Дело № 3а-1430/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Сидорова В.В.,
при секретаре судебного заседания Масливец Д.Я.,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Штомпеля Н. Н.ча об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Штомпель Н.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим с момента принятия пункт 5441 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.12.2020г. № 2752 (в отношении нежилого здания с кадастровым номером <№...>).
В обоснование административного иска указано, что в названный Перечень необоснованно включен принадлежащий на праве собственности административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером <№...>, который не обладает признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.
Необоснованное включение здания в Перечень, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку это приведет к необоснованному завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. До судебного заседания от представителя административного истца по доверенности Штомпеля А.Н. поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее – ДИО КК) по доверенности Сергеев Р.М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление Штомпеля Н.Н.
Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении просила отказать в удовлетворении административного искового заявления Штомпеля Н.Н., полагая, что объект капитального строительства, принадлежащий административному истцу, включен в Перечни с соблюдением требований закона.
Выслушав представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеева Р.М., заключение прокурора, изучив доводы административного иска и отзыва, возражений на отзыв, исследовав доказательства и материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.
28 декабря 2020 года принят приказ ДИО КК № 2752, которым на 2021 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.
Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ представлены доказательства полномочий ДИО КК на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, соблюдение порядка их принятия и опубликования.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых приказов ДИО КК нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ внесены изменения, согласно которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в абзац 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ внесены следующие изменения: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 620-КЗ), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 620-КЗ).
Таким образом, оспариваемые нормы могут быть признаны соответствующими статье 378.2 НК РФ, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, либо соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 данной статьи.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером <№...>, площадью 166,4 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, принадлежит на праве собственности Штомпелю Н.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, имеет назначение: нежилое, наименование: здание.
Из материалов дела следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...>, который имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания-магазина».
Согласно ответам филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 01.09.2021г. и от 10.09.2021г. по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером <№...> был поставлен на государственный кадастровый учет 13.02.2008г. с видом разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания-магазина» на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от 22.01.2008г. № 07/08-01-12 и приложенных документов (описание земельного участка от 26.08.2007г. № 1028, постановление главы администрации Старомышастовского сельского округа Динского района от 12.08.2002г. № 243, постановления главы администрации Динского района от 26.12.2007г. № 2854). По состоянию на 01.09.2021г. изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> в ЕГРН не выявлено.
При этом, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю разъяснено, что формирование выписки из ЕРГН от 22.02.2021г. № 99/2021/377167080, представленной в материалы дела административным истцом, филиалом не осуществлялось.
Также сообщается, что в ЕГРН в настоящее время содержатся сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <№...> «по документу»: «для эксплуатации нежилого здания-магазина» и «по классификатору Росреестра «для объектов общественно-делового значения».
Доказательств, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанного здания в оспариваемый Перечень, в материалах административного дела не содержится.
Из содержания представленного в материалы дела технического паспорта спорного объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, имеющего наименование – магазин, следует, что помещения в нем имеют следующие наименования и назначения: «торговый зал», «коридор», «вспомогательное помещение», «туалет», «основное помещение».
Таким образом, судом усматривается, более 80 % от общей площади объекта занято помещением с наименованием «торговый зал».
Возможность использования сведений документов технического учета (инвентаризации) в целях отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, прямо следует из положений статьи 378.2 НК РФ.
Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменных возражений ДИО КК, спорный объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> признан подлежащим включению в оспариваемый Перечень в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а именно: исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект «для эксплуатации нежилого здания-магазина» и с учетом сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации). При этом административным ответчиком объект недвижимости признан объектом торговли.
Следовательно, у административного ответчика имелись основания для включения здания в перечень на 2021 год по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку назначение помещений общей площадью более 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение торгового объекта.
Судом также установлено, что принадлежащее административному истцу здание включено в перечень объектов недвижимого имущества на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации нежилого здания – магазина» однозначно и определенно предусматривает размещение на нем здания коммерческого назначения.
Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка в полной мере соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в строке с кодом 4.4 «Магазины» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, предусматривающему размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 квадратных метров, суд приходит к выводу о законности включения указанного объекта недвижимости в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23 июня 2015 года № 1259-О констатировал, что нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений, указав, что налоговые нормы, содержащиеся в статье 378.2 НК РФ, устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость, определив в качестве основного критерия для названных целей вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
При таких обстоятельствах, в ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что объект недвижимости с кадастровым номером <№...> обоснованно включен в оспариваемый Перечень.
Следовательно, включение в Перечень объекта с кадастровым номером <№...> не противоречит закону и не нарушает прав административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.
Доводы представителя административного истца о том, что земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимости, имеет вид разрешенного использования «для объектов общественно-делового назначения», который не предполагает размещение на нем торгового центра (комплекса), опровергаются представленными в материалах доказательствами, в связи с чем, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Штомпеля Н. Н.ча о признании не действующим с момента принятия пункта 5441 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.12.2020г. № 2752 (в отношении нежилого здания с кадастровыми номером 23:07:0401020:300) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 октября 2021 года.
Судья В.В. Сидоров