Дело №2-476/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре М.В.Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мошкина Н.С. к администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Мошкин Н.С. (истец) обратился в суд с заявлением к администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - администрация поселения), мотивируя тем, что на обращение УМП «Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района» о внесении изменений в Генеральный план Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия и выделении части зоны Р-4К в границах кадастрового квартала № для индивидуального жилищного строительства, администрация поселения ответила отказом, сославшись на то, что согласно Генерального плану Шелтозерского вепсского сельского поселения зона Р-4К - зона традиционного природопользования была выделена для исключения застройки черты ... озера жилыми объектами. Названное обстоятельство препятствует истцу в получении земельного участка. На основании обстоятельств, изложенных в заявлении, истец просил суд обязать администрацию поселения внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, путем выделения земельного участка с кадастровым номером № из зоны Р-4К в границах кадастрового квартала №, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.
Определением суда в соответствии с положениями ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
В судебном заседании хх.хх.хх г. администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования к ответчикам.
Представитель администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения, действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, указала, что оснований для внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки поселения, они не усматривают, т.к. участок, испрашиваемый истцом расположен в зоне, которая в результате публичных слушаний, проведенных в поселении, предназначена для иных целей, не связанных со строительством жилых домов.
Представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия, действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, указала, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что у них отсутствует возможность внесения каких-либо изменений в Генеральный план Шелтозерского вепсского поселения и Правила землепользования и застройки, т.к. названные документы у них отсутствуют.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что хх.хх.хх г. истец обратился к ответчику - администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (Ответчик 1) с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на три года для строительства жилого дома на территории Шелтозерского вепсского сельского поселения (л.д.№).
хх.хх.хх г. Ответчик 1 сообщил истцу о невозможности предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый участок испрошен ранее юридическим лицом для строительства туристического объекта (л.д.№).
хх.хх.хх г. истец обратился с новым заявлением к Ответчику 1, в котором просил предоставить земельный участок на территории Шелтозерского вепсского сельского поселения, в ином месте (...).
хх.хх.хх г. Ответчик 1 отказал истцу в предоставлении участка в связи с расположением испрашиваемого участка в пределах объекта археологического наследия - «...», где проведение работ по распашке земель запрещено (л.д.№).
После проведения археологического обследования участка, истец хх.хх.хх г. вновь обратился к Ответчику 1 с заявлением с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении участка, т.к. ранее участок испрашивался под строительство жилого дома (л.д.№).
хх.хх.хх г. Ответчик 1 направил в адрес истца письмо, в котором сообщил, что на основании поданного им заявления от хх.хх.хх г. в газете «Прионежье» и на официальном сайте Прионежского муниципального района будет опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в ..., в границах кадастрового квартала №, ориентировочной площадью ... кв.м. для индивидуального жилищного строительства (л.д.№).
хх.хх.хх г. в газете «Прионежье» № было опубликовано объявление (л.д.№).
хх.хх.хх г. постановлением Главы администрации района № была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью ... кв.м. в ..., в границах кадастрового квартала №, для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов (л.д.№).
хх.хх.хх г. УМП «Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района», с которым у истца был заключен договор на возмещение затрат по формированию земельного участка и проведению работ по определению рыночной стоимости права на заключение договора аренды земельного участка № от хх.хх.хх г., обратилось в администрацию Шелтозерского вепсского сельского поселения с просьбой о внесении изменений в Генеральный план Шелтозерского вепсского сельского поселения и выделении части зоны Р-4К в границах кадастрового квартала № для индивидуального жилищного строительства (л.д.№).
хх.хх.хх г. администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения письмом № отказала во внесении изменений в Генеральный план Шелтозерского вепсского сельского поселения (л.д.№).
хх.хх.хх г. УМП «Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района» проинформировал истца об окончании работ по формированию земельного участка и присвоению ему кадастрового номера и отказе администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения во внесении изменений в Генеральный план Шелтозерского вепсского сельского поселения (л.д.№).
Истец, полагая решение администрации поселения незаконным, нарушающим его права, ссылался на то обстоятельство, что утверждение Генерального плана и Правил землепользования и застройки поселения произошло хх.хх.хх г., тогда как решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по его заявлению, было принято хх.хх.хх г., т.е. ранее.
Данный довод истца не может быть принят судом, т.к. в соответствии с положениями ст. 30.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г. порядок предоставления земельных участков в аренду для жилищного строительства, при наличии иных заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, предусматривал проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на момент принятия Генерального плана Шелтозерского вепсского поселения решение о предоставлении участка истцу не принималось.
Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 г. № N 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации положениями ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ определяет перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, дополнена ч.ч.3 и в силу которых полномочие, предусмотренное п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ исключено из ведения сельского поселения и передано органу местного самоуправления муниципального района.
Таким полномочием является утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Федеральный закон от 27.05.2014 г. № 136-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, однако согласно ч.4 ст. 5 данного закона до 01.01.2015 г. органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляли решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч.1 ст. 14 и ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с изменением правового регулирования хх.хх.хх г. администрация Прионежского муниципального района направила Главам поселений Прионежского района письмо с просьбой в срок до хх.хх.хх г. предоставить оригиналы генеральных планов поселений, правила землепользования и застройки на бумажном и электронном носителях, а также все акты по внесению изменений в утвержденные генеральные планы поселений, правила землепользования и застройки.
Отказ администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения в предоставлении оригиналов Генерального плана поселения и Правил землепользования и застройки поселения был обжалован администрацией района в суде.
Решением Прионежского районного суда от хх.хх.хх г., вступившим в законную силу определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г., в удовлетворении требований администрации района о возложении на администрацию поселения обязанности передать оригиналы документов отказано.
Учитывая вышеизложенное, надлежащим ответчиком по делу суд полагает администрацию Прионежского муниципального района в силу прямого указания закона на объем полномочий администрации муниципального района по вопросу градостроительной деятельности.
Довод представителя администрации района о невозможности, в связи с вышеизложенным, исполнения возложенных на нее законом обязанностей по внесению изменений в генеральные планы поселений, не может быть принят судом.
Пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) генеральный план поселений отнесен к числу документов территориального планирования муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 9 названного Кодекса документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Кодекса Генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 17 той же статьи Кодекса внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с частями 2 - 14 настоящей статьи. Частью 15 установлено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Согласно постановлению администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения № от хх.хх.хх г. «О подготовке проекта генерального плана Шелтозерского вепсского сельского поселения» была организована деятельность комиссии по подготовке проекта генерального плана, которой заинтересованные лица имели возможность внести свои предложения. Проект генерального плана поселения был размещен в сети Интернет и на официальном сайте муниципального образования «Шелтозерское вепсское сельское поселение».
В соответствии со ст. 25 Кодекса и постановления Правительства Республики Карелия от 22.07.2008г. № 139-П «Об утверждении Порядка рассмотрения и подготовке заключений на проекты схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проекты территориального планирования муниципальных образований» Правительство Республики Карелия рассмотрело представленные на согласование материалы и согласовало с положительным результатом проект генерального плана Шелтозерского вепсского сельского поселения (л.д.109-110).
Постановлением Главы Шелтозерского вепсского сельского поселения от хх.хх.хх г. № «О проведении публичных слушаний на территории Шелтозерского вепсского сельского поселения» хх.хх.хх г. состоялись публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта генерального плана.
По результатам публичных слушаний решением XXIX сессии II созыва Совета Шелтозерского вепсского сельского поселения № от хх.хх.хх г. проект генерального плана поселения и правила землепользования и застройки были утверждены.
Таким образом, при рассмотрении дела суд учитывает, что Генеральный план Шелтозерского вепсского сельского поселения на стадии его утверждения не был оспорен истцом по делу в части, затрагивающей его интересы.
Судом также установлено, что в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Шелтозерского вепсского сельского поселения (далее - Правила) в зоне территории традиционного природопользования на территории выявленных исторических поселений (населенных пунктов) (зона Р-4К) установлены следующие основные виды разрешенного использования: озелененные территории внутри населенных пунктов, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, обслуживающие зону, пляжи, пожарные водоемы, парки, лодочные гаражи, эллинги.
Из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Шелтозерского вепсского сельского поселения следует, что испрашиваемый заявителем участок расположен в зоне Р-4К, что не оспаривалось участниками процесса.
В соответствии с пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю (ст. 56 ЗК РФ), включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Положениями ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 указанной статьи ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Как следует из положений ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, и включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков.
На основании ч. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте, являющемся частью правил землепользования и застройки, в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, а также возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Решением VII сессии III созыва Совета Шелтозерского вепсского сельского поселения № от хх.хх.хх г. была создана территория традиционного природопользования местного значения в границах территории муниципального образования «Шелтозерское вепсского сельского поселение» Прионежского муниципального района Республики Карелия в кадастровых кварталах № и утверждено Положение о территориях традиционного природопользования местного значения в границах территории муниципального образования «Шелтозерское вепсского сельского поселение» Прионежского муниципального района Республики Карелия (Положение о ТТП).
Согласно п.8.1 Положения о ТТП субъекты традиционного природопользования имеют право: возводить в пределах выделенных участков традиционных угодий временные строения и сооружения, необходимые для ведения традиционных видов хозяйственной деятельности.
Целью создания территории традиционного природопользования явилась защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренного малочисленного народа - вепсов, для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.
Таким образом, установив вышеизложенное, а также то обстоятельство, что внесение изменений в Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки поселения является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, а также учитывая, что утверждение изменений в указанные выше документы является прерогативой органа представительной власти муниципального образования, суд не находит оснований для возложения на ответчика - администрацию Прионежского муниципального района обязанности по внесению изменений в Генеральный план Шелтозерского вепсского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Шелтозерского вепсского сельского поселения, путем выделения земельного участка с кадастровым номером № из зоны Р-4К в границах кадастрового квартала №, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства. Администрация Шелтозерского вепсского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-198, 258 гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Мошкина Н.С. к администрации Шелтозерского вепсского сельского поселения Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца через Прионежский районный суд Республики Карелия со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение суда составлено 24 июня 2015 года.