РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2014 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Вельминой И.Н.
с участием помощника Куйбышевского транспортного прокурора Шаляпина М.Г.
при секретаре Галиевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Пензенского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства путем совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Пензенский транспортный прокурор обратился в Железнодорожный районный суд г. Самары суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства путем совершения определенных действий указав следующее.
Пензенской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта и транспортной безопасности при содержании искусственного сооружения - «Железнодорожный мост через реку Сура, 712 км.» Куйбышевской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» (далее - ОАО «РЖД»).
Установлено, что металлический мост через реку Сура 712 км. входит в состав производственно-технологического имущественного комплекса Пензенской дистанции пути, принадлежащего на праве собственности ОАО «РЖД» (условный номер: 58:00:0:0:0:0:0: птк7, свидетельство о регистрации права от 02.07.2004).
Искусственное сооружение является объектом транспортной инфраструктуры и внесено в Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (мост, литер _210, протяженностью 255.97 м., расположен по адресу: г. Пенза, ст. Пенза-1, 712 км. пк 4), а также внесено в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта ДД.ММ.ГГГГ за № ЖМН 203295.
Как показала проверка, оснащение инженерными средствами охраняемого моста через реку Суру не соответствует нормативным требованиям, что влечет потенциальную возможность проникновения посторонних лиц на искусственное сооружение железной дороги, создает недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью неопределенному кругу пассажиров, имуществу физических или юридических лиц.
В силу ст. 210 Г.К. РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В судебном заседании помощник Куйбышевского транспортного прокурора Шаляпин М.Г. уточнил исковые требования и просил суд обязать ОАО «РЖД» привести инженерные средства охраны железнодорожного моста через реку Сура на 712 км перегона ст. Пенза-1, в соответствии с требованиями приказа МПС СССР 02.07.1991 №ЦУО-4863, указания МПС 02.02.90 №А-298у, а именно:
- выполнить капитальный ремонт постовых будок на постах №2 и №3;
- выполнить текущий ремонт ограждения запретной зоны;
- выполнить ремонт фортификационных сооружений (окопов) в секторах №3 и №4;
- произвести фокусировку осветительных установок.
Установить ОАО «РЖД» для исполнения указанных требований разумный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признает, просит о рассмотрении дела в его отсутствие /л.д. №/.
Выслушав помощника прокурора Шаляпина М.Г., изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании на основании представленных документов, Пензенской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта и транспортной безопасности при содержании искусственного сооружения - «Железнодорожный мост через реку Сура, 712 км.» Куйбышевской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».
Установлено, что металлический мост через реку Сура 712 км. входит в состав производственно-технологического имущественного комплекса Пензенской дистанции пути, принадлежащего на праве собственности ОАО «РЖД» (условный номер: 58:00:0:0:0:0:0: птк7, свидетельство о регистрации права от 02.07.2004).
Искусственное сооружение является объектом транспортной инфраструктуры и внесено в Реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (мост, литер _210, протяженностью 255.97 м., расположен по адресу: г. Пенза, ст. Пенза-1, 712 км. пк 4), а также внесено в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта 23.04.2011 за № ЖМН 203295.
В соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, обеспечение которой на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" функционирование железнодорожного транспорта основывается на принципе доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
В силу статьи 20 указанного Федерального закона обеспечение безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда возложено на владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузоотправителей (отправителей) и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции.
Согласно пункту 1 ст. 21 Федерального закона № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 17-ФЗ охрана наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и специальных грузов осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, внутренних войск федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и иными уполномоченными подразделениями. Перечни таких объектов и грузов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 891-р от 27.06.2009, мост через реку Суру охраняется подразделениями ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ».
Порядок организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации утвержден Приказом Минтранса РФ от 24.11.2008 № 192.
Согласно п. 129 указанного Порядка пропускной режим на охраняемых объектах транспортного комплекса обеспечивается совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов (пропускной режим).
Правила пропускного режима на искусственных сооружениях, перегонах, заводах и предприятиях Министерства путей сообщения СССР утверждены МПС СССР 02.07.1991 № ЦУО-4863. Согласно Приказу МПС РФ от 11.04.1995 № 2 ЦЗ данные Правила включены в Перечень действующих нормативных актов Министерства путей сообщения.
Согласно п. 1.1. приказа МПС СССР 02.07.1991 № ЦУО-4863 пропускная система на искусственных сооружениях, станциях, перегонах, заводах и предприятиях устанавливается единой для всех объектов Министерства путей сообщения.
Основной задачей пропускного режима является установление такого порядка, при котором исключалась бы возможность проникновения на искусственные сооружения, объекты станций, перегоны, заводы и предприятия МПС СССР лиц, не имеющих на то права, а также вывоза (выноса) грузов и других материальных ценностей без соответствующих на то документов.
Согласно п. 1.3 приказу МПС СССР 02.07.1991 № ЦУО-4863 руководители предприятий, учреждений и организаций совместно с начальниками подразделений военизированной охраны определяют систему ограждения и охранного освещения объектов, оборудования постов средствами связи и сигнализации. Особо важные объекты оборудуются периметровой охранной сигнализацией. Техническое содержание и ремонтные работы на охраняемых особо важных объектах осуществляются: инженерных сооружений, относящихся к охране объекта, - работниками дистанции пути, наружное освещение - работниками дистанций электрификации и электроснабжения, связь и охранная сигнализация - работниками дистанций сигнализации и связи железных дорог и метрополитенов.
Порядок оснащения инженерными средствами особо важных объектов, охраняемых военизированной охраной МПС, установлен также Типовыми решениями по оборудованию инженерными средствами охраны на искусственных сооружениях, охраняемых военизированной охраной МПС, утвержденными указанием МПС 02.02.90 №А-298у.
Проверка показала, что техническая укрепленность искусственного сооружения моста через реку Сура не отвечает нормативным указаниям по организации пропускного режима на искусственных сооружениях железнодорожного транспорта, охраняемых военизированной охраной.
Так, согласно п.п. 2.1, 2.1.1 приказа МПС СССР 02.07.1991 № ЦУО- 4863, п.2.1.1, рис.4 указания МПС 02.02.90 №А-298у на территориях особо важных объектов устанавливается запретная зона, границы которой ограждаются забором из колючей проволоки (ленты или сетки) в 12 нитей высотой 2 метра на железобетонных столбах.
Для проезда и прохода в ограждении запретной зоны могут устраиваться ворота и калитки в соответствии с Типовыми решениями по оборудованию инженерными средствами охраны на искусственных сооружениях, охраняемых военизированной охраной МПС от 02.02.90 № А-298у.
Установлено, что забор запретной зоны (300м.) требует текущего ремонта.
Согласно п. 2.2 приказа МПС СССР 02.07.1991 № ЦУО-4863 охранное освещение запретных зон и подступов к ним выполняется светильниками на отдельных опорах высотой 10-15 метров от поверхности земли.
Охранное освещение должно обеспечивать освещенность: на границах запретной зоны, опор моста - не менее одного люкса; троп нарядов, переходных дорожек, площадок для построения караула - не менее 10 люкс; рабочих мест в караульном помещении - 100 - 150 люкс.
На постах, расположенных по оконечностям мостов и тоннелей, устанавливаются управляемые узколучевые прожекторы, предназначенные для повышения освещенности местности за пределами запретной зоны. Управление прожектором осуществляется часовым.
В нарушение данных требований, п.п. 2.2.1-2.2.3 указания МПС от 02.02.90 № А-298у на охраняемом объекте осветительные установки требуют фокусировки.
Согласно п. 2.1.2 приказа МПС СССР 02.07.1991 № ЦУО-4863 на насыпи у оконечностей искусственных сооружений устраиваются откосные лестницы и переходные мостики (настилы) в местах, предусмотренных планом охраны объекта, устанавливаются постовые будки.
В нарушение данных требований постовые будки на постах №2 и №3 требуют капитального ремонта, фортификационные сооружения (окопы) в секторах №3 и №4 требуют ремонта.
Как показала проверка, оснащение инженерными средствами охраняемого моста через реку Суру не соответствует нормативным требованиям, что влечет потенциальную возможность проникновения посторонних лиц на искусственное сооружение железной дороги, создает недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью неопределенному кругу пассажиров, имуществу физических или юридических лиц.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Таким образом, суд находит требования Пензенского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения законодательства путем совершения определенных действий обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» привести инженерные средства охраны железнодорожного моста через реку Сура на 712 км перегона ст. Пенза-1, в соответствии с требованиями приказа МПС СССР 02.07.1991 №ЦУО-4863, указания МПС 02.02.90 №А-298у, а именно:
- выполнить капитальный ремонт постовых будок на постах №2 и №3;
- выполнить текущий ремонт ограждения запретной зоны;
- выполнить ремонт фортификационных сооружений (окопов) в секторах №3 и №4;
- произвести фокусировку осветительных установок.
Установить ОАО «РЖД» для исполнения указанных требований 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Железнодорожный районный суд города Самары в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 марта 2014 года.
Председательствующий: И.Н. Вельмина