дело № 2-339/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданов А.Н., при секретаре Мовзер И.А., с участием помощника прокурора Удорского района Пашкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 25 октября 2018 года дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кослан» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
прокурор обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что проведенной проверкой в деятельности администрации СП Кослан» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, и возложить обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «Кослан», выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Кослан» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно: обеспечить исправное состояние пожарного гидранта №5, сооружение 1 по адресу: Удорский район, село Кослан, улица Советская, дом 13; обустроить подъезд к реке Мезень в селе Кослан Удорского района с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Представитель государственного органа на стороне прокурора начальник отделения надзорной деятельности Удорского района Логинова Л.М. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
Ответчик администрация СП «Кослан», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла, об отложении, либо о рассмотрении иска без их участия не просила.
Заслушав требования прокурора, заключение государственного органа, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что администрация СП «Кослан» является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждено выданным налоговым органом свидетельством о государственной регистрации и соответствующими положениями Устава муниципального образования поселения.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 этого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться
имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 8, 9, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров 22 июля 2008 года принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно статье 62 указанного Федерального закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Одной из первичных мер пожарной безопасности является разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (статья 63 указанного Федерального закона).
Статья 68 Федерального закона предусматривает наличие на территориях поселений и городских округов источников наружного противопожарного водоснабжения. К каковым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения: - в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей; - в отдельно стоящих, расположенных вне поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 куб. м. и организациях торговли при площади до 150 кв. м.; - общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 куб. м., расположенных в поселениях; - производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 куб. м. категории «Д» по пожаро-взрыво-опасности и пожарной опасности.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Продолжительность тушения пожара принимается из расчета на 3 часа. (п. 6.3 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»).
В силу п. 5.1 СП 8.13130.2009 при числе жителей в поселении не более 1000 человек необходимо 54 000 л. воды на наружное пожаротушение (5 л/с х 3 часа=54 000 л. воды или 54 м/3). При числе жителей в поселении более 1000 человек необходимо 108 000 л. воды на наружное пожаротушение (10 л/с х 3 часа=108 000 л. воды или 108 м/3).
Согласно п. 9.10 СП 8.13130.2009 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение.
Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11 СП 8.13130.2009. При этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пункт 9.11 также предусматривает, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: - при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м. в зависимости от технических возможностей мотопомп. Согласно данным требованиям количество водоисточников для населенного пункта рассчитывается исходя из места их расположения, но не более чем через 400 м. друг от друга (200 м. радиус обслуживания одного водоисточника и 200 м. радиус обслуживания другого).
Пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (в редакции от 17.02.2014) предусмотрено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике (пункт 69 Правил).
В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Судом установлено, что на территории СП «Кослан» требования пожарной безопасности не выполняются.
ОНД Удорского района УНД ГУ МЧС России по РК проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МО СП «Кослан», в том числе в части противопожарной защиты населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. В обоснование заявленных требований прокурором представлены акт проверки уполномоченного надзорного органа соблюдения администрацией поселения обязательных требований нормативных правовых актов и требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений, выданные ответчику. Акт надзорного органа является действующим, составлен в отношении данного ответчика, последним не оспорен, доказательств несоответствия положений акта проверки действительности, материалы дела не содержат.
По результатам плановой выездной проверки от 23.04.2018 выявлен ряд нарушений противопожарного законодательства: 1) в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2 ст. 63, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.16, п.55, п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», СП «Кослан» не обеспечено исправное состояние пожарного гидранта №5, сооружение 1 по адресу: с. Кослан, ул. Советская, д.13; 2) в нарушение ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 2 ст. 63, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме», СП «Кослан» не обустроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Судом установлено, что ответчиком не проведены работы по сооружению подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из водоисточника – реки Мезень в с.Кослан Удорского района, и не обеспечено исправное состояние пожарного гидранта №5, сооружение 1 по адресу: с. Кослан, ул. Советская, д.13.
Факт наличия вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности нашел свое подтверждение в судебном заседании, сведений об устранении указанных нарушений ответчик суду не представил, не добыто таких сведений и судом. Ненадлежащее исполнение возложенных на орган местного самоуправления обязательств в части обеспечения мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 27 и статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, нарушены права и свободы значительного числа граждан либо нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, обращаясь в суд с заявлением об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кослан» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «Кослан», выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Кослан» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- обеспечить исправное состояние пожарного гидранта №5, сооружение 1 по адресу: Удорский район, село Кослан, улица Советская, дом 13;
- обустроить подъезд к реке Мезень в селе Кослан Удорского района с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - представление, в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 18 часам 30 октября 2018 года.