№ №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2016 г. ...
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Петрачковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Центрального банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации к сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу «Кредитный союз - Доверие», Сивоконь Е.В., Парц Е.А., Сеничеву А.А. о ликвидации, возложении обязанности по осуществлению процедуры ликвидации,
установил:
иск предъявлен по тем основаниям, что в ходе осуществления надзора за деятельностью сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов истцом установлено нарушение СКПК «Кредитный союз - Доверие» требований п. 3 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в части представления в Банк России документов, содержащих отчет о своей деятельности за 2015 год и 1 квартал 2016 года и отчет о персональном составе своих руководящих органов за 2015 год. Предписания Банка России с требованием о предоставлении через личный кабинет на сайте Банка России отчетов получены Кооперативом, но в установленные сроки не исполнены, что послужило основанием для обращения Банка России в суд с указанным административным исковым заявлением. На основании изложенного истец просит ликвидировать СКПК «Кредитный союз - Доверие», возложить на учредителей Сивоконь Е.В., Парц Е.А., Сеничева А.А. обязанность по осуществлению процедуры ликвидации Кооператива с установлением шестимесячного срока проведения ликвидационных мероприятий.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административные ответчики, представитель административного ответчика СКПК «Кредитный союз - Доверие» в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, против ликвидации Кооператива не возражали. Сивоконь Е.В. исковые требования в части возложения обязанности по ликвидации не признала, указывая на то, что не является председателем Кооператива с 29.07.2016. Парц Е.А. против удовлетворения требований к ней возражала, ссылаясь на то, что членом Кооператива не является уже длительное время. Сеничев А.А. просил исключить его из числа ответчиков по делу, указывая на то, что при выходе из членов кооператива в 2011 г. просил дирекцию в лице Сивоконь Е.В. уведомить регистрирующий орган о выходе его из состава учредителей.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с п. 13 ст. 40.1, п. 11 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон о сельскохозяйственной кооперации), ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Законом.
Согласно п. 3 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации для сельскохозяйственный кредитный потребительских кооперативов установлена обязанность по представлению в Банк России документов, содержащих отчет о своей деятельности, а также отчет о персональном составе своих руководящих органов. В силу пп. 3 п. 3 ст. 40.2 данного закона Банк России осуществляет надзор за выполнением сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами требований, установленных указанным законом, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.
В случае неоднократного неисполнения сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, Банк России в соответствии с абз. 1 пп. 11 п. 1 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации правомочен обращаться в суд с заявлением о ликвидации такого кооператива.
Северо-Западное главное управление Центрального банка Российской Федерации является территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, уполномоченным представлять интересы Банка России в данном деле.
Формы, сроки и порядок составления и представления указанных документов определены Указанием Банка России от 09.10.2015 № 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» (далее - Указание).
В соответствии с Указанием отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за календарный год представляется в два этапа – не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года. Отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного периода.
Документы об отчете представляются в Банк России в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
В судебном заседании установлено, что СКПК «Кредитный союз - Доверие» (Кооператив), адрес: ... ..., ИНН №..., ОГРН №..., зарегистрирован в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №... по ... ХХ.ХХ.ХХ..
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями (участниками) Кооператива являются: Сивоконь Е.В., Парц Е.А., Сеничев А.А.
Согласно Уставу Кооператив является некоммерческой организацией.
Председатель Кооператива избирается общим собранием членов Кооператива на пять лет. Согласно имеющимся в материалах дела документам 29.07.2011 председателем Кооператива была избрана Сивоконь Е.В. сроком на пять лет.
В нарушение требований п. 3 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации Кооператив не представил в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности за 2015 года и 1 квартал 2016 года и отчет о персональном составе своих руководящих органов за 2015 год.
Банком России в адрес Кооператива направлялись предписания от ХХ.ХХ.ХХ. № №..., от ХХ.ХХ.ХХ. № №..., от ХХ.ХХ.ХХ. № №..., от ХХ.ХХ.ХХ. № №... с требованием о представлении через личных кабинет на сайте Банка России отчета о персональном составе руководящих органов, отчета о деятельности Кооператива за 2015 год (не позднее 30 календарных дней и не позднее 115 календарных дней), отчета о деятельности за 1 квартал 2016 года в срок 10 рабочих дней с даты их получения, которые были получены Кооперативом посредством заказной почтовой корреспонденции.
В установленные сроки вынесенные Банком России в отношении Кооператива предписания исполнены не были, что подтверждается представленным актом осмотра личного кабинета участника финансового рынка на сайте Банка России от 14.07.2016.
Неоднократное непредставление отчетности и неисполнение предписаний Банка России является грубым нарушением пп. 9 п. 1 и п. 3 ст. 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации, и является основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации Кооператива.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 Гражданского кодекса РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Данная позиция нашла отражение в разъяснениях, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Кооперативом допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений Кооперативом не предпринято, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем деятельность в соответствии с его требованиями.
При таких обстоятельствах требования о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов, подлежат удовлетворению.
Учитывая, что административными ответчиками не представлено доказательств отсутствия вышеуказанных грубых нарушений, отсутствие возражений против ликвидации Кооператива, суд приходит к выводу о законности, обоснованности заявленных исковых требований и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 24.2.2 Устава Кооператива он может быть ликвидирован по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 61 Гражданского кодекса РФ суд в решении о ликвидации юридического лица может возложить обязанность по ее осуществлению на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В соответствии с положениями п. «д» ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
По смыслу указанных правовых норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Доводы административных ответчиков о том, что они не являются учредителями кооператива, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как опровергаются материалами дела.
При этом, как было указано выше, именно наличие соответствующей записи в государственном реестре юридических лиц является доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица.
В то же время, внесение в государственный реестр юридических лиц сведений об административных ответчиках как об учредителях СКПК «Кредитный союз - Доверие» кем-либо не оспорено, названная запись недействительной не признана, в связи с чем, указанный довод также подлежит отклонению за необоснованностью. Доказательств того, что кто-либо из ответчиков – физических лиц не является учредителем СКПК «Кредитный союз - Доверие» не представлено, изменения в Единый государственный реестр юридических лиц не внесены, следовательно, ссылки административных ответчиков о выходе из состава учредителей или членов Кооператива являются несостоятельными и не могут являться основанием для освобождения их от обязанности по осуществлению процедуры ликвидации Кооператива.
Полномочия Сивоконь Е.В. как председателя Кооператива истекли 29.07.2016. Таким образом, в период наступления обязанности по предоставлению отчетности Банку России председателем Кооператива была Сивоконь Е.В.
На учредителей Кооператива – Сивоконь Е.В., Парц Е.А., Сеничева А.А. суд возлагает обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией Кооператива, предусмотренные ст. ст. 62 - 64 Гражданского кодекса РФ.
Устанавливая шестимесячный срок для выполнения указанных действий, суд, учитывая порядок ликвидации юридического лица, регламентированный статьей 63 Гражданского кодекса РФ, исходит из критерия разумности.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.20 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за рассмотрение иска, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика СКПК «Кредитный союз - Доверие» в доход бюджета Сегежского муниципального района в сумме <...> руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 265 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
иск Центрального банка Российской Федерации в лице Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать СКПК «Кредитный Союз - Доверие», адрес: ..., ..., ИНН №..., ОГРН №....
Возложить на учредителей СКПК «Кредитный Союз – Доверие» Сивоконь Е.В., Парц Е.А., Сеничева А.А. обязанность по осуществлению процедуры ликвидации СКПК «Кредитный Союз - Доверие», обязать учредителей СКПК «Кредитный Союз – Доверие» Сивоконь Е.В., Парц Е.А., Сеничева А.А. произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья М.А. Ронгонен
Решение в окончательной форме изготовлено 24.10.2016