Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Игожевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Комарова В. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении социальных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах Комарова В.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения, указав, что Комаров В.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Жилое помещение за Комаровым В.А. не закреплялось, жилого помещения для проживания он не имеет.
На основании заявления от 26.05.2008г., Комаров В.А. был включен в список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары №-р от 02.02.2009г. утвержден список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округу Самара на 2009г. В указанном списке Комаров В.А. значится под номером №
Ссылаясь на то, что Комаров В.А. до настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Самары жилое помещение не предоставлено, чем нарушаются его права, прокурор <адрес> просил суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Комарову В.А. жилое помещение в черте городского округа Самары не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно у данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В процессе рассмотрения дела истец требования изменил, просил суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Комарову В.А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Минайленко О.В. и Комаров В.А. поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары Рузанова О.В., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения требований истица.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> Мавлютова Р.И. возражала против удовлетворения требований истица по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства управления <адрес> в судебное заседание не явился, были извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 26.05.2008г. Комаров В.А. обратился в Администрацию городского округа Самары с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самары от 02.02.2009г. №р «Об утверждении списка граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещение, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещение по договору социального найма, по городскому округу Самара на 2009г., приложением к которому является список, где Комаров В.А. числится под №.
Из материалов дела следует, что Комаров В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Мать – Комарова В.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Отец – Комаров А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ
Фактически Комаров В.А. проживает вместе с бабушкой и дедушкой.
Судом установлено, что жилое помещение Комарову А.В. не предоставлялось.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара преданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).
Согласно ст. <адрес> 07.07.2005г. № ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством самарской области.
В соответствии с положениями Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанного Порядка учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. 5,6,8 Закона №-ГД Органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.
Согласно ст. 8 Закона № ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Составление проекта областного бюджета организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансов <адрес>, которое также является главным финансовым органом <адрес> согласно Положения о министерстве управления финансами <адрес> утвержденном Постановлением <адрес> от 21.11.08г. № Согласно указанного положения Министерство выступает от имени казны <адрес> в отношениях с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.
На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.
Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:
а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;
б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;
в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);
г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;
д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.
На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:
- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;
- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
Согласно Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с <адрес> №-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот.. .» и № ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан.. .» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использовании я отдельного муниципального образования <адрес> детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Департамент управления имуществом
городского округа Самары наделенный полномочиями в области управления и
распоряжения муниципальным имуществом, исполняя государственные полномочия,
обязан осуществить предоставление Комарову В.А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес> г.о. Самары в интересах Комарова В.А. удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Комарову В.А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения из средств областного бюджета не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в черте <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Решение принято в окончательном виде 09.02.2010г.
Судья Е.А.Борисова
Копия верна
Судья