Дело № 2-311/2013г.
РЕШЕНИЕ (на момент размещения в сети Интернет решение не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
05 марта 2013 года г. Пермь,
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Городиловой Е.А.,
с участием представителя ответчика Администрации Пермского муниципального района- Радостевой М.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Финансово-экономического управления администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район»- Степановой О.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баевой Т.П. к ответчикам: Администрации Пермского муниципального района, Финансово-экономическому управлению администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», Министерству социального развития Пермского края, 3-и лица: Администрация Култаевского с/поселения, Правительство Пермского края, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, о признании незаконным действий администрации Пермского муниципального района, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья, признании незаконным бездействия Министерства социального развития Пермского края, возложении обязанности включить семью в сводный список молодых семей- претендентов на получение выплаты, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Баева Т.П. обратилась в суд с иском о признании незаконным и необоснованным действий администрации Пермского муниципального района; возложении обязанности на Финансово-экономическое управление администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» предоставить ей субсидию на приобретение (строительство) жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы».
В обоснование заявленных требований указала, что 11.12.2007года она подала заявление в администрацию Нижнемуллинского сельского поселения о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы». Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, выписки из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году доводятся органом исполнительной власти субъекта РФ до органа местного самоуправления, а орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей- участников программы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу о включении их в указанные списки. Она неоднократно обращалась к Главе Култаевского с/поселении с просьбой сообщить ей, включена ли ее семья в списки и какой ее номер очереди.Только после обращения 24.07.2009г. в прокуратуру Пермского района был получен ответ о том, что ее семья включена в резерв на получение субсидии в 2009г. под номером № Однако, ни в 2009г., ни в 2010г. субсидия ее семье не была предоставлена. 15.02.2011г. в ответ на ее обращение Глава Култаевского с/поселения сообщил, что она предоставила не полный пакет документов для включения в списки. Также сообщено, что ее семья в сводном списке участников программы имеет номер №, в списке поселения- предварительно № №. На ее жалобу в прокуратуру Пермского района она получила ответ от 09.03.2010г., что Указом Губернатора Пермского края от 07.07.2008г. № 32 «О порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» утвержден новый Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья. В соответствии с этим Порядком, она должна была предоставить дополнительные документы: выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета, что она и сделала. Однако администрация Култаевсого с/поселения не сообщила ей очередной номер ее очереди, не проинформировала о ходе реализации программы в Пермском районе в 2010году. Она была вынуждена обратиться в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, откуда ей был получен ответ о том, что ее семья признана участником программы еще 14.12.2007г. и на 2011год имеет порядковый номер № по Култаевскому сельскому поселению. Несмотря на признание ее семьи участником программы и включении в списки еще в 2007году, субсидия на приобретение жилья так и не была ей предоставлена, поэтому считает действия администрации Пермского муниципального района незаконными и необоснованными.
В дальнейшем, 05.02.2013г. истец уточнила и дополнила исковые требования, подав соответствующее заявление, в котором указала, что просит признать незаконным и необоснованным бездействие Министерства социального развития Пермского края выразившееся в невыплате ей субсидии и возложить обязанность включить ее семью в сводный список молодых семей- претендентов на получение выплаты в 2013году; обязать администрацию Пермского муниципального района выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения (л.д.198-199). В обоснование дополнительных требований указала те же обстоятельства, что и в первоначальном иске.
В судебное заседание истец Баева Т.П. не явилась, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, указав, что на иске настаивает, предоставила письменные пояснения по делу.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района Радостева М.В. с иском не согласна, в судебном заседании пояснила, что прокуратурой Пермского района неоднократно проводились проверки по заявлению Баевой Т.П., однако никаких нарушений законодательства со стороны администрации Пермского муниципального района выявлено не было. Администрация Пермского района никаких противоправных действий в отношении истца не совершала. Баева Т.П. не указала в иске в чем выразились незаконный действия администрации Пермского муниципального района. Администрация Пермского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, так как реализацией программы жилье молодым семьям занимается ФЭУ Пермского района, как отдельное юридическое лицо. Потенциальной участницей программы Баева была признана еще в 2007году, однако их семья не включена в списки на получение субсидии для приобретения жилья на 2013год. Администрация не выдает свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья, так как эта обязанность возложена на ФЭУ Пермского района, но только после того, как семья Баевой будет включена в списки претендентов на получение субсидии. До Баевой имеются молодые семьи по Култаевскому с/поселению, которые имеют приоритет по получению субсидии, поэтому до семьи Баевой очередь на получение субсидии еще не дошла.
Представитель ответчика Финансово-экономического управления администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район»- Степанова О.И. с иском не согласна, в судебном заседании пояснила, что ФЭУ Пермского района является уполномоченным органом на территории Пермского муниципального района по выдаче сертификатов молодым семьям на получение субсидии для приобретения жилья. Она сама является ответственным лицом по постановке граждан на учет для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Списки ведутся в электронном виде, номер, который присваивается участнику программы единый, не меняется. Баевой был присвоен номер № на территории Пермского района. Выдать сертификат Баевой Т.П. нет оснований, так как до нее еще не дошла очередь, она не имеет каких-либо приоритетов перед другими участниками программы. Списки утверждаются Министерством социального развития Пермского края. В первую очередь в списки включаются семьи, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также семьи, имеющие трех и более детей, семьи погибших в результате массовых трагических событий, и семьи, в зависимости от количества детей в порядке убывания. Без утверждения списка молодых семей Министерством социального развития Пермского края, сертификат выдать нельзя. В настоящее время по Култаевскому с/поселению имеются молодые семьи, которые участвуют в этой программе и имеют двое и более детей. Общая очередь в Пермском районе на получение субсидии составляет 588 семей. По краевой программе существует два направления: либо получение сертификата по программе, либо участники пишут заявления о получении 10% от стоимости жилья, это составляет 160000 руб. из расчета на трех человек. Баева от получении 10% от стоимости жилья отказалась. На сегодняшний день сумма, которая положена к выплате по сертификату на семью из трех человек, составляет в среднем 560000 руб. За 2011-2012годы субсидии получили 75 семей. Порядок предоставления субсидии на приобретение жилья следующий: денежные средства на приобретение жилья выделяет ФЭУ Пермского района. Решением о бюджете Пермского края выделяются денежные средства по районам для участия в программе. Министерство края предоставляет документы в Российскую федерацию для участия в программе Пермского края. После этого денежные средства распределяются по всем регионам, это происходит примерно в августе-сентябре. Далее рассматриваются списки участников программы, список утверждается Министерством социального развития субъекта, далее эти списки направляются в ФЭУ района и только после этого уведомляются об этом молодые семьи, которые должны повторно представить весь список документов. Пакет документов рассматривается на комиссии, и если все документы соответствуют требованиям, выдается сертификат на получение денежных средств на приобретение или строительство жилья. На 2013год списки молодых семей- участников-претендентов программы еще не утверждены, так как не было объявлено конкурса на федеральном уровне. На 01.09.2012года были направлены списки молодых семей в Министерство социального развития Пермского края, которым будет предоставлена субсидия в 2013году. Семья Баевой может попасть в списки лишь на 2014год, у нее один ребенок, а перед ней в списках стоят семьи, имеющие большее количество детей. По Култаевскому с/поселению Баева стоит в списках под № № перед ней № семей получили субсидии на жилье, поэтому в настоящее время номер ее очереди в списках первый, однако в Култаевском сельском поселении есть приоритетные категории молодых семей- это семья Т. (под №), имеющая троих детей, поэтому эта семья должна получить субсидию в этом году. Поскольку в этой семье пять человек, то фактически все денежные средства, запланированные Култаевским с/поселением на софинансирование программы в 2013году, уйдут на эту семью. Также по поселению имеется несколько молодых семей, имеющих двух детей, поэтому они также имеют приоритет перед семьей Баевой. Администрация Култаевского с/поселения предусмотрела в этом году денежные средства для семей Т., Ч. и К. в размере 634097 руб. С этими семьями список направляется в Министерство социального развития на 01.09.2012года, и Министерство будет принимать решение утвердить список с этими семьями, либо нет. На сегодняшний день примерно 10-15 молодых семей по Пермскому <адрес>, которые встали на учет в 2007году на получение субсидии, еще не обеспечены субсидией. В 2012году по Пермскому району 74 семьи получили субсидии: это 40 семей- по 10% от стоимости жилья и 34 семьи- субсидии на жилье по федеральной программе. Список претендентов на получение субсидии на 2013год будет утверждать Министерство социального развития в августе 2013года. На сегодняшний день Пермский край еще не является участником программы, так как на федеральном уровне не объявлен конкурс.
Ответчик Министерство социального развития Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
3-е лицо Правительство Пермского края своего представителя в судебное заседание не направили, извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, с иском не согласны по доводам, изложенным в письменном отзыве.
3-и лица: Администрация Култаевского с/поселения, Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края своих представителей в судебное заседание не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела без их участия
Суд, заслушав пояснения представителей ответчиков, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
В соответствии с разделами V и VI федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", пунктами 24, 28, 30 и 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации этой же подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285, средства на ее реализацию предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение с этой целью из бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов денежных средств.
Таким образом, усматривается взаимосвязь между названной федеральной подпрограммой и региональной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей» в Пермском крае на 2007 - 2010 годы», в результате которой осуществляется софинансирование из регионального и федерального бюджетов приобретения (строительства) жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, участвующими в этих программах. Использование средств федеральной программы возможно лишь путем участия в региональной программе.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года за № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам и займам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675.
Законом Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы», опубликованном в «Российской газете» «№ 283 от 15.12.2006г., утверждена краевая целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы».
Указом Губернатора Пермского края от 07.07.2008 г. № 32, во исполнение Закона Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ "О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 -2010 годы»" утвержден Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.» под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.12.2007г. Баева Т.П. обратилась в администрацию Нижнемуллинского с/поселения с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае». К указанному заявлению были приложены необходимые документы (л.д.5, 30, 31-47, 163-165, 166-184).
14.12.2007г. семья Баевой решением жилищной комиссии была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы», что подтверждается книгой регистрации граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрации Нижнемуллинского сельского поселения, уведомлением (л.д.27-29, 174).
Между Комитетом по молодежной политике Пермской области и Пермским муниципальным районом в рамках реализации областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010годы» в части участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы, в дальнейшем, между Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края и муниципальным образованием Пермский муниципальный район в целях реализации краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской крае на 2007-2010годы», в период с 2006 по 2010годы заключались договоры, соглашения, которыми определялись порядок взаимодействия сторон по предоставлению субсидий молодым семьям, проживающим на территории Пермского муниципального района за счет средств федерального бюджета, областного (краевого) бюджета и местного бюджета, определены размеры денежных средств для реализации данной Программы (л.д.57- 78).
Распоряжением администрации Пермского муниципального района от 29.01.2010г. № 19-р определен Уполномоченный орган Пермского муниципального района по реализации Программы на территории муниципального района- Финансово-экономическое управление администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (л.д.118).
Согласно Положению о финансово-экономическом управлении администрации Муниципального образования «Пермский муниципальный район», утвержденного решением Земского собрания от 14.08.2007г. № 545, ФЭУ является функциональным органом администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район», и входит в систему органов местного самоуправления (п.1.1.). Управление является юридическим лицом (п.1.6). Управление участвует в разработке и реализации долгосрочных целевых программ и инвестиционных проектов (п.3.2.4). Совместно со службами администрации района разрабатывает предложения о разграничении бюджетных доходов и расходов между Пермским муниципальным районом и поселениями (п.3.4.1) (л.д.105-118).
Согласно п.4.1 Закона Пермского края от 07.12.2006 года № 33-КЗ "О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007 -2010 годы»" реализация Программы рассчитана на 4 года.
Согласно Постановления Правительства Пермского края от 25.03.2011г. № 134-п с целью завершения реализации краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы» Правительство Пермского края постановило, что расходы на оплату свидетельств на право получения социальных выплат для приобретения (строительства) жилья, выданных в период до 1 января 2011года в рамках реализации краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы», являются расходными обязательствами Пермского края на 2011год.
Как установлено в судебном заседании свидетельство на право получения социальных выплат для приобретения (строительства) жилья семье Баевой в период с 2007г. по 2010годы, не выдавалось.
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.06.2011г. № 158-п утвержден отчет об исполнении целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе до 2010года», утвержденной решением Земского Собрания от 26.06.2008г.(л.д.147-153). Согласно данного отчета на 01.01.2011г. в список включены 545 молодых семей, в том числе 134 молодые семьи улучшили свои жилищные условия за 6 лет участия Пермского муниципального района в софинансировании федеральной и краевой целевых программ по обеспечению жильем молодых семей, из них за период 2008-2010годы- 75 семей, которым были выданы свидетельства на приобретение жилья, в том числе по Култаевскому с/поселению-7 семей. В связи с неисполнением Пермским краем обязательств, принятых по Соглашению от 2010г., фактические объемы финансирования ниже плановой потребности на 5 816,221 тыс. руб. Мероприятия, предусмотренные целевой программой выполнены в полном объеме, целевые показатели достигнуты.
Поскольку программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы» завершилась, является очевидной невозможность реализации в отношении данной семьи предусмотренных программой положений, как по причине завершения действия программы, так и по причине отсутствия соответствующего финансирования.
Поэтому требование истца о возложении обязанности на ФЭУ администрации Пермского муниципального района предоставить ей субсидию на приобретение (строительство) жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010года», является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (л.д. 51-53).
Согласно указанных правил, социальные выплаты используются: а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения; б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома; в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее- кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи; г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома; д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья.
Согласно п.21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования ( в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575, от 06.10.2011г. № 825, от 22.11.2012г. № 1204), Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Согласно п.20 указанных Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2010г. № 1119-п утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 года» и утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 года», в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы ( в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 01.05.2011г. № 236-п, от 07.12.2011г. № 1007-п, от 22.03.2012г. № 136-п, от 09.06.2012г. № 409-п)..
Таким образом, вновь усматривается взаимосвязь между названной федеральной подпрограммой и региональной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей» в Пермском крае на 2011 - 2015 годы», в результате которой осуществляется софинансирование из регионального и федерального бюджетов для приобретения (строительства) жилья гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, участвующими в этих программах. Использование средств федеральной программы возможно лишь путем участия в региональной программе.
В силу п.1.2.6 Программы, потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов.
Пунктом 1.4 Программы предусмотрено, что реализация Программы осуществляется по двум направлениям (механизмам реализации):
софинансирование мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов;
предоставление участницам Программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Пунктом 2.6 Программы предусмотрено, что в рамках реализации Программы органы местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края, отобранные для участия в Программе, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формируют и представляют в Министерство списки молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 2.6.1 Программы предусмотрено, что в первую очередь в списки молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (с учетом даты постановки на учет), включаются:
а) потенциальные участницы Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
б) потенциальные участницы Программы, члены семей которых пострадали (погибли) в результате массовых трагических событий;
в) потенциальные участницы Программы, имеющие детей, в зависимости от их количества (в порядке убывания).
Потенциальные участницы Программы, не относящиеся к приоритетным категориям, включаются в списки молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом даты постановки на учет.
Пунктом 2.6.2 Программы предусмотрено, что Министерство на основании списков молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий Программы из бюджета Пермского края и(или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
Пунктом 2.6.3 Программы предусмотрено, что на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Пермского края и(или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Программы, Министерство утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
В случае отсутствия софинансирования Программы из федерального бюджета в планируемом году список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году формируется и утверждается Министерством на основании списков молодых семей - участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Пермского края и(или) местных бюджетах на соответствующий год в порядке, установленном настоящим пунктом.
Для реализации целей и задач настоящей Программы предполагается на уровне муниципальных районов и городских округов Пермского края- разрабатывать и реализовать муниципальные программы в пределах компетенции муниципальных районов и городских округов Пермского края.
Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 28.02.2011г. № 779 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года», которая соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 и Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (л.д.120, 121-127). Приложением к указанной программе является Порядок предоставления молодым семьям социальный выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования с внесенными изменениями (л.д. 128-134, 135-140, 141-144, 145-146).
Согласно Долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года», программа предполагает финансирование из следующих источников: средства федерального бюджета на условиях софинансирования Программы, предполагаемые в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; средства краевого бюджета, предполагаемые в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015годов»; средства бюджетов сельских поселений Пермского муниципального района; средства из внебюджетных источников, в том числе: средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья; средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья; средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п.6.1.). Реализация Программы осуществляется Уполномоченным органом- финансово-экономическим управлением администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» с участием органов местного самоуправления поселений Пермского муниципального района (п.5.2).
Распоряжением администрации Пермского муниципального района от 25.05.2011г. № 132-р определен Уполномоченный орган Пермского муниципального района по реализации Программы на территории муниципального района- Финансово-экономическое управление администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» (л.д.119).
Согласно п.5.2.1. Долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года» Уполномоченный орган осуществляет: подготовку предложений по объемам средств федерального и краевого бюджетов, средств бюджетов поселений для решения жилищных прав молодых семей; формирование списков молодых семей, состоящий на учете для участия в Программе; формирование списков молодых семей на получение социальных выплат в планируемом году и предоставление их на проверку и утверждение в Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края; выдачу участникам Программы в установленном порядке Свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, исходя из объемов бюджетных ассигнований…; перечисление бюджетных средств участникам Программы, предназначенных для предоставления социальных выплат… (л.д. 121-127).
Согласно п. 19 Порядка предоставления молодым семьям социальный выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющегося приложением к Долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года», Уполномоченный орган до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей- участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет в Уполномоченный орган Пермского края.
Согласно п.3 указанного Порядка, право молодой семьи- участницы Программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом-свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
Согласно п.4 указанного Порядка, выдача свидетельство осуществляется Уполномоченным органом, определенным пунктом 5.2 Программы в соответствие с выпиской из утвержденного Уполномоченным органом Пермского края списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Из п.20 указанного Порядка следует, что Порядок формирования списка молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Уполномоченным органом Пермского края. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи-участники Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005года.
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 07.06.2011г. № 2179 внесены изменения и дополнения в долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года», утвержденную Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 28.02.2011г. № 779 (л.д. 135, 136-140).
Пункт 20 Программы изложен в новой редакции: «Порядок формирования списка молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Уполномоченным органом Пермского края. В первую очередь в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году включаются молодые семьи, относящиеся к следующим приоритетным категориям (в порядке значимости и с учетом даты поставки на учет):
- а) потенциальные участницы Программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005года;
- б) потенциальные участницы Программы, члены семей которых пострадали (погибли) в результате массовых трагических событий;
- в) потенциальные участницы Программы, в случае рождения второго и последующего ребенка после 01.01.2011года;
- г) потенциальные участницы Программы, в случае рождения второго и последующего ребенка в период постановки на очередь с 01.01.2005года до 01.01.2011года;
- д) другие потенциальные участницы Программы.
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 21.01.2013г. № 154 внесены изменения и дополнения в долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года», утвержденную Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 28.02.2011г. № 779 (л.д.145-146).
Подпункт в) пункта 20 изложен в новой редакции: «потенциальные участницы Программы, имеющие детей, в зависимости от их количества ( в порядке убывания)». Исключены подпункты г) и д)пункта 20. Указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания: « Потенциальные участницы Программы, не относящиеся к приоритетным категориям, включаются в списки молодых семей- участниц Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, с учетом даты постановки на учет».
Вышеуказанный п.20 Программы не противоречит п. 2.6.1 Правил предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 года».
Согласно Перечню целевых показателей реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года», количество молодых семей, улучшивших жилищные условия составило: в 2011г.-30 семей, в 2012г.-30 семей, 2013г.-30 семей, 2014г.-30 семей, 2015г.-30 семей, а всего в период с 2011г. по 2015г.-150 семей (л.д.134).
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 20.12.2012г. № 3640 внесены изменения и дополнения в долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском муниципальном районе на 2011-2015 года», утвержденную Постановлением Администрации Пермского муниципального района от 28.02.2011г. № 779 (л.д.141-144).
Перечень целевых показателей реализации Программы изменен: количество молодых семей, улучшивших жилищные условия составило: в 2011г.-17 семей, в 2012г.-72 семей, 2013г.-48 семей, 2014г.-30 семей, 2015г.-30 семей, а всего в период с 2011г. по 2015г.-197 семей (л.д.144).
Потребность финансового обеспечения и предполагаемые объемы финансирования Программы составили: из федерального бюджета- в 2011г.- 3 455,146 тыс. руб., в 2012г.-6176,815 тыс. руб., в 2013г.-4 726,7 тыс. руб., в 2014г. и 2015годах- по 4 723,0 тыс. руб.; из краевого бюджета на софинансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015годы- в 2011г.-7 660,0 тыс. руб., в 2012г.-16078, 022 тыс. руб., в 2013г.-13 863,0 тыс.руб., в 2014 и 2015 годах- по 7 660,0 тыс. руб.; из краевого бюджета на предоставление социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной (средней)стоимости жилья- в 2011г.-4 621,6 тыс. руб., в 2012г.-9062,086 тыс. руб., в 2013г.-1217,716 тыс. руб.; из бюджета поселений- в 2011г.-3 522,4 тыс. руб., в 2012г.-7002,009 тыс. руб., в 2013г.-5742,104 тыс. руб., в 2014 и 2015годах- по 3359,0 тыс. руб. (л.д.143).
На основании Постановления Правительства Пермского края от 25.02.2011г. № 91-п «О передаче функций и внесении изменений в Положение о Министерстве культуры, молодежной политике и массовых коммуникаций Пермского края», утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 13.12.2007г. № 331-п, функции в части предоставления поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья в соответствии с действующим законодательством переданы Министерству социального развития Пермского края.
Между Министерством социального развития Пермского края и администрацией Пермского муниципального района в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015год за счет средств, предусмотренных на эти цели в 2011, 2012году, заключались соглашения, дополнительные соглашения, которыми определялись порядок взаимодействия сторон по предоставлению субсидий молодым семьям, проживающим на территории Пермского муниципального района за счет средств федерального бюджета, областного (краевого) бюджета и местного бюджета, определены размеры денежных средств для реализации данной Программы, а также изданы приказы Министерства социального развития Пермского края, которыми утверждены, распределенные средства федерального и краевого бюджетов на реализацию долгосрочной программы (л.д.79- 85, 94-100).
21.01.2011 года Баева Т.П. обратилась в Администрацию Пермского муниципального района с заявлением о включении молодой семьи ( в составе трех человек- супруга и дочери ) в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д.154). Баева Т.П. приложила к указанному заявлению необходимые документы, в том числе согласие на обработку персональных данных (л.д.155). Также Баевой Т.П. подано заявление о несогласии на получение социальной выплаты за счет краевого бюджета в размере 10 % расчетной (средней) стоимости жилья (л.д.156). На момент обращения с заявлением, семья Баевой Т.П. в составе трех человек проживала и была зарегистрирована по адресу <адрес>. Баева Т.П.. имеет в указанной квартире на праве собственности 1/5 долю, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.182, 185).
По состоянию на 31.01.2013г. семья Баевой включена в сводный список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» с 2005года под номером 227.
Согласно списка молодых семей-участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015годы», в том числе в части участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013году, по Пермскому муниципальному району, по Култаевскому с/поселению в списках значится 19 молодых семей, в том числе семья Баевой Т.П. Из указанного списка видно, что перед семьей Баевой в списках значатся молодые семьи, имеющие двух детей, следовательно, эти семьи имеют приоритет на получение субсидии, перед семьей Баевой Т.П. у которой только один ребенок.
Министерством социального развития Пермского края был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2011году по Пермскому муниципальному району, согласно которого, по Култаевскому с /поселению в указанном списке значатся две семьи- С. и К., имеющих двоих детей (л.д.101-104). В списках молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в 2012году в Пермском муниципальном районе, по Култаевскому с/поселению значатся семьи Щ. и М., имеющих двоих детей (л.д.86-88).
Из сообщения администрации Култаевского с/поселения следует, что в рамках Соглашения от 19.12.2008г. № 154/4 «О софинансировании краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы» в бюджет Пермского муниципального района перечислено на реализацию программы 412,347 тыс. руб.
В рамках Соглашения от 26.03.2010г. № 26 «О софинансировании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы и краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы» в Пермском крае на 2007-2010годы» в бюджет Пермского муниципального района перечислено на реализацию программы 237,039 тыс. руб.
В рамках Соглашения от 11.07.2011г. № 42 «О софинансировании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы и долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015годы» в бюджет Пермского муниципального района перечислено на реализацию программы 219,039 тыс. руб.
В рамках Соглашения от 09.04.2012г. № 49 «О софинансировании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы и долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015годы» в бюджет Пермского муниципального района перечислено на реализацию программы 375,494 тыс. руб.(л.д.26).
Между Муниципальным образованием «Култаевское сельское поселение» и муниципальным образованием «Пермский муниципальный район» 15.02.2013г. заключено Соглашение № 16 «О софинансировании подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015годы и долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015годы», согласно которой в бюджет Пермского муниципального района будет перечислено на реализацию программы 634,097 тыс. руб. в следующих объемах: в 3 квартале- 158,524 тыс. руб., в 4 квартале-475,573 тыс. руб.
Исходя из расчета, по исчислению суммы субсидии, на семью из трех человек необходима сумма примерно 560 000 руб.
Таким образом, исходя из количества выделенных денежных средств местного бюджета было недостаточно для покрытия потребностей стоящих в очереди молодых семей по Култаевскому с/поселению.
Баева Т.П. неоднократно обращалась с жалобой в Прокуратуру Пермского района по поводу не предоставления ей субсидии на приобретение жилья, а также с заявлением в администрацию Пермского муниципального района от 04.06.2012г. (л.д.157а, 159 ).
На заявление Баевой Т.П. был дан ответ администрацией Пермского муниципального района от 23.07.2012г., в котором ей разъяснен порядок предоставления субсидии, согласно вышеуказанного законодательства, и указано, что в сводном списке потенциальных участников Пермского муниципального района по программе «Обеспечение жильем молодых семей» ее семья зарегистрирована под номером № по дате подачи заявления 14.12.2007г. С учетом семей, использовавших право на получение социальной выплаты, фактически ее семья является № в очереди по району. В связи с тем, что ее семья не относится ни к одной из приоритетных категорий семей, ее семья не планируется к включению в Список участников на 2012год. С учетом приоритетных категорий семей, фактически по Култаевскому сельскому поселению ее семья является <данные изъяты> (л.д.157).
Согласно проведенных прокуратурой Пермского района проверок в 2009 и 2010годах, по заявлениям Баевой Т.П., нарушений со стороны органов местного самоуправления в части порядка формирования списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» не выявлено (л.д.8-9), 10-11).
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственным и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Истцом не указано, в чем выражается незаконность и необоснованность действий администрации Пермского муниципального района, из вышеуказанных доказательств, судом не установлено, что администрацией Пермского муниципального района нарушены права истицы, поэтому в этой части ее требования не подлежат удовлетворению.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что выдача молодым семьям- участницам Программы социальных выплат на приобретение (строительство) жилья осуществляется в соответствие с требованиями целевой Программы 2011-2015годов в порядке приоритетности и с учетом даты постановки на учет, а также с учетом финансирования мероприятий Программы.
Анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что требование истца о признании незаконным и необоснованным бездействия Министерства социального развития Пермского края выразившееся в невыплате ей субсидии и возложении обязанности включить ее семью в сводный список молодых семей- претендентов на получение выплаты в 2013году, а также возложении обязанности на администрацию Пермского муниципального района выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, не обоснованно и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Баевой Т.П. о признании незаконным и необоснованным действий администрации Пермского муниципального района; возложении обязанности на Финансово-экономическое управление администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010годы»; о признании незаконным и необоснованным бездействия Министерства социального развития Пермского края выразившееся в невыплате субсидии и возложении обязанности включить ее семью в сводный список молодых семей- претендентов на получение выплаты в 2013году; возложении обязанности на администрацию Пермского муниципального района выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2013года
Судья Гладких Н.В.