Дело № 2-696/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 16 ноября 2018 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Зеленковой Н.В.,
при секретаре Гребенниковой П.Ю.,
с участием заместителя прокурора Воробьевского района Воронежской области – Воробьева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воробьевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному казенному образовательному учреждению Краснопольская основная общеобразовательная школа, администрации Воробьевского муниципального района о понуждении устранить нарушения законодательства об образовании,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Воробьевского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению Краснопольская основная общеобразовательная школао понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об образовании, а именно: актуализировать сведения имеющихся локальных нормативных правовых актов на Сайте; обеспечить размещение информации о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; разместить копию актуального плана
финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке,
или бюджетной сметы образовательной организации, разместить на официальном сайте копию отчета о результатах исполнения предписаний. В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В обоснование своих требований прокурор указал на следующие обстоятельства.Прокуратурой района на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного в целях контроля за реальным устранением нарушений законодательства об образовании, в части соблюдения закона о ведении официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» по внесенному ранее прокуратурой района представлению, проведена соответствующая проверка в МКОУ «Краснопольская ООШ».
Статьей 29 Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 273) образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Перечень информации, обязательной к размещению в сеть «Интернет», определен ч. 2 ст. 29 Закона № 273.
В ч. 3 ст. 29 Закона № 273 предусмотрено, что указанная информация и документы, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, установлен постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (далее - Правила), а также приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 определены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Сайт), а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации.
В соответствии с п. 2 Требований для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации». Информация в специальном разделе должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела.
Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта.
В соответствии с п. 3. Требований специальный раздел должен содержать следующие подразделы: подраздел «Основные сведения», подраздел «Структура и органы управления образовательной организацией», подраздел «Документы», подраздел «Образование», подраздел «Образовательные стандарты», подраздел «Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав», подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», подраздел «Стипендии и иные виды материальной поддержки», подраздел «Платные образовательные услуги», подраздел «Финансово-хозяйственная деятельность», подраздел «Вакантные места дляприема (перевода)».
Проверкой установлено, что содержание Сайта образовательной организации не в полной мере соответствует предусмотренным требованиям закона.
Так, ч. 5 ст. 29 Закона № 273 образовательная организация обязана размещать копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.
В нарушение данной нормы, МКОУ «Краснопольская ООШ» отчеты об исполнении предписаний не разместило.
Согласно пп. «р», п. 1, ч. 2 ст. 29 Закона № 273 образовательные организации обязаны размещать информацию о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.
Вместе с тем, руководство школы не обеспечило размещение на Сайте подобного рода информации.
Кроме того, на официальном сайте МКОУ «Краснопольская ООШ» не размещена копия актуального плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации.
В соответствии с пп. «д», п. 2, ч. 2 ст. 29 Закона № 273 ФЗ образовательные организации обязаны размещать копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.
В нарушение данной нормы, а также ч. 3 ст. 29 Закона № 273 МКОУ «Краснопольская ООШ» на Сайте в подразделе «Документы» не актуализировала сведения имеющихся локальных нормативных правовых актов. Ряд положений устарели и не имеют юридической силы.
Сайт является важнейшим элементом информационной политики современной образовательной организации и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Отсутствие на официальном сайте обязательной информации, определенной законом, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе права участников образовательного процесса, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получения полной и всесторонней информации об образовательной организации и результатах ее деятельности.
Ранее прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Краснопольская ООШ» внесено представление, однако действенных мер по устранению нарушений в указанной сфере руководством школы не было предпринято.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением
в защиту прав, свобод, законных интересов граждан и неопределенного круга
лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Воробьевского района Воронежской области Воробьев С.С. поддержал заявленные исковые требования, просил суд удовлетворить их.
Представители ответчиков Муниципальногоказенного образовательного учреждения Краснопольская основная общеобразовательная школа и администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, в своем заявлении просили суд рассмотреть дело без их участия, возражений относительно исковых требований суду не представили, при этом не возражали против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, так как согласны с указанными в иске допущенными нарушениями законодательства обобразовании.
Выслушав заместителя прокурора Воробьевского района Воронежской области Воробьева С.С., изучив материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 21 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".
Согласно ч. 1 - 3 ст. 29 вышеуказанного закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ ктаким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность всей перечисленной в данном пункте информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формату предоставления на нем обязательной к размещению информации утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, в том числе и локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ФЗ "Об образовании в РФ", Постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации
Из материалов дела следует, что прокуратурой Воробьевского района Воронежской области на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного в целях контроля за реальным устранением нарушений законодательства об образовании, в части соблюдения закона о ведении официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» по внесенному ранее прокуратурой района представлению, проведена соответствующая проверка в МКОУ «Краснопольская ООШ», в ходе которой установлены нарушения в части ведения официального сайта образовательного учреждения в сети "Интернет". А именно:МКОУ «Краснопольская ООШ» на официальном сайте не размещены отчеты об исполнении предписаний; не размещена информация о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;не размещена копия актуального плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации.
Как установлено судом, ответчиком не представлено в опровержении иска достаточных доказательств, достоверно подтверждающих факт размещения на официальном сайтеМКОУ «Краснопольская ООШ»всего объема информации, обязательное опубликование которой в сети "Интернет" установлено действующим законодательством.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.
Суд считает, что отсутствие необходимой информации сети «Интернет»МКОУ «Краснопольская ООШ», обязательное опубликование которой установлено действующим законодательством, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе права участников образовательного процесса, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получения полной и всесторонней информации об образовательной организации и результатах ее деятельности.
При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» суд пришел к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на образовательное учреждение обязанности по обеспечению обязательной информациейна официальном сайтеМКОУ «Краснопольская ООШ».
Согласно Уставу МКОУ «Краснопольская ООШ»является некоммерческой образовательной организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности (п. 1.2), казенным учреждением (п. 1.3), его учредителем и собственником имущества является Воробьевский муниципальный район Воронежской области, где полномочия учредителя осуществляет отдел по образованию администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области, а полномочия собственника имущества осуществляет отдел по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области (п. 1.7).
В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.
Таким образом, исходя также из положений ст. ст. 15, 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнение требованийнормативно-правовых актов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Между тем, само по себе отсутствие денежных средств, необходимых на устранение выявленных нарушений законодательства, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является.
В данной связи суд, считает требование прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности по внесению на официальный сайт МКОУ «Краснопольская ООШ»обязательной информации об образовательном учреждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснопольская ООШ»в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об образовании, а именно: актуализировать сведения имеющихся локальных нормативных правовых актов на Сайте; обеспечитьразмещение информации о поступлении финансовых и материальных средстви об их расходовании по итогам финансового года; разместить копию актуального плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; разместить на официальном сайте копию отчета о результатах исполнения предписаний.
В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Н.В.Зеленкова
Дело № 2-696/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 16 ноября 2018 г.
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Зеленковой Н.В.,
при секретаре Гребенниковой П.Ю.,
с участием заместителя прокурора Воробьевского района Воронежской области – Воробьева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воробьевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному казенному образовательному учреждению Краснопольская основная общеобразовательная школа, администрации Воробьевского муниципального района о понуждении устранить нарушения законодательства об образовании,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Воробьевского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному образовательному учреждению Краснопольская основная общеобразовательная школао понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об образовании, а именно: актуализировать сведения имеющихся локальных нормативных правовых актов на Сайте; обеспечить размещение информации о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года; разместить копию актуального плана
финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке,
или бюджетной сметы образовательной организации, разместить на официальном сайте копию отчета о результатах исполнения предписаний. В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В обоснование своих требований прокурор указал на следующие обстоятельства.Прокуратурой района на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного в целях контроля за реальным устранением нарушений законодательства об образовании, в части соблюдения закона о ведении официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» по внесенному ранее прокуратурой района представлению, проведена соответствующая проверка в МКОУ «Краснопольская ООШ».
Статьей 29 Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 273) образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Перечень информации, обязательной к размещению в сеть «Интернет», определен ч. 2 ст. 29 Закона № 273.
В ч. 3 ст. 29 Закона № 273 предусмотрено, что указанная информация и документы, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, установлен постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» (далее - Правила), а также приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 определены требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - Сайт), а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации.
В соответствии с п. 2 Требований для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации». Информация в специальном разделе должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела.
Доступ к специальному разделу должен осуществляться с главной (основной) страницы Сайта, а также из основного навигационного меню Сайта.
В соответствии с п. 3. Требований специальный раздел должен содержать следующие подразделы: подраздел «Основные сведения», подраздел «Структура и органы управления образовательной организацией», подраздел «Документы», подраздел «Образование», подраздел «Образовательные стандарты», подраздел «Руководство.Педагогический (научно-педагогический) состав», подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», подраздел «Стипендии и иные виды материальной поддержки», подраздел «Платные образовательные услуги», подраздел «Финансово-хозяйственная деятельность», подраздел «Вакантные места дляприема (перевода)».
Проверкой установлено, что содержание Сайта образовательной организации не в полной мере соответствует предусмотренным требованиям закона.
Так, ч. 5 ст. 29 Закона № 273 образовательная организация обязана размещать копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.
В нарушение данной нормы, МКОУ «Краснопольская ООШ» отчеты об исполнении предписаний не разместило.
Согласно пп. «р», п. 1, ч. 2 ст. 29 Закона № 273 образовательные организации обязаны размещать информацию о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.
Вместе с тем, руководство школы не обеспечило размещение на Сайте подобного рода информации.
Кроме того, на официальном сайте МКОУ «Краснопольская ООШ» не размещена копия актуального плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации.
В соответствии с пп. «д», п. 2, ч. 2 ст. 29 Закона № 273 ФЗ образовательные организации обязаны размещать копии локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.
В нарушение данной нормы, а также ч. 3 ст. 29 Закона № 273 МКОУ «Краснопольская ООШ» на Сайте в подразделе «Документы» не актуализировала сведения имеющихся локальных нормативных правовых актов. Ряд положений устарели и не имеют юридической силы.
Сайт является важнейшим элементом информационной политики современной образовательной организации и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Отсутствие на официальном сайте обязательной информации, определенной законом, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе права участников образовательного процесса, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получения полной и всесторонней информации об образовательной организации и результатах ее деятельности.
Ранее прокуратурой района в адрес директора МКОУ «Краснопольская ООШ» внесено представление, однако действенных мер по устранению нарушений в указанной сфере руководством школы не было предпринято.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением
в защиту прав, свобод, законных интересов граждан и неопределенного круга
лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора Воробьевского района Воронежской области Воробьев С.С. поддержал заявленные исковые требования, просил суд удовлетворить их.
Представители ответчиков Муниципальногоказенного образовательного учреждения Краснопольская основная общеобразовательная школа и администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, в своем заявлении просили суд рассмотреть дело без их участия, возражений относительно исковых требований суду не представили, при этом не возражали против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, так как согласны с указанными в иске допущенными нарушениями законодательства обобразовании.
Выслушав заместителя прокурора Воробьевского района Воронежской области Воробьева С.С., изучив материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 21 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".
Согласно ч. 1 - 3 ст. 29 вышеуказанного закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ ктаким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность всей перечисленной в данном пункте информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формату предоставления на нем обязательной к размещению информации утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 N 785.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, в том числе и локальные нормативные акты, предусмотренные частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 29 ФЗ "Об образовании в РФ", Постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации
Из материалов дела следует, что прокуратурой Воробьевского района Воронежской области на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного в целях контроля за реальным устранением нарушений законодательства об образовании, в части соблюдения закона о ведении официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» по внесенному ранее прокуратурой района представлению, проведена соответствующая проверка в МКОУ «Краснопольская ООШ», в ходе которой установлены нарушения в части ведения официального сайта образовательного учреждения в сети "Интернет". А именно:МКОУ «Краснопольская ООШ» на официальном сайте не размещены отчеты об исполнении предписаний; не размещена информация о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;не размещена копия актуального плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации.
Как установлено судом, ответчиком не представлено в опровержении иска достаточных доказательств, достоверно подтверждающих факт размещения на официальном сайтеМКОУ «Краснопольская ООШ»всего объема информации, обязательное опубликование которой в сети "Интернет" установлено действующим законодательством.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора.
Суд считает, что отсутствие необходимой информации сети «Интернет»МКОУ «Краснопольская ООШ», обязательное опубликование которой установлено действующим законодательством, нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе права участников образовательного процесса, так как у пользователей сети «Интернет» отсутствует возможность получения полной и всесторонней информации об образовательной организации и результатах ее деятельности.
При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» суд пришел к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на образовательное учреждение обязанности по обеспечению обязательной информациейна официальном сайтеМКОУ «Краснопольская ООШ».
Согласно Уставу МКОУ «Краснопольская ООШ»является некоммерческой образовательной организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности (п. 1.2), казенным учреждением (п. 1.3), его учредителем и собственником имущества является Воробьевский муниципальный район Воронежской области, где полномочия учредителя осуществляет отдел по образованию администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области, а полномочия собственника имущества осуществляет отдел по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области (п. 1.7).
В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.
Таким образом, исходя также из положений ст. ст. 15, 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнение требованийнормативно-правовых актов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Между тем, само по себе отсутствие денежных средств, необходимых на устранение выявленных нарушений законодательства, основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей не является.
В данной связи суд, считает требование прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности по внесению на официальный сайт МКОУ «Краснопольская ООШ»обязательной информации об образовательном учреждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснопольская ООШ»в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об образовании, а именно: актуализировать сведения имеющихся локальных нормативных правовых актов на Сайте; обеспечитьразмещение информации о поступлении финансовых и материальных средстви об их расходовании по итогам финансового года; разместить копию актуального плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации; разместить на официальном сайте копию отчета о результатах исполнения предписаний.
В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Н.В.Зеленкова