РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2013 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-2129/13 по заявлению Гущин И.О. о признании незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Гущин И.О. обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он дата обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, для ***. К заявлению о предоставлении земельного участка заявителем был приложен весь комплект документов. Согласно письма Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (***), его использование под сады соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны согласно Правилам землепользования и застройки г.о.Самара, утвержденных решением Думы г.о.Самара от 15.07.2010 года №951. С учетом того, что заявителем был предоставлен в Министерство имущественных отношений Самарской области весь необходимый пакет документов для обращения в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок не направило заявление Гущина И.О. в уполномоченные органы с целью получения какой-либо дополнительной информации. Только спустя год с момента подачи заявления Министерство имущественных отношений Самарской области сделало запрос в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара о видах разрешенного использования испрашиваемого земельного участка. За этот период времени решением Думы г.о.Самара от 30.06.2011 года №13, вступившим в законную силу 09.07.2011 года, были отменены Правила землепользования и застройки г.о.Самара, утвержденные решением Думы г.о.Самара от 15.07.2010 года №951. Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара направлен в Министерство имущественных отношений Самарской области ответ дата, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок по карте правового зонирования не имеет градостроительного регламента. На основании данного письма Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара Министерство имущественных отношений Самарской области дата отказало в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка для ведения садоводства, сославшись на то, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования. Просит суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от дата в предоставлении Гущину И.О. в собственность бесплатно земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, для ведения садоводства, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области направить в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению Гущина И.О.
В судебном заседании представитель заявителя Богорадникова О.А., действующая на основании доверенности от дата, заявленные требований поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные существу заявления.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Гущин И.О. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью *** кв.м, расположенного по адресу: адрес, под *** в соответствии со статьей 9 Закона Самарской области «О земле», приложив к заявлению необходимые документы, в том числе, письмо Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата, согласно которому на основании карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.о.Самара, утвержденных решением Думы г.о.Самара от 15.07.2010 года №951, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированным жилыми домами (***), использование земельного участка под сады, огороды соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны.
В соответствии со сведениями, предоставленными Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара дата в ответ на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата, земельный участок, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, согласно Закона Самарской области «Об установлении границ городского округа Самара и Самарской области» от 25.02.2005 №61-ГД, расположен адрес, по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самара, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61, градостроительные регламенты на указанный земельный участок не установлены, разрешенные виды использования не определены.
дата Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес заявителя Гущина И.О. направлено уведомление с указанием на то, что ч. 4 ст. 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования, в соответствии с ответом Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от дата градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не определены, в связи с чем, поскольку использование указанного земельного участка под садоводство не предусмотрено зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в соответствии с п. 2.4 Порядка министерство отказывает в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и возвращает представленный пакет документов.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: 1) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; 3) для садоводства; 4) для огородничества; 5) для животноводства; 6) для индивидуального жилищного строительства.
Вышеназванная норма Закона также устанавливает, что до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей частью, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством.
Согласно данной статье земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, статья 9 Закона Самарской области «О земле» носит отсылочный характер и не может применяться в отрыве от норм Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекс РФ.
Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Как следует из п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Вследствие чего, вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса), конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 8, ч. 4 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, п.п.«б» и «з» п. 3 ст. 28 Устава г.о.Самара от 10.07.2006 г. № 294, ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в городском округе Самара к той или иной территориальной зоне, а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, отнесено к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары.
Как указано выше, в ответ на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата Департаментом строительства и архитектуры предоставлена информация дата, в соответствии с которой по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования г.о. Самара, утвержденных Постановлением Самарского Городской Думы от 26.04.2001 №61, градостроительные регламенты на испрашиваемый земельный участок не определены.
Суд приходит к мнению, что при таких обстоятельствах Министерство имущественных отношений Самарской области не может принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
Согласно пункту 2.4 Порядка при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Вследствие чего, суд полагает, что Министерством имущественных отношений Самарской области обоснованно было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка Гущину И.О. в соответствии с его полномочиями и действующим законодательством РФ.
В связи с тем, что по существу заявления Гущина И.О. Министерство имущественных отношений Самарской области принято законное и обоснованное решение дата, суд полагает, что требование об обязании министерства направить в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению Гущина И.О., не подлежит удовлетворению
Кроме того, суд полагает, что Гущин И.О. имеет право на повторное обращение в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность после утверждения в установленном порядке градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны.
На основании изложенного и руководствуясь ст.224-225 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление Гущин И.О. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2013 года.
Судья Доценко И.Н.