Дело № 12-35/2013
Кизеловского городского суда
Пермского края
РЕШЕНИЕ
г. Кизел ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Митракова Т.В.,
при секретаре Наумовой Н.Н.,
с участием защитника должностного лица, привлеченного к административной ответственности, Запиляй В.П., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
потерпевшего ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кизел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации Кизеловского муниципального района Гаврилова А. Н., и жалобу Гаврилова А.Н. на постановление по делу об административном правонарушении старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Кизел УФССП России по Пермскому краю Суднищиковой О.П. от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о наложении административного штрафа старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Кизел УФССП России по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ глава Администрации Кизеловского муниципального района Гаврилов А. Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виду штрафа в размере № рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Гаврилов А.Н. принес на него жалобу, в которой просит постановление старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Кизел отменить по следующим основаниям. Десятидневный срок подачи жалобы не нарушен, так как постановление о наложении административного штрафа вручено главе ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Кизеловским городским судом было принято решение об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить ФИО1 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, и предоставить ФИО1 социальную выплату для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу, был выдан исполнительный лист, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство. Администрация Кизеловского муниципального района в рамках Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» оказывает содействие в предоставлении социальных выплат гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Финансирование данной программы осуществляется из федерального бюджета в ограниченных размерах. Поступившие денежные средства направлены на предоставление гражданам социальных выплат, нуждающимся в переселении, также частично на исполнение решений суда. Профинансировать все принятые судом решения не представляется возможным, в связи с тем, что денежные средства на исполнение решений судом не заложены. Исполнение решений судов заключается во включении граждан в Список граждан, подлежащих переселению, и предоставлении социальной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ Министерством энергетики РФ утвержден протокол совещания по вопросу уточнения Списка граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего таковым в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах. В данный список включен ФИО1 Таким образом, Администрацией решение суда частично исполнено. Социальная выплата будет предоставлена при поступлении дополнительного финансирования. Глава Администрации Кизеловского муниципального района неоднократно обращался в Министерство энергетики РФ за выделением средств из федерального бюджета на исполнение решений суда, но финансирование в необходимом объеме не предоставлено. Постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отношении должника Администрации Кизеловского муниципального района. Глава Администрации района не является непосредственно должником по исполнительному производству, следовательно, не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности, Гаврилов А.Н. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку отказался от получения судебной повестки, о чем письмоносцем в расписке сделана соответствующая запись, извещение за него получила его защитник по доверенности Запиляй В.П., о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
В судебном заседании защитник Запиляй В.П. на жалобе и изложенных в ней доводах настаивает, дополнительно пояснила, что обстоятельства, изложенные в постановлении старшего судебного пристава, не оспаривает. Финансирование на программу поступает раз в год. Средства распределяются на наблюдательном совете при Администрации Кизеловского муниципального района, председателем которого является глава Администрации, в состав совета входят все главы поселений: Кизеловского городского, сельских: Шахтинского, Центрально-Коспашского, Северно-Коспашского, Южно-Коспашского, руководитель Центра занятости населения г. Кизел, сотрудники Администрации Кизеловского муниципального района. Наблюдательный совет коллегиально и по- фамильно решает вопрос о выделении денежных средств. В этом году уже все средства распределены. В июне 2013 года глава Администрации направил в Министерство энергетики РФ письмо с просьбой выделить дополнительное финансирование для исполнения решений суда, ответа еще не последовало. В 2012 году исполнялись решения суда за 2010 год и за первое полугодие 2011 года.
В судебном заседании потерпевший ФИО1 считает, что постановление старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Кизел является законным и обоснованным, наказание назначено в разумных пределах. Он желает получить социальную выплату, поэтому не связывает свое право с тем, кто именно будет привлечен к административной ответственности: глава Администрации или сама Администрация Кизеловского муниципального района. По более поздним решениям суда от 2012 года люди получили социальную выплату.
Представитель Отдела судебных приставов по г. Кизелу в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.
Выслушав доводы защитника лица, привлеченного к административной ответственности, оценив в совокупности представленные доказательства, считаю, что жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 указанного выше Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Одно из таких изъятий предусмотрено непосредственно в ч. 13 ст. 30 для случаев предъявления к исполнению исполнительных документов, в которых установлен срок исполнения: срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в таком исполнительном документе; если же исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства. В ч. 14 ст. 30 определен перечень случаев возбуждения исполнительного производства, в которых СПИ не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Это следующие случаи возбуждения исполнительного производства, в которых исполнительный документ подлежит немедленному исполнению или установление срока для добровольного исполнения попросту невозможно: 1) в соответствии с ч. 16 ст. 30, те есть, по таким исполнительным документам, как постановления СПИ о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных СПИ в процессе исполнения исполнительного документа; 2) при последующих предъявлениях исполнительного документа, это следует непосредственно из нормы ч. 11 ст. 30; 3) о восстановлении на работе; 4) об административном приостановлении деятельности; 5) о конфискации имущества; 6) по исполнительному документу об обеспечительных мерах.
В главе 13 Закона "Об исполнительном производстве", которая посвящена исполнению требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в ст. 105 определены общие условия исполнения таких требований. Так, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения. В случае неисполнения должником требования судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные ст. 105 Закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 года, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектом ответственности по данной статье могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по вступившему в законную силу решению Кизеловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Кизеловского муниципального района возложена обязанность включить ФИО1 в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и выделить ФИО1 социальную выплату на одного человека ФИО1 для приобретения благоустроенного жилого помещения, для переселения ФИО1 в избранный им для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, о чем выдан исполнительный лист, который поступил на принудительное взыскание в Отдел службы судебных приставов по г. Кизелу.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение-требование о привлечении к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ, а также об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, которое вручено Администрации Кизеловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено уведомление-требование, где установлен новый срок для исполнения- ДД.ММ.ГГГГ, также вынесено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, которые вручены Администрации Кизеловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от главы Администрации поступил ответ о том, что в установленный 5-дневный срок для добровольного исполнения, судебное решение исполнить не представляется возможным, оно будет исполнено после согласования списков в Министерстве энергетики РФ и при поступлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных на реализацию программ местного развития. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено уведомление-требование, где установлен новый срок для исполнения ДД.ММ.ГГГГ, также вынесено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, которые вручены Администрации Кизеловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено уведомление-требование, где установлен новый срок для исполнения- до ДД.ММ.ГГГГ, которое вручено должнику ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено уведомление-требование, где установлен новый срок для исполнения- ДД.ММ.ГГГГ, которое вручено Администрации Кизеловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено уведомление-требование, где установлен новый срок для исполнения- до ДД.ММ.ГГГГ, которое вручено должнику ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено уведомление-требование, где установлен новый срок для исполнения- ДД.ММ.ГГГГ, которое вручено Администрации Кизеловского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено предупреждение об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, которое вручено главе Администрации Кизеловского муниципального района Гаврилову А.Н., также вынесено предупреждение-требование о предоставлении объяснений по факту неисполнения судебных решений, вступивших в законную силу в 2011 году. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было установлено, что должник не исполнил требования в исполнительном документе в установленный срок, что подтверждается актом совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ.
Подтверждающих документов, что должник исполнил требования содержащиеся в исполнительном документе в установленный срок не предоставил. Вследствие чего, судебным приставом-исполнителем был составлен протокол № 199 от 17.07.2013 года об административном правонарушении по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ.
При рассмотрении судебным приставом-исполнителем дела об административном правонарушении процессуальный порядок рассмотрения нарушен не был.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Между тем, по материалам исполнительного производства именно Администрация Кизеловского муниципального района является должником, следовательно, юридическое лицо несет права и обязанности в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.
Таким образом, старший судебный пристав Отдела судебных приставов по г. Кизелу привлек к административной ответственности должностное лицо- главу Администрации Кизеловского муниципального района, не являющегося стороной исполнительного производства, то есть должником, за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, предъявленных должнику- юридическому лицу.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что Гаврилов А.Н. не является надлежащим субъектом рассматриваемого правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 30.7. КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.
На основании изложенного, постановление о наложении административного штрафа старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю № № от ДД.ММ.ГГГГ года о признании виновным главы Администрации Кизеловского муниципального района Гаврилова А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлет отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Р Е Ш И Л:
Отменить постановление старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю о наложении административного штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица- главы Администрации Кизеловского муниципального района Гаврилова А. Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере № рублей, производство по делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ за отсутствием в действиях Гаврилова А.Н. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись.
Верно.
Судья Т.В.Митракова
Секретарь Н.Н.Наумова