Дело № 2-466/2021
УИД 61RS0007-01-2020-006853-18
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 февраля 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Попова Д.А.,
при секретаре Агафоновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «Время», третье лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов об обязании установки средств измерения объема сброса сточных вод,-
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с указанным иском, в его обоснование указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использовании водных объектов выявлены нарушения законов, допущенные ООО «Время» при сбросе сточных вод в водный объект.
ООО «Время» является водопользователем, использует для целей сброса сточных вод водный объект р. Дон на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29.11.2016 №
На основании ч. ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения государственный мониторинг водных объектов организовывается и осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведении мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений, в том числе водопользователями и недропользователями.
Согласно п. 16 Положения водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок), который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Так, пунктами 3, 6, 7 Порядка установлено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
Измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.Согласно п.п. 9 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 29.11.2016 № одним из условий использования водного объекта является определение учета объема сброса инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений - ультразвуковым расходомером «ВЗЛЕТ РБП», установка которого планировалась в 3-4 квартале 2017 года, в соответствии с планом водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта.
В нарушение ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 30, 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. п. 3, 6, 7 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 №, ООО «Время» учет объема сброса сточных вод в водный объект р. Дон средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений, не ведется.
По фактам выявленных нарушений генеральному директору ООО «Время» внесено представление, вместе с тем нарушения законов фактически не устранены.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Одним из основных принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п. 1, 10 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации).
Неэффективное и несвоевременное исполнение возложенных федеральным законодательством обязанностей ООО «Время» нарушает интересы Российской Федерации как собственника водных объектов, нарушает порядок государственно- : о мониторинга водных объектов, осуществляемого в целях своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, других прилегающих населенных пунктов, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться по территории Российской Федерации), то есть субъектов. персонификация которых невозможна, на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов должно быть привлечено в качестве третьего лица на стороне прокурора в связи с тем, что управление является территориальным органом Федерального
агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, в границах бассейнов рек Дон, Северский Донец, Цимлянского водохранилища и других водных объектов на территории Ростовской области (п. 1.1. Положения о Донском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 № 66).
Прокурор просил суд обязать ООО «Время» устранить нарушения законов путем установки средств измерения объема сброса сточных вод в водный объект р. Дон, внесенных в Государственный реестр средств измерений.
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. От прокурора в суд не поступало ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении дела.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор дважды вызывался в судебные заседания, а именно 18.01.2021 года в 10-30 часов и 11.02.2021 года в 12-00 часов, извещен о времени и месте судебных заседаний надлежащим образом.
Однако в назначенные судом судебные заседания прокурор дважды не явился по неизвестной причине, несмотря на надлежащее уведомление, ходатайств об отложении рассмотрения дела и заявлений о рассмотрении данного дела в его отсутствие от него суду не поступало.
В силу части 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со статьей 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оставляет иск без рассмотрения, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.
Представитель ответчика - генеральный директор Язымов А.А., действующий на основании приказа № от 03.02.2018 года, в судебное заседание явился, против оставления иска без рассмотрения не возражал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 222, 223 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
ОПРЕДЕЛИЛ:
Иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «Время», третье лицо Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов об обязании установки средств измерения объема сброса сточных вод, оставить без рассмотрения.
Разъяснить прокурору, что в случае, если им будут представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщить о них суду, суд может по его ходатайству отменить настоящее определение.
Определение обжалованию в апелляционном порядке не подлежит.
Судья Попов Д.А.