РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2013 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Петроченко Т.И., при секретаре Дубининой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бойчук В.С. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» об оспаривании действий, бездействия должностных лиц, признании незаконными действия, бездействия должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Бойчук В.С. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» об оспаривании действий, бездействия должностных лиц, мотивируя тем, что 31.12.2012г. он и двое его коллег учредили на п/с № орган общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4», председателем которой был выбран Бойчук В.С. 09.01.2013г. истец предоставил главному врачу МБУЗ «ГССМП» уведомление об учреждении органа общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4», к которому приложил копию устава. 29.03.2013г. на общем собрании органа общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4», указанный орган был реорганизован в независимый территориальный профсоюз работников здравоохранения «Медик», председателем которого был выбран Бойчук В.С. 02.04.2013г. в администрацию МБУЗ «ГССМП» истцом было предоставлено уведомление о реорганизации с приложением копии устава. 10.04.2013г. истец обратился в администрацию МБУЗ «ГССМП» с заявлением предоставлении независимому территориальному профсоюзу работников здравоохранения «Медик» места на п/с № для размещения стенда по информации о деятельности профсоюза. 17.04.2013г. истец обратился в администрацию МБУЗ «ГССМП» с заявлением о внесении изменений в коллективный трудовой договор. Ответчиком было отказано в размещении стенда и в участии в социальном партнерстве, гарантированных Трудовым кодексом РФ. Считает решение администрации МБУЗ «ГССМП» незаконным. Просит признать действие должностных лиц МБУЗ «ГССМП» незаконными, нарушающими его право на размещение информации о деятельности профсоюза на п/с № 4, а также на участие в социальном партнёрстве, выдать предписание об устранении в полном объеме допущенных нарушений (уклонение от коллективных трудовых споров, отказ в предоставлении права на участие в социальном партнерстве и на размещение информации о деятельности профсоюза на п/с № 4), привлечь к административной ответственности должностных лиц, ответственных за уклонение от коллективных трудовых споров, нарушивших право на участие в социальном партнерстве и на размещение информации о деятельности профсоюза на п/с № 4, взыскать с ответчика в его пользу стоимость представительских услуг в размере 6 000 руб. за один день заседания, 3 000 руб. за составление искового заявления.
Определением суда от 16.07.2013г. Бойчук В.С. в принятии заявления в части требований о выдаче предписания об устранении в полном объеме допущенных нарушений (уклонение от коллективных трудовых споров, отказ в предоставлении права на участие в социальном партнерстве и на размещение информации о деятельности профсоюза на п/с № 4), привлечении к административной ответственности должностных лиц, ответственных за уклонение от коллективных трудовых споров, нарушивших право на участие в социальном партнерстве и на размещение информации о деятельности профсоюза на п/с № 4, отказано.
Истец Бойчук В.С. в суд не явился, уведомлен лично, своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении судебной повестки, о причине не явки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, ранее, в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержал по изложенным основаниям; с согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в отсутствие истца, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представители МБУЗ «ГССМП»- Репис Е.В. (по доверенности от 06.09.2013г. сроком на один год), Егорова Н.В. (по доверенности от 31.10.2013г. сроком по 31.12.2013г.), исковые требования не признали, полагали об отсутствии оснований для удовлетворения требований, пояснили, что в учреждении интересы работников МБУЗ «ГССМП» представляет только одна первичная профсоюзная организация «Первичная профсоюзная организация профессионального союза работников здравоохранения», взаимоотношения с которой урегулированы Коллективным договором. Соответственно, с предложениями о внесении изменений в коллективный договор, заключенный между работниками и работодателем - МБУЗ «ГССМП», может выступать данная первичная профсоюзная организация. При возникновении вопросов Бойчук В.С. B.C., как работник МБУЗ «ГССМП», может обратиться к данной первичной организации с предложением о внесении изменений в коллективный договор. Поскольку независимый территориальный профсоюз работников здравоохранения «Медик» не является первичной профсоюзной организацией, то обязанности по обеспечению материально-техническими средствами, в том числе, средствами по размещению информации, у МБУЗ «ГССМП» на подстанции № не имеется.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям:
Согласно ст. 1 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. № 10-ФЗ, предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. № 10-ФЗ, профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
В силу ст. 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. № 10-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Как установлено в судебном заседании, 31.12.2012г. Бойчук В.С., Кандауров Г.К., Мадан В.З. создали орган общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4», согласно протокола № учредительного собрания от указанной даты.
Председателем органа общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4» избран Бойчук В.С. сроком на 5 лет.
09.01.2013г. главному врачу МБУЗ «ГССМП» Скрипкину С.А. председателем Бойчук В.С. направлено уведомление об учреждении органа общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4», с приложением копии устава органа и копии протокола учредительного собрания.
Из протокола № собрания органа общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4» от 29.03.2013г. следует, что орган общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4» реорганизован в независимый территориальный профсоюз работников здравоохранения «Медик». На собрании присутствовали Бойчук В.С., Кандауров Г.К., председателем профсоюза сроком на 5 лет избран Бойчук В.С.
02.04.2013г. главному врачу МБУЗ «ГССМП» Скрипкину С.А. направлено уведомление о состоявшейся 29.03.2013г. реорганизации органа общественной самодеятельности «Трудовой коллектив МБУЗ ГССМП п/с № 4» в независимый территориальный профсоюз работников здравоохранения «Медик».
10.04.2013г. Бойчук В.С. обратился к главному врачу МБУЗ «ГССМП» Скрипкину С.А. с заявлением о предоставлении места для размещения стенда на п/с № 4, для размещения информации о деятельности профсоюза.
Из ответа главного врача МБУЗ «ГССМП» Скрипкина С.А. (исх. № от 10.04.2013г.) следует, что председателю профсоюза «Медик» Бойчук В.С. отказано в предоставлении места для размещения стенда на п/с № для размещения информации о деятельности профсоюза, по причине не предоставления доказательств государственной регистрации профсоюза «Медик».
17.04.2013г. Бойчук В.С. обратился к главному врачу МБУЗ «ГССМП» Скрипкину С.А. с заявлением о внесении изменений в коллективный трудовой договор МБУЗ «ГССМП» п/с № ДД.ММ.ГГГГ-2014г.г.
Поскольку при подаче указанного заявления Бойчук В.С. не были представлены документы, свидетельствующие о государственной регистрации независимого территориального профсоюза работников здравоохранения «Медик» (устав либо положение о первичной профсоюзной организации), а также документы, подтверждающие наделение Бойчук В.С. полномочиями на представительство от имени работников на введение коллективных переговоров и выдвижение требований, последнему было отказано в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, что подтверждается ответом главного врача МБУЗ «ГССМП» Скрипкина С.А. № от 17.04.2013г.
07.05.2013г. Бойчук В.С. обратился к руководителю Государственной инспекции труда в <адрес> с заявлениями о привлечении администрации МБУЗ «ГССМП» к административной ответственности за уклонение от участия в коллективных трудовых спорах, выдачи предписания о восстановлении нарушенного права профсоюза «Медик» на участие в социальном партнерстве, на размещение информации о своей деятельности на п/с № 4.
В ответе от 13.06.2013г. на указанные заявления, заместителем руководителя госинспекции труда, Бойчук В.С. было разъяснено право на обжалование спорных с работодателем вопросов в судебном порядке.
Из справки Красноярской территориальной (краевой) организации профессионального союза работников здравоохранения РФ № от 14.11.2013г. следует, что первичная организация профсоюза МБУЗ «ГССМП» поставлена на учет и профобслуживание в 1989г.
Согласно справке председателя первичной профсоюзной организации работников МБУЗ «ГССМП» Заиграйкина А.М. от 18.11.2013г., по состоянию на 01.11.2013г. в указанной первичной профсоюзной организации состоит на профучете 542 человека. Общая численность работников учреждения составляет 1005 человек.
Свидетель Заиграйкин А.М. в судебном заседании пояснил, что является действующим председателем первичной профсоюзной организации «Первичная профсоюзная организация профессионального союза работников здравоохранения» с 2009г. В его обязанности входит защита прав работников, бесплатная юридическая помощь и другая материальная помощь. Ранее истец входил в профсоюз, но в 2010г. вышел из его состава. Никаких обращений от истца к нему, как председателю профсоюза, не поступало.
Оценивая доказательства по делу, суд учитывает, что в соответствии со ст. 377 ТК РФ, работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором. Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.
Из изложенного следует, что обязанность в предоставлении стенда у ответчика возникает только перед первичными профсоюзными организациями.
Согласно ст. 30 ТК РФ, первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Материалами дела установлено, что интересы работников МБУЗ «ГССМП» представляет «Первичная профсоюзная организация профессионального союза работников здравоохранения РФ», объединяющая более половины работников учреждения, взаимоотношения с которой урегулированы в коллективном договоре 2011-2014г.<адрес> профсоюзных организаций в учреждении нет.
Согласно ст. 1 главы 1 Устава независимого территориального профсоюза работников здравоохранения «Медик», профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации- это территориальная, добровольная, общественная, самоуправляемая, некоммерческая организация, объединяющая членов профсоюза- работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения и других родственных отраслей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также работающих и обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
При этом, данный вид профсоюзной организации не указан в ст. 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. № 10-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996г. № 10-ФЗ, работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.
При таких обстоятельствах, перед территориальной, добровольной, общественной, самоуправляемой, некоммерческой организацией, объединяющей членов Профсоюза- работников муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения и других родственных отраслей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также работающих и обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, действующей на территории <адрес> обязанности по обеспечению материально-техническими средствами у МБУЗ «ГССМП» на подстанции № не возникло, поскольку это образование не является первичной профессиональной организацией.
Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ, интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
В силу ст. 37 ТК РФ, две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.
Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Из изложенного следует, что право на ведение коллективных переговоров с конкретным работодателем возникает только у первичных профсоюзных организаций (1 или более), объединяющих более половины работников этой организации. Независимый территориальный профсоюз работников здравоохранения «Медик» не является стороной, участвующей в коллективных переговорах, с работодателем - МБУЗ «ГССМП».
Поскольку в учреждении интересы работников МБУЗ «ГССМП» представляет «Первичная профсоюзная организация профессионального союза работников здравоохранения», соответственно, с предложениями о внесении изменений в коллективный договор, заключенный между работниками и работодателем - МБУЗ «ГССМП», может выступать данная первичная профсоюзная организация.
Согласно ст. 23 ТК РФ, социальное партнерство в сфере труда- система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В Уставе независимого территориального профсоюза работников здравоохранения «Медик» сведения о членстве в данной организации других работников МБУЗ «ГССМП» отсутствуют. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о каком-либо количестве членов профсоюза (кроме 2 человек). В данном случае истец действует только в своих интересах и интересах еще одного человека, при этом общее количество работников МБУЗ «ГССМП» составляет более 1 000 человек. Соответственно, данные отношения характерны для индивидуальных трудовых споров.
Истец указывает, что в соответствии с ч. 9 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.01.1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают права юридического лица и это должно быть отражено в Уставе или Положении профсоюза. Однако, как следует из ст. 5 главы 1 Устава независимого территориального профсоюза работников здравоохранения «Медик», профсоюз, его территориальные организации, зарегистрированные в установленном порядке, приобретают права юридического лица. Первичные организации профсоюза могут иметь статус юридического лица, который они приобретают с момента государственной регистрации. Таким образом, в Уставе независимого территориального профсоюза работников здравоохранения «Медик» говорится о деятельности профсоюза, именно как юридического лица.
Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации независимого территориального профсоюза работников здравоохранения «Медик», МБУЗ «ГССМП» в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, отсутствуют правовые основания для признания незаконными бездействия муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» в предоставлении независимому территориальному профсоюзу работников здравоохранения «Медик» места для размещения стенда о деятельности профсоюза, бездействия на требование о внесении изменений в коллективный трудовой договор.
Учитывая отсутствие оснований для признания незаконными бездействия муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» в предоставлении независимому территориальному профсоюзу работников здравоохранения «Медик» места для размещения стенда о деятельности профсоюза, бездействия на требование о внесении изменений в коллективный трудовой договор, не подлежат удовлетворению и вытекающие из основного требования о взыскании судебных расходов.
При таких обстоятельствах, исковые требования Бойчук В.С. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» об оспаривании действий, бездействия должностных лиц, признании незаконными действия, бездействия должностных лиц, подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бойчук В.С. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» об оспаривании действий, бездействия должностных лиц, признании незаконными действия, бездействия должностных лиц, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.И. Петроченко