Дело № 2-935/15
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
09 декабря 2015 года город Оха Сахалинской области
Охинский городской суд Сахалинской области, в составе председательствующего судьи Гончаровой Ю.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО6, с участием административного истца ФИО1, заинтересованного лица ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» о признании постановления администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности восстановить на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по первоначальной дате постановки на учет,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском к администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» (далее – МО ГО «<данные изъяты>»), указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла на учете граждан имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера – МО ГО «<данные изъяты>». Постановлением администрации МО ГО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья» она снята с этого учета в связи приобретением (строительством) жилья в других субъектах Российской Федерации.
Фактически истец является собственником ? в праве общей долевой собственности на жилое помещение № в <адрес> по улице <данные изъяты>, принадлежащей ей на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № на общей долевой собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена запись регистрации №.
Поэтому ни на момент постановки ФИО1 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера (ДД.ММ.ГГГГ), ни на момент принятия ответчиком оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, истец не имела в своей собственности жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, расположенных в климатически более благоприятных субъектах Российской Федерации.
В этой связи в своем исковом заявлении ФИО1 поставила требования о признании незаконным постановления администрации МО ГО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья», возложении обязанности восстановить на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по первоначальной дате постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ и очередности предоставления жилищной субсидии.
ДД.ММ.ГГГГ определением Охинского городского суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство социальной защиты <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен ФИО7
В судебном заседании истец ФИО1, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо ФИО7 требования истца поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика администрации МО ГО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явились, о времени месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства в связи с их неявкой их представителя, не ходатайствовали.
Представители третьего лица – Министерства социальной защиты <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела заинтересованные лица извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отсутствие своих представителей.
Выслушав объяснения истца, третьего лица, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) установлено право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со статьей 1 (абзац 3 часть 1) Федерального закона N 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с названным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (в случае передачи права на осуществление соответствующих полномочий) по месту жительства таких граждан (статья 3 Федерального закона N 125-ФЗ).
Следовательно, для признания за инвалидами с детства права на предоставление единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет необходимо наличие определенных условий:
наличие статуса инвалид детства;
рождение гражданина в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом о жилищных субсидиях установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 (далее – Положение об учете граждан).
В соответствии с пунктами 24, 25 этого Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (в последующем – «на 2011 - 2015 годы») Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее – Правила ГЖС), которыми регламентируется порядок предоставления государственных жилищных сертификатов (социальных выплат) гражданам.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Правил ГЖС право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно подпункту «а» пункта 22 Правил ГЖС снованием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
В силу пункта 20 Положения об учете граждан, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения об учете граждан. К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений (пункт «в»); приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (пункт «д»); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (пункт «и»).
Согласно пункту 22 Положения об учете граждан, снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. В случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
В соответствии со статьей 3 Закона о жилищных субсидиях постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из содержания статьи 3 Закона о жилищных субсидиях, постановка на учет граждан является отдельным государственным полномочием субъекта Российской Федерации, соответственно субъект Российской Федерации в установленном порядке вправе наделить соответствующие органы местного самоуправления данным государственным полномочием.
Такое же право предусмотрено пунктами 3, 7 Положения об учете граждан, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, но при этом обеспечивают контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Законом Сахалинской области от 07.06.2006 года № 63-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органам местного самоуправления Сахалинской области (в том числе, администрации МО ГО «<данные изъяты>») переданы полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, администрация МО ГО «<данные изъяты>», являясь исполнителем переданных ей государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и органом, формирующим соответствующие списки граждан МО ГО «<данные изъяты>», имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, вправе принимать решения о снятии граждан с данного учета.
Наряду с этим, отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, достаточных для постоянного проживания семьи претендента на получение государственной поддержки при переселении из района Крайнего Севера, или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.
Факт приобретения достаточного для семьи жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устраняет такое условие для возникновения и сохранения права на получение социальных выплат, как отсутствие у данной категории граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения (в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий). Данное обстоятельство влечет утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения и сохранения права на получение единовременных социальных выплат, и является основанием для снятия этих граждан с учета лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, однако не лишает их права вновь стать на данный учет после признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.
По смыслу приведенных норм права, граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что их состояние нуждаемости в социальной поддержке государства не прекратилось, в то время как уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, истец ФИО1, являющаяся инвалидом с детства (л.д.12), родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, относящийся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с рождения и по настоящее время проживает в <адрес> (л.д.7).
Постановлением администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, поставлена на учет граждан категории «инвалидов», имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д.14-17).
ДД.ММ.ГГГГ в рамках взаимодействия при обеспечении предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме администрацией МО ГО «<данные изъяты>» получены сведения Росреестра, согласно которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 (№) принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (комната №), общей площадью 23.6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, ком 2., согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, а также принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 18).
В этой связи Постановлением администрации МО ГО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья» истец действительно снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из МО ГО «<данные изъяты>». В качестве основания для снятия истца с этого учета в данном постановлении указано на приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (л.д.19).
Так из материалов наследственного дела № Мытищинского нотариального округа (л.д.68-128), представленного суду, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №, выданный ФИО2 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, проживающая по адресу: ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, приняла наследство 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (комната №), общей площадью 23.6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80).
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии №, выданный Отделом внутренних дел <адрес>, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения № проживает по адресу: <адрес>, улица 60 лет СССР, <адрес>. При этом, согласно сведениям о ранее выданном паспорте, предыдущий паспорт истца № выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес> (л.д. 132).
Из материалов дела следует, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ком 2 ранее являлся ФИО3, умерший ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО3 получили: ФИО4 (мать наследодателя), ФИО1 (жена наследодателя), действующая за себя и за своего несовершеннолетнего сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 56, 80).
В судебном заседании истец ФИО1 пояснила, что не знает ФИО1, на которую администрацией МО ГО «<данные изъяты>» получены сведения из Росреестра, данная гражданка ей не знакома, они не являются родственниками. Кроме того пояснила, что граждане ФИО3, ФИО4, ФИО5 ей также не знакомы. В браке с ФИО3 она никогда не состояла, наследство открывшееся после его смерти не принимала.
Принимая во внимание совокупность имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о правомерности признания недействительными сведений выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества в отношении истца ФИО1
Доказательств подтверждающих иное, сторонами спора суду не указано и не представлено.
При таких обстоятельствах, истец снятию с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из района Крайнего Севера не подлежала, поскольку на момент принятия обжалуемого постановления она не обладала жилым помещением, расположенным за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Принимая во внимание изложенное, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 о признании постановления администрации МО ГО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ФИО1 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, незаконным и возложении на ответчика обязанности восстановить ее на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, по дате первоначального учета – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьями 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, 333.19 Налогового кодекса РФ, истцу за счет средств ответчика подлежат возмещению судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении с настоящим иском в суд в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» о признании постановления администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении обязанности восстановить на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по первоначальной дате постановки на учет – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья».
Обязать администрацию муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» восстановить ФИО1 на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации муниципального образования городской округ «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 в возмещение судебных расходов денежные средства в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд Сахалинской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.М.Гончарова
Решение в окончательной форме принято 14 декабря 2015 года.
Судья Ю.М.Гончарова
Копия верна: судья Ю.М.Гончарова