Дело № 5-4119/2021
УИД 35RS0010-01-2021-015047-96
Протокол № от 23.09.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Вологда | 22 ноября 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2021 года.
Мотивированное постановление составлено 22 ноября 2021 года.
Судья Вологодского городского суда Вологодской области Бондаренко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Невзоровой Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес>,
установил:
Невзоровой Н.А. организовано проведение земляных работ для ремонта здания по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 23 (гостиница «Англитер»), - расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, собственником которых является Невзорова Н.А., находящихся в границах объекта археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада г. Вологды, XVI – 1 четв. XVII вв.», включенного в перечень выявленных объектов культурного наследия приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области (далее также – Комитет) от 17 ноября 2017 года № 359-О, границы которого утверждены приказом Комитета 01 марта 2021 года №, в нарушение требований пункта 5 статьи 5.1, пункта 2 статьи 36, статьи 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно на момент проведения земляных работ отсутствовали согласованный Комитетом обязательный раздел об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проекте проведения таких работ или проект обеспечения сохранности объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающий оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия, а также выданное в установленном порядке разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Нарушение выявлено должностным лицом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области 29 июля 2021 года.
По данному факту 23 сентября 2021 главным специалистом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области в отношении Невзоровой Н.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебное заседание Невзоровой Н.А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ее защитник по ордеру адвокат Зайцева К.К. вину Невзоровой Н.А. в совершении административного правонарушения не признала. Просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения либо назначить административный штраф ниже низшего размера, предусмотренного санкцией статьи, ссылаясь на отсутствие у Невзоровой Н.А. информации о том, что земельный участок под гостиницей расположен в границах объекта археологического наследия, совершение правонарушения впервые. Пояснила, что землю раскапывали для проверки безопасности труб для исключения залива земельного участка и здания, после окончания работ земельный участок приведен в первоначальное состояние. Документы на работы не сохранились. Полевые археологическое работы не проводились.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Некипелова И.А. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердила. Пояснила, что административное правонарушения выявлено в ходе осмотра 29 июля 2021 года, вокруг периметра здания были вырыты траншеи, при повторном выходе 10 сентября 2021 года работы также проводились, при выходе 20 сентября 2021 года установлено, что работы завершены. Проведение любых земляных работ в границах объекта археологического наследия требует получения разрешительных документов, чего Невзоровой Н.А. сделано не было.
Заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
В силу части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Факт совершения административного правонарушения и вина Невзоровй Н.А. подтверждаются собранными в ходе производства по делу доказательствами, в том числе объяснениями защитника Зайцевой К.К., которая не отрицала факт ведения работ на земельном участке, показаниями ФИО1, подтвердившей обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении от 23 сентября 2021 года №, в котором изложено существо административного правонарушения, письменными объяснениями Невзоровой Н.А. от 20 сентября 2021 года и представленными ею фотографиями, согласно которым земляные работы завершены по состоянию на 20 сентября 2021 года, осуществлена засыпка песком, письменным обращением ФИО2 от 23 июля 2021 года по факту ведения земляных работ и его письменными объяснениями от 09 сентября 2021 года, служебной запиской консультанта Комитета ФИО3 и подготовленным им актом осмотра объекта (выявленного объекта) археологического наследия, земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых расположен объект археологического наследия, от 29 июля 2021 года с фотоматериалом, из которых усматривается, что по периметру здания по адресу: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 23 – откопана земля, выписками из ЕГРН на здание и земельный участок по указанному адресу, согласно которым собственником данных объектов недвижимости является Незворова Н.А., актом осмотра земельного участка от 10 сентября 2021 года с фотографиями, которыми зафиксирован факт ведения земляных работ по периметру здания, и всеми материалами дела в их совокупности, которые с достоверностью подтверждают факт организации проведения Невзоровой Н.А. земляных работ в границах объекта археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада г. Вологды, XVI – 1 четв. XVII вв.» без получения согласованных Комитетом обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в проекте проведения таких работ или проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающего оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия, а также выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Вопреки доводам защитника в соответствии с частью 7 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Земельный участок Невзоровой Н.А. расположен в историческом центре г. Вологда, и, действуя разумно и предусмотрительно, Невзорова Н.А. должна была и могла обратиться в Комитет для получения информации об ограничениях в использовании земельного участка. Кроме того, в градостроительном плане земельного участка информация о расположении его в границах объекта археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада г. Вологды, XVI – 1 четв. XVII вв.» отражена.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 апреля 2008 года № 248-О-О, из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку своими действиями Невзорова Н.А. создала угрозу причинения вреда объекту археологического наследия «Культурный слой Нижнего посада г. Вологды, XVI – 1 четв. XVII вв.».
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, отсутствие отягчающих, смягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа.
Принимая во внимание, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия тяжких последствий, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств является чрезмерно суровым, не отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, полагаю, что в данном случае имеются исключительные обстоятельства для применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, - в размере 7500 рублей. В силу части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ снижение размера штрафа ниже данной суммы не допустимо.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Невзорову Н. А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области в течение 10-и дней с момента его получения.
Судья Е.В. Бондаренко
Административный штраф подлежит уплате в течение 60-и дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). Квитанцию об уплате штрафа необходимо в указанный срок представить в канцелярию Вологодского городского суда (г. Вологда, ул. Гоголя д. 89 каб. 216). Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам: Межрегиональное операционное УФК (Министерство Культуры Российской Федерации), ИНН 7705851331, КПП 770301001, номер счета получателя 03100643000000019500, Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, ОКТМО 45382000, кор.сч. 40102810045370000002, КБК 05411601071010013140, идентификатор №.
Судья Е.В. Бондаренко