Мотивированное решение от 04.12.2023 по делу № 02а-1416/2023 от 21.09.2023

УИД 77RS0016-02-2023-022324-62

Дело № 2А-1416/2023

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

22 ноября 2023 года                                                        адрес

Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1416/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Коллекторское агентство «21 век» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес Валяевой Татьяне Васильевне, старшему судебному приставу отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес фио, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, об обязании возбудить исполнительное производство,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Коллекторское агентство «21 век» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес Валяевой Татьяне Васильевне, старшему судебному приставу отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес фио, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по адрес, заинтересованное лицо: Тер-Григоров Георгий Викторович, о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по адрес № 3 Главного управления Федеральной службы судебных приставов по адрес Валяевой Т.В. об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании дубликата исполнительного документа - исполнительный лист серии ВС № 090311992 от 27.11.2013 года по гражданскому делу № 2-1887/2013 в отношении должника фио, об обязании возбудить исполнительное производство на основании дубликата исполнительного листа серии ВС № 090311992 от 27.11.2013 года, определения о процессуальном правопреемстве от 16.04.2021 года по гражданскому делу № 2-1887/2013 в отношении должника фио, паспортные данные.

Административный истец не согласен с вынесенным постановлением об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании дубликата исполнительного листа серии ВС № 090311992 от 27.11.2013 года, поскольку он выдан в полном соответствии с решением суда от 27.11.2013 года и ранее выданным исполнительным документом, и полагает, что исполнительный лист содержит все необходимые сведения в отношении должника и взыскателя, согласно требованиям Закона, действующего в соответствующий период выдачи исполнительного документа, т.к. на момент принятия решения суда от 27.11.2013 года по делу № 2-1877/2013 требования об обязательном указании в исполнительном документе одного из идентификаторов гражданина-должника в ГПК РФ и Федеральном законе от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отсутствовали, указанные требования введены Федеральным законом от 21.12.2021 года № 417-ФЗ. 28.03.2023 года взыскателем подана жалоба в порядке подчиненности, ответ на жалобу административным истцом не получен.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством, в административном иске просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством.

С учетом требований ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть указанное административное исковое заявление в отсутствие неявившихся сторон, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 адрес гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Частью 3 ст. 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 11 Постановления Пленума № 50 от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ и ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.

Согласно ч. 6-8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причин, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как установлено в судебном заседании, постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства принято уполномоченным органом 18.04.2023 года, исполнительный документ направлен в адрес ООО «Коллекторское агентство «21 век» 04.09.2023 года ШПИ 12771986440566 и получен взыскателем 11.09.2023 года.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 19.09.2023 года, что подтверждается отметкой суда.

Таким образом, судом установлено, что, срок для обращения в суд, установленный ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

В судебном заседании установлено, что в ОСП по адрес № 3 ГУФССП России по адрес поступил исполнительный документ - исполнительный лист серии ВС № 090311992 от 21.11.2022 года, выданный судебным участком № 381 адрес по делу № 2-1877/2023, вступившему в законную силу 28.12.2013 года, предмет исполнения: «задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере сумма», в отношении должника Тер-Григорова Георгия Викторовича, паспортные данные, адрес должника: адрес, в пользу взыскателя: ООО «Коллекторское агентство «21 век».

18.04.2023 года судебный пристав-исполнитель ОСП по адрес № 3 ГУФССП России по адрес Валяева Т.В. вынесла постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с тем, что в исполнительном документе не указаны сведения о должнике и взыскателе.

В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Исполнительный лист, предъявленный на исполнение должен полностью соответствовать требованиям, предъявляемым ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в нем должны быть указаны наименование и адрес органа, выдавшего документ, фамилия и инициалы должностного лица, наименование материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и его номер, указана дата принятия акта, дата вступления в законную силу акта, сведения о должнике и взыскателе.

В судебном заседании установлено, что в исполнительном листе серии ВС № 090311992 от 21.11.2022 года не указаны сведения о паспортные данные должника Тер-Григорова Георгия Викторовича, паспортные данные.

При этом, в названном исполнительном документе, также, отсутствует один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), которые в силу положений ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должны быть указаны в обязательном порядке.

Согласно ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов.

Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к исполнительным документам, изложен в ст. 13 Закона "Об исполнительном производстве".

Так, в силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ в исполнительном документе должны быть указаны сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - паспортные данные, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика.

Соответственно, целью указания в исполнительном документе сведений о гражданах и организациях, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является индивидуализация лиц, в отношении которых должны производиться исполнительные действия.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае, если документ не является исполнительным, либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 2).

Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 3).

В рассматриваемом случае исполнительный документ не содержит все необходимые для идентификации должника сведения, так как отсутствует паспортные данные должника, а также один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

Отсутствие в исполнительном листе паспортные данные должника, с учетом отсутствия других имеющихся в нем сведений, является непреодолимым препятствием к возбуждению исполнительного производства и исполнению требований исполнительного документа.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Из содержания ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями. К решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, оспариваемые в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены или оспорены права и свободы и законные интересы граждан, а также созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С учетом требований п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель ОСП по адрес № 3 ГУФССП России по адрес Валяева Т.В. правомерно отказала в возбуждении исполнительного производства и возвратил исполнительный взыскателю с указанием причин возврата.

В нарушение требований ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав, свобод и законных интересов, как стороны исполнительного производства.

Законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, в рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Доводы административного истца о том, исполнительный лист содержит все необходимые сведения в отношении должника и взыскателя, согласно требованиям Закона, действующего в соответствующий период выдачи исполнительного документа, т.к. на момент принятия решения суда от 27.11.2013 года по делу № 2-1877/2013 требования об обязательном указании в исполнительном документе одного из идентификаторов гражданина-должника в ГПК РФ и Федеральном законе от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отсутствовали, и введены Федеральным законом от 21.12.2021 года № 417-ФЗ, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Довод административного иска, что отсутствие в исполнительном документе сведений о должнике не является непреодолимым препятствием к возбуждению исполнительного производства, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела, так как взыскателем при направлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю не были указаны иные сведения о должнике - один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), которые в силу п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должны быть указаны в обязательном порядке.

Также, суд принимает во внимание, что сведения, необходимые для совершения исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель запрашивает в рамках уже возбужденного исполнительного производства.

Таким образом, учитывая требования к исполнительным листам, административный истец, как взыскатель, не лишен возможности обратиться к мировому судье судебного участка № 381 адрес за новым исполнительным листом с указанием всех необходимых данных о должнике, поскольку внести исправления в ранее выданный исполнительный лист не предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, после устранения всех недостатков исполнительного документа административный истец не лишен возможности повторно обратиться в службу судебных приставов в целях исполнения судебного акта, предъявив исполнительный лист, соответствующий требованиям, предъявляемым ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Из содержания положений ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, нарушение ими прав и свобод административного истца, и необходимость в их восстановлении.

При рассмотрении данного дела совокупность указанных обстоятельств не установлена.

Исходя из изложенного, и в соответствии с требованиями ст. 227 КАС РФ суд полагает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению в полном объеме, так как судом не установлено нарушение прав административного истца со стороны судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес № 3 ГУФССП России по адрес Валяевой Т.В., такие доказательства административным истцом не представлены.

В связи с тем, что судом не установлено нарушение прав административного истца, не подлежат удовлетворению и требования о возложении обязанности устранить нарушения прав взыскателя и возбудить исполнительное производство. При этом, суд считает необходимым указать, что требования административного истца в части возложения на административного ответчика обязанности возбудить исполнительное производство не подлежали удовлетворению, даже в случае удовлетворения административного иска, так как судебный пристав-исполнитель является самостоятельным процессуальным лицом в рамках Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который, согласно ст. 5, осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Обязанности судебного пристава-исполнителя определены в ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", которые он осуществляет самостоятельно, иначе суд, обязав пристава-исполнителя совершать определенные действия, будет подменять данный орган принудительного исполнения и принимать за него решения, что противоречит требованиям закона. В случае установления судом нарушения прав административного истца, способом устранения нарушенного права явилось бы повторное рассмотрение заявления о возбуждении исполнительного производства, однако, таких обстоятельств судом установлено не было.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, которым дана правовая оценка, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

 

 

░░░░░                                                                ░.░. ░░░░░░░░░░

 

 

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-1416/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 22.11.2023
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью Коллекторское агентство «21 век»
Ответчики
ГУФССП по г. Москве
Валяева Т.В.
Солохиенко Е.С.
Суд
Мещанский районный суд
Судья
Афанасьева И.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
04.12.2023
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее