИЛ:

Петрова Т.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ООО «ИК «Недвижимость» заключен предварительный договор №М4-6 о заключении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, с.<адрес>, жилой массив «Березовка», <адрес>, участок , в соответствии с которым срок передачи дома под отделку был установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания строительно-монтажных работ был установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Согласно предварительного договора, стоимость объектов была определена в размере 4 080 000 руб., в том числе 3 830 000 руб. стоимость дома, 250 000 руб. стоимость земельного участка. Истец свои обязательства по оплате стоимости дома и земельного участка выполнил в полном объеме. В соответствии с дополнительным соглашением , стоимость дома на момент подписания договора составила 3 550 000 руб., а стоимость земельного участка – 250 000 руб., в связи с чем, излишне уплаченная сумма в размере 280 000 руб. была зачтена в счет оплаты квартиры по договору Д32 участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между Петровым Ю.А. и ООО «ИК «Недвижимость». Общество свои обязательства по передаче дома не исполнило, акт приема-передачи не подписан. Определением Арбитражного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены требования Петровой Т.В. по включению в реестр требований кредиторов о передаче жилого помещения – жилого дома, общей площадью 115 кв.м, количеством этажей 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, с.<адрес>, жилой массив «Березовка», <адрес>, участок . В связи с тем, что ООО «ИК «Недвижимость» своих обязательств перед истцом не выполнил, истец обратился в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении его в реестр, чьи денежные средства и чьи права нарушены. Решением Министерства строительства <адрес> истцу было отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Ссылаясь указанные обстоятельства, просит признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр пострадавших граждан Петрову Т.В.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Плотникова Н.В. просила принять дополнение требований, согласно которым просила к ранее заявленному требованию обязать Министерство строительства <адрес> возобновить работу по ее заявлению и в течение одного месяца сообщить в Ленинский районный суд <адрес> и ей об исполнении решения суда.

Представитель административного ответчика по доверенности Таркина Ю.А. требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве, просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В соответствии с этим уполномоченным органом на территории <адрес> является Министерство строительства <адрес> (ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории <адрес>").

В соответствии с ч.7 ст.23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ИК «НЕДВИЖИМОСТЬ» и Петровой Т.В. был заключен предварительный договор № о заключении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, предметом которого заключение в будущем договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу земельного участка: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, с.<адрес>, жилой массив «Березовка», <адрес>, участок , после проведения технической инвентаризации, ввода дома в эксплуатацию и земельный участок.

Стоимость дома, в соответствии с п.2.8 указанного выше предварительного договора, на момент подписания составила 3 830 000 руб., стоимость земельного участка 250 000 руб.

В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Петровой Т.В. и ООО «ИК «НЕДВИЖИМОСТЬ», недвижимое имущество приобретается покупателем за счет собственных средств в сумме 3 400 000 руб. и кредитных средств, предоставляемых ЗАО «ФИА-Банк» согласно кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 680 000 руб.

Оплата Петровой Т.В. произведена в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок сдачи дома под отделку не позднее ДД.ММ.ГГГГ, изменения стоимости дома и земельного участка, в размере 3 550 000 руб. и 250 000 руб., соответственно, а также зачета излишне уплаченной суммы в размере 280 000 руб. в счет квартиры по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между истцом иООО «ИК «НЕДВИЖИМОСТЬ».

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требование Петровой Т.В. включено в реестр требований о передаче жилого блока блокированного дома общей площадью 115 кв.м, двухэтажного, расположенного на земельном участке площадью 300 кв.м, с кадастровым номером по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, с.<адрес>, мкр. "Березовка", <адрес>, участок , с указанием в реестре суммы, уплаченной участником строительства, в размере 3 800 000 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Петрова Т.В. обратилась в Министерство строительства <адрес> с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствия заявителя одному из критериев, установленных п.2 приложения к приказу /пр от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку представленный договор долевого участия не соответствует требованиям части3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ в части отсутствия государственной регистрации.

Согласно пункта 2 приложения к приказу Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237; ст. 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4767; ст. 4816; 2018, N 1, ст. 90) (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.

Согласно ч.3 ст.4 вышеуказанного Федерального закона договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что Петровой Т.В. отказано, поскольку отсутствует государственная регистрация договора.

Между тем, отказ Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, не мотивирован ни одним из приведенных оснований, в отказе административным ответчиком не указано, какому одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения к выше названному приказу, не соответствует административный истец.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Под государственной услугой, как указано в ст.2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст.5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Суд принимает во внимание, что деятельность Министерства строительства <адрес> относится к сфере публичного права.

В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.

К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств. Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.

Уведомление Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержит разъяснений относительно того, каким конкретно критериям, установленным в законе, гражданин не соответствует и какие действия он должен совершить.

Отсюда следует, что административным истцом доказаны основания заявленных им требований о незаконности отказа во включении в реестр пострадавших граждан.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Министерством строительства <адрес> принято незаконное решение об отказе во включении Петровой Т.В. в реестр пострадавших граждан, чем нарушены права последнего, в связи с чем заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Поскольку решение об отказе истцу во включении в спорный реестр на основании пп.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан признано судом незаконным, суд считает необходимым обязать Министерство строительства <адрес> вновь возобновить работу по заявлению Петровой Т.В. с проведением соответствующей проверки для установления всех оснований для отказа или включения истца в реестр пострадавших граждан.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Петровой Т. В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Петровой Т. В. во включении в реестр пострадавших граждан.

Обязать Министерство строительства <адрес> возобновить работу по заявлению Петровой Т. В. и в течение одного месяца сообщить в Ленинский районный суд <адрес> и заявителю об исполнении решения суда.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                (подпись) Г.В.Космынцева

Копия верна

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-2476/2019 ~ М-2245/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова Т.В.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Космынцева Г. В.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
23.04.2019Регистрация административного искового заявления
23.04.2019Передача материалов судье
25.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2019Предварительное судебное заседание
29.05.2019Судебное заседание
31.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее