Дело № 2-1249/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 октября 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Карецкой Е.В., с участием прокурора Винокуровой М.С., представителя ответчика Михайлюк И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию городскому округу «<адрес>» в лице Администрации городского округа «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности организовать проведение обследования строительных конструкций многоквартирного дома специализированной организацией,
установил:
Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному образованию городскому округу «Город Губаха» Пермского края в лице Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края с требованием об обязании организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> в г. Губахи с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что прокурорской проверкой по факту неудовлетворительного состояния жилого помещения в доме по адресу: <адрес> установлены нарушения жилищного законодательства. Проверкой установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № указанное жилое помещение предоставлено С.А.Г. В указанном двухквартирном доме обе квартиры находятся в муниципальной собственности. В процессе осмотра дома ДД.ММ.ГГГГ были выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания и устойчивости строительных конструкций и оснований. При визуальном осмотре выявлено, что <адрес> имеет частичное разрушение отмостки, по фасаду наблюдаются многочисленные трещины, отслоение и разрушение штукатурного слоя, многочисленные трещины и разрушение штукатурного слоя. Несмотря на наличие угрозы жизни и безопасности граждан, проживающих в доме, собственником муниципальных жилых помещений – администрацией городского округа «Город Губаха» не принимаются меры по проведению технического обследования дома специализированной организацией, в целях решения вопроса о возможности дальнейшей эксплуатации дома для безопасного проживания граждан. Это свидетельствует о проявлении администрацией городского округа «Город Губаха» бездействия в вопросах своевременного принятия мер по обследованию жилищного фонда с целью обеспечения безопасности граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, несмотря на наличие оснований для организации такого обследования.
Прокурор Винокурова М.С. в судебном заседании уточнила иск, путем указания срока для исполнения возлагаемых обязанностей, 3-х месячным сроком, исчисляемым со дня вступления решения суда в законную силу, на иске настаивала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края Михайлюк И.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в бюджете муниципального образования не заложены расходы на обследование указанного многоквартирного дома. Отсутствуют заявления собственников о проведении обследования.
Суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В силу пунктов 8, 9 и 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, кроме прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а так же законами соответствующих субъектов РФ.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), которым предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В соответствии с пунктом 45(1) Положения в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено следующее. Многоквартирный <адрес> в г. Губаха Пермского края имеет очевидные признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик и несущей способности: <адрес> имеет частичное разрушение отмостки, на стенах здания имеются многочисленные трещины значительных размеров, отслоение и разрушение штукатурного слоя, многочисленные трещины и разрушение штукатурного слоя.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: копией заявления С.А.Г.; копией письма Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ; копией договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; копией письма Управления ЖКХ и инфраструктуры Администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу не признавался, обе квартиры находятся в муниципальной собственности; актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в приложенными цифровыми фотоснимками.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Факт ненадлежащего технического состояния многоквартирного <адрес> в г. Губаха Пермского края судом установлен на основе исследованных в судебном заседании доказательств, указывающих на очевидные признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик и несущей способности: частичное разрушение отмостки, на стенах здания имеются многочисленные трещины значительных размеров, отслоение и разрушение штукатурного слоя, многочисленные трещины и разрушение штукатурного слоя.
В одной из двух квартир, наниматель не проживает, вследствие ненадлежащего состояния жилого помещения.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентирован главой IV Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом, признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Следовательно, орган местного самоуправления, получив информацию о выявленных признаках аварийности конструктивных элементов указанного многоквартирного дома, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, обязан был принять предусмотренные законом меры.
Постановлением Администрации городского округа «Город Губаха» № от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), утверждены положение, порядок и состав межведомственной комиссии.
Между тем, при наличии обстоятельств, объективно указывающих на признаки аварийности многоквартирного дома, Администрацией г. Губахи, как органом уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, в том числе как собственником всех жилых помещений в данном многоквартирном доме, не приняты меры для решения вопроса об обследовании технического состояния строительных конструкций жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, заключение межведомственной комиссии по вопросу об аварийности дома и его сносе или реконструкции.
Бездействие Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края препятствует решению в установленном законом порядке о признании жилого <адрес> в г. Губаха Пермского края аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что создает угрозу безопасности неограниченного числа лиц, жителей муниципального образования, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о недостаточности срока исполнения обязанности судом отклоняются, поскольку исходя из конкретных обстоятельств, а также с учетом незначительности необходимых расходов, суд приходит к выводу о достаточности испрашиваемого срока, который может быть судом в порядке исполнения отсрочен при наличии уважительных причин.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск прокурора г. Губахи удовлетворить полностью.
Возложить на Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края обязанность в трехмесячный срок, исчисляемый со дня вступления решения в законную силу, организовать проведение обследования специализированной организацией строительных конструкций многоквартирного <адрес> в г. Губаха Пермского края с предоставлением заключения, выданного специализированной организацией по данному многоквартирному дому, в межведомственную комиссию.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 октября 2018 года.
Председательствующий: