Судья Смирнов А.Г. Дело № 21-824/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
При секретаре Буткиной А.В.
рассмотрев 03 октября 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу Рожок В.А. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2018 года, которым постановление руководителя Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 20 апреля 2018 года о привлечении Рожок В.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба Рожок В.А. - без удовлетворения,
установил:
постановлением руководителя Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Йонайтене Л.Г. от 20.04.2018 генеральный директор ООО "Лузалес" Рожок В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.
Указанное постановление должностного лица административного органа было оспорено Рожок В.А. в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
По результатам рассмотрения жалобы судьей принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением судьи, Рожок В.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит изменить назначенное наказание на предупреждение.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Давыденко Р.А., который в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи оставить без изменения, объяснения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Матушкина Р.А., который на доводах жалобы настаивал.
Частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля устанавливаются Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций для представления агентам валютного контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеэкономическим сделкам, установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И (далее - Инструкция № 138-И).
В соответствии с пунктом 2.9 Инструкции № 138-И при изменении сведений, содержащихся в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (за исключением изменения сведений об уполномоченном банке или о резиденте), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, представляет в уполномоченный банк новую справку о валютных операциях, заполненную в порядке, установленном приложением 1 к настоящей Инструкции, и содержащую скорректированные сведения (далее - корректирующая справка о валютных операциях), с приложением документов, подтверждающих такие изменения.
Датой оформления указанного в настоящем пункте документа, подтверждающего такие изменения, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
В случае если уполномоченному банку предоставлено право на основании представляемых резидентом документов, подтверждающих такие изменения, с соблюдением срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, изменить содержащиеся в ранее принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях сведения, уполномоченный банк самостоятельно заполняет корректирующую справку о валютных операциях.
Как следует из материалов дела, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми проведены мероприятия проверки валютного законодательства в отношении ООО "Лузалес".
В ходе проверки выявлено, что ООО "Лузалес" заключен внешнеторговый контракт <Номер обезличен> от 01.06.2016 с "..." (Австрия) (далее - Нерезидент). Валюта контракта - Евро. Дата завершения обязательств по контракту - 01.05.2017. Общая стоимость сделки ....евро.
15.06.2016 в Санкт-Петербургском филиале ПАО "Промсвязьбанк" по контракту оформлен паспорт сделки.
ООО "Лузалес" и Нерезидентом подписано дополнительное соглашение <Номер обезличен> к контракту <Номер обезличен> от 01.06.2016 внесено изменение в пункт 15.1 контракта <Номер обезличен> от 01.06.2016 в части пролонгации срока его действия, а именно контакт вступает в силу с момента подписания и действует до 01.10.2017. Заявление на внесение изменений в паспорт сделки (переоформление ПС) направлено Обществом в Уполномоченный банк - 14.06.2017.
Корректирующая справка о валютных операциях <Номер обезличен> от 04.05.2017 и дополнительное соглашение <Номер обезличен> к контракту <Номер обезличен> от 01.06.2016 предоставлены в Уполномоченный банк 05.07.2017, что подтверждается отметкой Уполномоченного банка на корректирующей справке о валютных операциях <Номер обезличен> от 04.05.2017, предоставленной по запросам инспекции ООО "Лузалес" и Санкт - Петербургским филиалом ПАО "Промсвязьбанк"
После заключении дополнительного соглашения <Номер обезличен> от 01.06.2017 к контракту <Номер обезличен> от 01.06.2016, которым была изменена дата завершения обязательств по контракту на 01.10.2017, справка о валютных операциях, содержащая скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения, и подлежащая предоставлению Обществом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней (до 24 часов 23.06.2017) была предоставлена лишь 05.07.2017, то есть с нарушением срока на 8 рабочих дней.
Следовательно, в действиях Рожок В.А. как генерального директора ООО "Лузалес", осуществляющего валютные операции, обоснованно установлены нарушения требований статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ и пункта 2.9 Инструкции № 138-И и, как следствие, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Имеющимся в деле доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения закона при их получении согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Вывод административного органа и судьи о наличии в действиях генерального директора ООО "Лузалес" Рожок В.А. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, является правильным, и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Доводы жалобы о наличии оснований для изменения назначенного Рожок В.А. наказания в виде штрафа на предупреждение заслуживают внимания.
С выводами судьи городского суда о том, что санкцией части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ не предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения должностному лицу согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов не более чем на десять дней, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Поскольку штраф имеет материальное выражение, законодателем в зависимости от субъекта административной ответственности указаны суммы штрафа, которые могут быть наложены на граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.
Однако структура санкции не позволяет сделать вывод о том, что предупреждение может быть наложено только на граждан.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно материалам настоящего дела генеральный директор общества Рожок В.А. ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекался; решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.08.2018 постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 20.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении ООО "Лузалес", вынесенное по изложенному выше факту, изменено в части назначенного обществу наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей на предупреждение с учетом того, что правонарушение совершено впервые; не повлекло создание существенной угрозы общественным отношениям и причинение ущерба.
При таких обстоятельствах, полагаю необходимым изменить постановление должностного лица и решение судьи городского суда в части назначения наказания генеральному директора общества Рожок В.А. с административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление руководителя Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Йонайтене Л.Г. от 20 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Лузалес" Рожок В.А. и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2018 года изменить, заменив назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В остальной части постановление должностного лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 20 апреля 2018 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 августа 2018 года оставить без изменения.
Судья .
.