Судья Баранова Т.В. |
№12-303/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
02 декабря 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу инспектора дорожно-патрульной службы ОСВ ДПС ГИБДД МВД по Республике Карелия на постановление судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 24 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении В.,
установил:
по результатам рассмотрения 24 октября 2021 г. в отношении В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, судьей Прионежского районного суда РК вынесено постановление о прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого лицу противоправного деяния.
В поданной в вышестоящий суд жалобе должностным лицом фио1 ставится вопрос об отмене судебного акта и о возвращении дела на новое рассмотрение в связи с доказанностью факта совершения привлекаемым лицом инкриминируемого правонарушения по изложенным в жалобе мотивам.
Заслушав должностного лица фио1, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.1 ст.19.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права: требовать от граждан прекращения противоправных действий; составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с чч.3, 4 ст.30 Федерального закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что за нарушение требований приказа Минтранса России от 28.10.2020 №440, выразившееся в использовании при управлении автомобилем SHACMAN (государственный регистрационный знак М 747 ХК 10) тахографа без карты водителя, 08 октября 2021 г. сотрудником полиции в отношении водителя В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.
В связи с содеянным указанному лицу выдано требование сотрудника полиции о прекращении противоправных действий и устранении в срок до 09 октября 2021 г. выявленного нарушения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения.
В дальнейшем постановлением должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Прионежскому району от 20 октября 2021 г. В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.
Также установлено, что 24 октября 2021 г. в отношении В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, согласно которому 24 октября 2021 г. в 12 часов 50 минут на 137 км автодороги А 215 «Подъезд к г.Петрозаводску» в Прионежском районе Республики Карелия, управляя транспортным средством SHACMAN (государственный регистрационный знак №), указанный водитель не выполнил законное требование сотрудника полиции от 08 октября 2021 г. в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности о прекращении противоправных действий, явившихся основанием для возбуждения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела постановлением судьи Прионежского районного суда РК от ХХ.ХХ.ХХ производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Согласно п.3 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абз.10 п.1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 №1213 определено, что требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Вышеуказанные требования утверждены приказом Минтранса России от 28.10.2020 №440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
Оснащению тахографами подлежат грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами (п.1 Приложения №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами» к приказу Минтранса России от 28.10.2020 №440).
В п.1 Правил использования тахографов, установленных на транспортные средства, являющихся Приложением №3 к приказу Минтранса России от 28.10.2020 №440 (далее - Правила), установлена обязанность водителей по использованию тахографов в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха.
Исходя из подп.1, 2 п.12 данных Правил, водителям запрещается эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом; использование тахографа без карты водителя.
Частью 1 ст.11.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства.
С учетом анализа правовых норм и установленных по делу обстоятельств судья пришел к правильному выводу о том, что инспектор дорожно-патрульной службы действовал в пределах предоставленных ему полномочий и вправе был вручить водителю транспортного средства с целью предотвращения условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения, требование об устранении нарушения, явившегося основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ.
При этом исходя из ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость), и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения.
Учитывая, что требование сотрудника полиции о недопустимости использования транспортного средства, оснащенного тахографом без карты водителя, которое отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях, к числу которых относится предупреждение таких правонарушений (ст.1.2 КоАП РФ), по существу не было направлено на незамедлительное прекращение противоправных действий, совершенных лицом в сфере безопасности дорожного движения, судья при разрешении дела пришел к обоснованному выводу об отсутствии в конкретной сложившейся ситуации правовых оснований для привлечения водителя к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи Прионежского районного суда РК подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 24 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении В. оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова