Решение по делу № 3а-1369/2018 ~ М-778/2018 от 03.08.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 сентября 2018 года                            г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1369/2018 по административному исковому заявлению ООО «СТАНДАРТ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Самарский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 3 944,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного выше нежилого помещения установлена по состоянию на 21 декабря 2013 года и составляет 53 437 954 рубля 26 копеек.

Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью объекта недвижимости, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество юридических лиц.

Согласно отчету об оценке от 19 февраля 2018 года № 03/02, подготовленному оценщиком ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ», рыночная стоимость указанного выше объекта капитального строительства по состоянию на 21 декабря 2013 года составляет 38 918 366 рублей.

При таких обстоятельствах, ООО «СТАНДАРТ» полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего Обществу объекта недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 3 944,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 декабря 2013 года в размере 38 918 366 рублей.

Представитель административного истца Муравей А.А., действующий на основании доверенности от 14 декабря 2018 года, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении от 6 сентября 2018 года просит суд рассмотреть дело без его участия, административные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации городского округа Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями ст.ст. 150 и 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области в письменном отзыве просит суд рассмотреть дело без его участия, в случае не предоставления доказательств достоверности рыночной стоимости возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск ООО «СТАНДАРТ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что ООО «СТАНДАРТ» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 3 944,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 мая 2018 года .

Кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 21 декабря 2013 года составляет 53 437 954 рубля 26 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 мая 2018 года .

В соответствии со ст. 14 и п. 1 ст. 372 НК РФ, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (в редакции от 11 апреля 2016 года № 41-ГД) является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административный истец, являясь собственником указанного выше объекта недвижимости, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его действительной рыночной стоимости.

В связи с этим, 30 марта 2018 года ООО «СТАНДАРТ» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости оспариваемого объекта недвижимости. Однако, решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 25 апреля 2018 года № 18/7с-7 административному истцу отказано в удовлетворении данного заявления.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Получив отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 19 февраля 2018 года №№ 03/02, подготовленный оценщиком ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ».Из отчета об оценке усматривается, что объектом оценки являлось нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 3 944,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, итоговая величина рыночной стоимости которого по состоянию на 21 декабря 2013 года составила 38 918 366 рублей.

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании ст. 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.

Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 21 декабря 2013 года.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объекта недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

Согласно комментарию оценщика ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» на замечания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, в соответствии с п. 11 ФСО № 7 объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточными. Кроме того, исходя из целей оценки, для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта (п. 10, п. 20 ФСО № 7).

Последовательность выполнения анализа рынка установлена п. 11 ФСО № 7, в строгом соответствии с которым оценщиком выполнены анализ, представленный в отчете, так:

- в разделе 10.1 на страницах №№ 14-17 отчета представлен анализ влияния общей политической и социально-экономической обстановки в стране и регионе расположения объекта оценки на рынок оцениваемого объекта, в том числе тенденций, наметившихся на рынке, в период, предшествующий дате оценки (абз. «а» п. 11 ФСО № 7);

- в размере 10.2 на страницах №№ 17-18 отчета определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект (абз. «б» п. 11 ФСО № 7);

- в разделе 10.3 на страницах №№ 18-20 отчета представлен анализ фактических данных о ценах предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка, к которому отнесен оцениваемый объект при фактическом использовании, с указанием интервала значений цен (абз. «в» п. 11 ФСО № 7);

- в разделе 10.4 на страницах №№ 20-22 отчета представлен анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов (абз. «г» п. 11 ФСО № 7);

- в разделе 10.5 на странице № 22 отчета представлены основные выводы, подтвержденные произведенным анализом рынка недвижимости в сегменте, необходимом для оценки объекта (абз. «д» п. 11 ФСО № 7).

Таким образом, выводы оценщика, сделанные в разделе 10.5 отчета проведенным анализом однозначно подтверждаются. Мнение Комиссии необоснованно.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчет об оценке от 19 февраля 2018 года № 03/02, подготовленный оценщиком ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного нежилого помещения по состоянию на дату оценки и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов настоящего административного дела следует, что датой обращения ООО «СТАНДАРТ» в суд является 3 августа 2018 года, а датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 30 марта 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «СТАНДАРТ» к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 3 944,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 декабря 2013 года в размере 38 918 366 рублей.

Дата подачи ООО «СТАНДАРТ» заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области – 30 марта 2018 года, дата подачи заявления в суд – 3 августа 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2018 года.

    

Председательствующий:                    Непопалов Г.Г.

3а-1369/2018 ~ М-778/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "СТАНДАРТ"
Ответчики
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация г.о.Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Судья
Непопалов Г. Г.
03.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2018[Адм.] Судебное заседание
07.09.2018[Адм.] Судебное заседание
10.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее