Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-937/2021 ~ М-564/2021 от 16.03.2021

51RS0021-01-2021-000774-28

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2021 года

Дело № 2-937/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2021 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Петровой О.С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Теличко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боброва Андрея Валентиновича к войсковой части 77360Н о взыскании недоплаченной заработной платы в связи с работой во вредных условиях,

УСТАНОВИЛ:

Бобров А.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к войсковой части 77360Н о взыскании недоплаченной заработной платы в связи с работой во вредных условиях.

В обоснование иска указал, что 09 апреля 2013 года он принят на должность командира отделения пожарной команды.

В соответствии с приказом Министра Обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.

При этом согласно п. 4 данного правового акта руководители воинских частей и организаций должны организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, настоящим приказом.

В результате проведенной внеплановой специальной оценки условий труда от 28 декабря 2020 года установлено, что выполняемые им трудовые обязанности связаны с вредными и (или) опасными условиями труда 4 класса.

22 января 2021 года он обратился к ответчику с требованием о предоставлении всех причитающихся надбавок и компенсаций с даты издания Приказа Министра Обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», то есть с сентября 2019 года, однако 08 февраля 2021 года ответчиком ему в этом отказано со ссылкой на отсутствие оснований для установления повышенного размера оклада до проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства и положения статей 92, 117, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с воинской части 77360-Н надбавку за работу в опасных условиях труда в размере 24% к окладу, доплату за работу сверх установленной нормы с учетом разницы между 40-часовой и 36-часовой неделей, выплату за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, начиная с 1 октября 2019 года (с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») и до проведения специальной оценки условий труда.

В судебное заседание истец Бобров А.В. и его представитель Вещагин А.Д. не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика войсковой части 77360-Н Малахов Р.О. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, указал, что поскольку в 2017 году на рабочем месте истца по результатам проведенной в войсковой части 77360-Н специальной оценки условий труда был установлен 2 класс вредности (допустимые условия труда), то согласно действующему на тот момент «Положению о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций ВС РФ» оснований для установления работнику повышающих надбавок к заработной плате, сокращенной продолжительности рабочего времени, а также предоставления права на увеличенный отпуск не имелось. При этом до проведения специальной оценки условий труда в 2017 году вышеперечисленные социальные гарантии истцу также не полагались. Следовательно, проведение специальной оценки условий труда в 2017 году не повлекло ухудшения положения работника.

На основании обращения работников Государственная инспекция труда в Мурманской области в адрес войсковой части 77360-Н вынесла предписание, в соответствии с которым проведена внеплановая специальная оценка условий труда и по ее результатам, утвержденным 28 декабря 2020 года, на рабочем месте истца установлен 4 класс вредности (опасные условия труда), в связи с чем истцу были присвоены предусмотренные законодательством гарантии и компенсации и приказом командира войсковой части 77360-Н от 11 января 2021 года № 3 установлено повышение должностного оклада на 24%.

Полагал необоснованными доводы истца о том, что его должностной оклад должен быть повышен на 24% в связи с фактической занятостью в опасных условиях труда с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 и до утверждения результатов внеплановой специальной оценки условий труда ОУТ 28 декабря 2020 г., поскольку в соответствии с названным приказом должностные оклады повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, то есть до утверждения 28 декабря 2020 года результатов внеплановой СОУТ, установившей 4 класс (опасные условия труда), основания для повышения должностного оклада отсутствовали.

При этом до поступления в войсковую часть 77360-Н предписания Государственной инспекции труда Мурманской области оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, указанных в ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не имелось.

Также выразил несогласие с требованием о взыскании заработной платы с учетом установления 4 класса (опасные условия труда) за период, начиная с 01 октября 2019 г. и до 28 декабря 2020 г., поскольку исходя из смысла п. 4 ст. 17 Федерального закона «О специальной оценки условий труда» обязанность работодателя произвести перерасчет с учетом повышающей надбавки к окладу за работу в опасных условиях труда возникает лишь в случае, если условия труда работников были бы ухудшены. В данном же случае до проведения СОУТ в 2017 году работникам не было установлено гарантий и компенсаций, связанных с занятостью во вредных условиях труда, в связи с чем ухудшения условий труда не произошло, что свидетельствует об отсутствии оснований для перерасчета заработной платы работников и иных причитающихся выплат с учетом 4 класса (опасные условия труда).

С учетом изложенного просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» - «2 финансово-экономическая служба» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В представленном отзыве третье лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, аналогичным приведенным представителем ответчика войсковой части 77360-Н Малаховым Р.О.

Представители третьих лиц - Государственной инспекции труда в Мурманской области и первичной профсоюзной организации войсковой части 77360-Н в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы проверки Государственной инспекции труда в Мурманской области, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (часть 5 статьи 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41).

С учетом этого для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, трудовым законодательством предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда.

На основании ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Статьей 14 Федерального закона № 426-ФЗ введена классификация условий труда, которые по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс).

Согласно статье 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Кроме того, в соответствии со статьей 117 ТК РФ работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.

Статьей 147 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бобров А.В. с 09 апреля 2013 года по настоящее время работает в должности водителя автомобиля пожарной команды войсковой части 77 360-Н.

В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 77360-Н (г. Североморск) с 01 октября 2019 года производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 (до 01 октября 2019 года в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 23 апреля 2014 г. № 255) с особенностями, установленными коллективным договором, заключенным между командованием и трудовым коллективом.

Так, в соответствии с пунктом 16 главы III приложения № 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени.

Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах:

на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

С 01 октября 2019 года в соответствии с пунктом 4 главы II приложения № 2 приказа Министра обороны Российской Федерации 18 сентября 2019 г. № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому, персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Таким образом, до проведения специальной оценки условий труда, оснований для повышения должностного оклада (тарифной ставки) Боброву А.В. в соответствии с нормативными актами Министерства обороны РФ не было, так как условия его труда вредными не признавались.

В дальнейшем в войсковой части 77360-Н в рамках мероприятий по государственным контрактам № 0849400000517000015-0862486-02 от 19 июля 2017 года, № 14/17 от 18 июля 2017 года, № 10/17 от 17 июля 2017 года проведена специальная оценка условий труда. Отчет по государственному контракту № 10/17 от 17 июля 2017 года, по которому производилась специальная оценка условий труда (в том числе и по рабочему месту Боброва А.В.), подписан 30 ноября 2017 года.

В соответствии с картой специальной оценки условий труда № 162 Боброву А.В. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 2 класс (допустимые условия труда), по которому в соответствии с приказом МО РФ 2014 № 255 должностной оклад (тарифная ставка) не подлежал повышению.

30 марта 2020 года, после издания приказа Министра обороны Российской Федерации 18 сентября 2019 г. № 545, предусматривающего повышение должностного оклада за работу во вредных условиях труда вне зависимости от продолжительности времени работы в таких условиях, истец и другие работники войсковой части 77360-Н, не согласившись с результатами проведенной специальной оценки условий труда от 30 ноября 2017 года, обратились в Государственную инспекцию труда в Мурманской области.

По представлению Государственной инспекции труда в Мурманской области Министерством труда и социального развития Мурманской области проведена экспертиза качества специальной оценкой условий труда в отношении рабочих мест войсковой части 77360-Н, по итогам которой установлено, что качество проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах войсковой части 77360-Н: начальника команды, командира отделения, пожарного, водителя автомобиля (ИНРМ №№ 159,160, 161, 163) не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда.

Как следует из заключения № 09-03-ГЭ-1/2020-СОУТ от 17 июня 2020 года Министерства труда и социального развития Мурманской области, выявленные несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда выразились в следующем: комиссия, сформированная работодателем, не принимала участия в проведении специальной оценки условий труда, результаты проведения специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством не утверждены.

Министерство труда и социального развития Мурманской области пришло к выводу о наличии данных нарушений, поскольку в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами работодателем по отношению к лицам гражданского персонала войсковой части 77360-Н является непосредственно командир войсковой части 77360-Н, а документы по результатам специальной оценки условий труда подписаны комиссией филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 ФЭС», которое работодателем не является.

На основании указанного заключения по результатам государственной экспертизы условий труда Государственной инспекцией труда в Мурманской области вынесено предписание № 51/7-790-20-ОБ/12-2246-И/25-37/2, на войсковую часть 77360-Н возложена обязанность в срок до 29 декабря 2020 года обеспечить и провести внеплановую оценку условий труда.

В целях исполнения данного предписания в 2020 году в войсковой части 77360-Н проведена внеплановая специальная оценка условий труда. Отчет подписан 28.12.2020 года.

В соответствии с картой специальной оценки условий труда № 2 Боброву А.В. установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - 4 класс, по которому в соответствии с приказом МО РФ 2019 № 545 должностной оклад (тарифная ставка) повышается на 24%.

На основании результатов внеплановой специальной оценки условий труда войсковой части 77360-Н командиром части был издан приказ № 3 от 11 января 2021 года об увеличении должностного оклада (тарифной ставки) Боброву А.В. на 24% с 28 декабря 2020 года.

Учитывая, что должностные оклады (тарифные ставки) повышаются только гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда (пункт 4 главы II приложения № 2 приказа МО РФ от 18 сентября 2019 г. № 545), установление Боброву А.В. повышенного оклада на 24% с 28 декабря 2020 года является правомерным и обоснованным.

Относительно требований Боброва А.В. установить ему повышенный оклад на 24% с 18 сентября 2019 года по 28 декабря 2020 года и произвести перерасчет с учетом льгот и компенсаций, установленных за работу во вредных и(или) опасных условиях труда, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.

При этом инициировать проведение внеплановой специальной оценки условий труда работодатель может только по п. 1, 3, 4, 5, 6 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось стороной истца, оснований для проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочего места истца по инициативе работодателя не имелось.

Положения Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» позволяют работникам выразить свое несогласие с проведенной специальной оценкой условий труда, обратившись в Государственную инспекцию труда, в выборный орган первичной профсоюзной организации, иной представительный орган работников или в судебном порядке.

Так, в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).

Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В судебном заседании установлено, что истец с целью разрешения возникших разногласий не обращался в первичную профсоюзную организацию, а обратился в Государственную инспекцию труда в Мурманской области с заявлением об оспаривании результатов специальной оценки условий труда 2017 года в составе иных работников войсковой части 77360-Н 30 марта 2020 года.

Внеплановая специальная оценка условий труда войсковой части 77360-Н проведена в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ - «получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» в установленный законом срок – в течение 6 месяцев.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 должностные оклады повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, то есть до утверждения 28 декабря 2020 года результатов внеплановой специальной оценки условий труда, установившей в отношении рабочего места истца 4 класс (опасные условия труда), основания для повышения должностного оклада отсутствовали.

Кроме того, исходя из смысла п. 4 ст. 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанность работодателя произвести перерасчет с учетом повышающей надбавки к окладу за работу в опасных условиях труда возникает лишь в случае, если условия труда работников были бы ухудшены. В данном же случае до проведения специальной оценки условий труда в 2017 году истцу не было установлено гарантий и компенсаций, связанных с занятостью во вредных условиях труда, в связи с чем ухудшения условий труда не произошло, что свидетельствует об отсутствии оснований для перерасчета заработной платы работников и иных причитающихся выплат с учетом 4 класса (опасные условия труда).

Вопреки доводам стороны истца, само по себе то обстоятельство, что специальная оценка условий труда, проведенная в 2017 году, была проведена с нарушениями действующего законодательства, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, так как согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации назначение гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ, которыми в качестве оснований для их назначения рассматриваются исключительно результаты специальной оценки условий труда либо аттестация рабочего места.

Таким образом, поскольку факт работы истца в период с 18 сентября 2019 года по 28 декабря 2020 года во вредных и/или опасных условиях труда не подтвержден результатами специальной оценки условий труда либо аттестации рабочего места суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании заработной платы, не доплаченной истцу как работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за данный период.

Оценивая доводы истца, суд учитывает, что по данному делу работодателем выполнена обязанность по организации и проведению специальной оценки условий труда, а также соблюдена установленная законом процедура оспаривания результатов специальной оценки условий труда: исполнено предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области и проведена внеплановая специальная оценка условий труда.

При этом в период проведения внеплановой оценки условий труда не допущено ухудшения положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводилась внеплановая специальная оценка условий труда, а по итогам проведенной внеплановой специальной оценки условий труда истцу установлены причитающиеся гарантии и компенсации.

Как уже указывалось выше, выявленные Государственной инспекцией труда в Мурманской области нарушения в проведении специальной оценки условий труда 2017 года достоверно не свидетельствуют о наличии оснований для признания за истцом права на получение гарантий и компенсаций за работу во вредных и/или опасных условиях труда ранее даты утверждения результатов внеплановой оценки условий труда, то есть о нарушении прав на получение заработной платы как лица, работающего во вредных и/или опасных условиях труда.

При этом суд учитывает, что вывод об отнесении условий труда истца к допустимым условиям труда (2 класс) был сделан не работодателем, а аккредитованной организацией, а доказательств того, что действия непосредственно войсковой части 77360-Н повлияли на выводы аккредитованной организации, в материалах дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд не усматривает вины в действиях войсковой части 77360-Н в нарушении прав истца на получение заработной платы как лица, работающего во вредных и/или опасных условиях труда, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Боброва Андрея Валентиновича отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                        О.С. Петрова

2-937/2021 ~ М-564/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бобров Андрей Валентинович
Ответчики
Войсковая часть 77360-Н
Другие
Вещагин Андрей Дмитривеич
Первичная профсоюзная организация войсковой части 77360-Н
Государственная инспекция труда в Мурманской области
федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - филиал «2 финансово-экономическая служба»
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Петрова О.С.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
16.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
06.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
01.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее