Дело № 2-309/2020
УИД 28RS0013-01-2020-000521-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 24 августа 2020 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Журавлевой Л.Ю.,
с участием помощника прокурора Михайловского района Баниной Е.В.,
истца, в интересах которого обратился прокурор, Корнеевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО2, к администрации Михайловского района Амурской области о признании пострадавшей в результате ЧС, возложении обязанности по включению в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Амурской области, действуя в защиту прав и законных интересов жительницы <адрес> Корнеевой Н.И., обратился в суд с иском к администрации <адрес> <адрес>, просив признать Корнееву Н.И., проживающую по <адрес>, пострадавшей от чрезвычайной ситуации - затопления, подтопления в результате ливневых дождей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором истец проживает, возложив на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Корнеевой Н.И. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи (далее - ЕМП) в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка по коллективному обращению жителей с.Нижняя Завитинка, в том числе Корнеевой Н.И., о нарушениях органами местного самоуправления Михайловского района прав данного лица на получение ЕМП за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая, предусмотренной п. 8 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 № 19, как пострадавшей от ЧС в результате возникновения на территории Михайловского района опасных породных явлений (сильного дождя, очень сильного ливня) и подъемом уровня больших и малых рек – затопления, подтопления в результате ливневых дождей и разлива рек. Также указав, что в результате выпадения обильного количества осадков на территории Михайловского района приусадебный участок Корнеевой Н.И. подвергся подтоплению. В связи с чем, 09.08.2019 она через администрацию Коршуновского сельсовета обратилась в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате ЧС, приложив к заявлению документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие право владения и пользования земельным участком, подвергшимся подтоплению, и факт проживания в жилом помещении, расположенном на данном земельном участке. По результатам первичного обследования земельного участка Корнеевой Н.И., проведенного мобильной группой комиссии по обследованию жилых помещений и придомовых территории, созданной при администрации Михайловского района, установлен факт подтопления (затопления) объектов растениеводства (овощей) на площади 350 кв.м от общей площади 2000 кв.м., что подтверждается актом № (первичный) обследования объектов растениеводства у граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся чрезвычайной ситуации-подтоплению, затоплению в результате подтопления ливневыми дождями от 01.08.2019. Согласно сведениям, содержащимся в повторном акте № обследования земельного участка от 11.08.2019 факт утраты (гибели) объектов растениеводства на земельном участке Корнеевой Н.И. не установлен. В этой связи главой администрации Михайловского района 30.08.2019 Корнеевой Н.И. дан письменный ответ, содержащий отказ в предоставлении ЕМП в результате ЧС. Вместе с тем, прокурор, выступающий в интересах Корнеевой Н.И., указывает на то, что последняя указывает на несоответствие действительности сведений, указанных в акте повторного обследования объектов растениеводства, так как в результате ЧС у Корнеевой Н.И. урожай утрачен почти полностью. Факт утраты урожая, подтверждается первичным актом №1 обследования объектов растениеводства от 01.08.2019, а также показаниями свидетелей. И поскольку в результате указанной ЧС Корнеева Н.И. утратила урожай, выращенный на приусадебном земельном участке по месту своего жительства, в связи с чем, прокурор просил признать истца пострадавшей в результате ЧС и возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Корнеевой Н.И. в списки граждан на получение ЕМП в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Банина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Истец Корнеева Н.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, указав, что в августе 2019 года она обратилась в администрацию Коршуновского сельсовета Михайловского района по вопросу оказания ей единовременной материальной помощи в связи с гибелью (утратой) урожая в результате ЧС. Земельный участок по месту её жительства обследовался единожды в августа 2019 года специалистом сельской администрации, которая по результатам обследования предъявила её на подпись незаполненный бланк акта, в котором она по просьбе последней расписалась, не подозревая, что в итоге не будет признана пострадавшей. Второй раз для обследования её земельного участка никто ни из сельской. Ни из районной администрации не приезжал. Какой из двух представленных в материалы дела актов ею был подписан, она не помнит, из-за плохого зрения усомнившись в принадлежности подписей в обоих актах предоставленных судом истцу для обозрения. С данными, содержащими в повторном акте обследования она не согласна в полном объёме, поскольку в результате ЧС, имевшей место в июле-августе 2019 года, она утратила практические весь свой урожай, вследствие чего, она была вынуждена приобретать овощи, неся дополнительные расходы. Поэтому считает себя пострадавшей в результате ЧС и просит признать таковой, с возложением на ответчика обязанности по включению в список на получение ЕМП, в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области.
Ответчик администрация Михайловского района в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, в лице главы района представив письменные возражения относительно исковых требований прокурора, считая их не подлежащими удовлетворению, указав, что мобильной группой администрации Коршуновского сельсовета 01.08.2019 проведено первичное обследование земельного участка по месту жительства истца, в ходе которого установлено, что на земельном участке, расположенном по <адрес>, находящемся в фактическом пользовании Корнеевой Н.И., площадь с/х культур (картофеля, овощей), подвергшихся затоплению составила 350 кв.м., от общей площади 2000 кв.м. При проведении повторного обследования земельного участка заявительницы, установлено, что на момент обследования 11.08.2019 факт утраты урожая с/х культур отсутствует. В связи с отсутствием фата утраты урожая с/х культур заявителю было отказано во включении в списки на получение ЕМП в связи стратой урожая с/х культур. Тем самым считают, что оснований для удовлетворения искового заявления поданного прокурором в интересах Корнеевой Н.И. не имеется, поэтому просили в иске прокурора отказать, одновременно ходатайствуя о рассмотрении дела в отсутствие данного ответчика.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация Коршуновского сельсовета Михайловского района Амурской области, Правительство Амурской области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Заслушав доводы Корнеевой Н.И., помощника прокурора Михайловского района Баниной Е.В., допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации.
Впоследствии распоряжением и.о. главы Михайловского района Амурской области от 01.08.2019 № 104 в связи с возникновением на территории Михайловского района опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня больших и малых рек на территории Михайловского района введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №148-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 №136-р» территория Михайловского района также была включена в зону регионального режима чрезвычайной ситуации.
При этом, распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №149-р границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области, определены в границах Михайловского района.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов, следует, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является постоянным жителем с. Нижняя Завитинка Михайловского района Амурской области, проживает по месту регистрации по <адрес>, владея на праве собственности по данному адресу также земельным участком общей площадью 3800 кв.м, что подтверждено паспортными данными истца, свидетельством о государственной регистрации права собственности на землю.
Согласно письменному заявлению Корнеевой Н.И., 09.08.2019 она обратилась в администрацию Михайловского района Амурской области (через администрацию Коршуновского сельсовета) по вопросу выплаты ей единовременной материальной помощи в связи с гибелью (утратой) урожая сельскохозяйственных культур на земельному участке по месту жительства по <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, произошедшей 01.08.2019 в <адрес>, в размере 10 000 рублей.
Распоряжением и.о. главы Михайловского района от 01.08.2019 №105 создана комиссия Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий, пострадавших в результате возникновения опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъема уровня рек на территории района.
В соответствии с актом № (первичный) от 01.08.2019, комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур (350 кв.м из засеянных 2000 кв.м), подвергшиеся затоплению на земельном участке Корнеевой Н.И., расположенном по <адрес>.
Из содержания повторного акта обследования комиссией по обследования объектов растениеводства Корнеевой Н.И. следует, что гибель урожая с/х культур не установлена, дано заключение о непризнании вышеуказанного лица пострадавшим в результате ЧС. В повторном акте в графе с указанием площади с/х культур, подвергшихся гибели данные отсутствуют. Имеется заключение о не признании Корнеевой Н.И. пострадавшей..
В ответе главы администрации Михайловского района от 30.08.2019 года № на заявление Корнеевой Н.И. о выплате ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая с/х культур, последней отказано в признании пострадавшей и во включении в список граждан, имеющих право на получение ЕМП, по мотиву не установления факта утраты (гибели) урожая с/х культур.
Вместе с тем, в силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из данного положения следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
В соответствии с п. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществление единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
На территории Амурской области согласно п. 8 ч.3 ст. 10 Закона Амурской области от 06.03.1997 № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. от 04.04.2016) принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены отнесено к компетенции Правительства Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 № 241 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее – Порядок).
В частности, согласно п. 2 Порядка средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Решения Правительства области о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных настоящими Правилами, принимаются в тех случаях, когда бюджетные ассигнования, находящиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих эти мероприятия, не предусмотрены на обеспечение указанных расходов.
Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области, в котором указываются размер, форма выделения средств в соответствии с бюджетным законодательством, главный распорядитель бюджетных средств, получатель, цель и источник выделяемых средств (п.3 Порядка).
Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, заинтересованные в выделении средств резервного фонда, направляют в Правительство области обращение с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда с приложением обосновывающих документов (п.4 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку по результатам рассмотрения проекта распоряжения Правительства области о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, осуществляют исполнительные органы государственной власти области в соответствии с распределением полномочий согласно приложению к настоящим Правилам (п. 5 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку проектов распоряжений Правительства области выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий других чрезвычайных ситуаций, в части оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи пострадавшим гражданам, осуществляет министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Так, в целях оказания поддержки пострадавшим гражданам утратившим урожай с/х культур, протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19 (в ред. от 01.08.2019) предусмотрена выплата за счет резервного фонда Правительства Амурской области единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и проживающим в жилых помещениях, попавших в границы зоны чрезвычайной ситуации, в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин, в размере 10 тыс. руб. на один земельный участок (подп.2 п. 8).
Из буквального толкования указанного акта следует, что для получения выплаты в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельных участках, на которых расположены пострадавшие домовладения, необходим факт признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с актом № (первичный) от 01 августа 2019 года, комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур, подвергшихся затоплению на земельном участке по месту фактического жительства Корнеевой Н.И.
При этом допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6, будучи предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и сомневаться в правдивости показаний которых у суда оснований не имелось, пояснили суду, что в августе 2019 года они неоднократно были в гостях у Корнеевой Н.И., т.к. являются соседками истца, и в силу преклонного возраста последней регулярно помогают той по хозяйству, в связи с чем были очевидцами того, что земельный участок Корнеевой Н.И. с посадками овощных культур и картофеля действительно пострадал в результате ЧС, имевшей место в июле-августе 2019 года, поскольку после проливных дождей земельный участок истца был затоплен, вследствие чего значительная часть урожая у Корнеевой Н.И. была утрачена в результате гниения.
Оценив представленные стороной истца доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит их допустимыми и достаточными для признания требований иска обоснованными. При этом, совокупность установленных по настоящему делу обстоятельств, а именно утрата (гибель) в результате чрезвычайной ситуации урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, расположенном по <адрес>, а также постоянное проживание Корнеевой Н.И. в домовладении, расположенном на указанном земельном участке, позволяет признать Корнееву Н.И. пострадавшей в результате ЧС, возникшей на территории Михайловского района Амурской области в августе 2019 года, с возложением на ответчика администрацию Михайловского района обязанности по включению данного лица в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области, для направления указанного списка в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с целью осуществления указанного вида выплаты.
При этом, учитывая требования ст. 212 ГПК РФ, согласно которой, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и, учитывая социально значимый характер настоящего спора, суд полагает необходимым по требованию прокурора обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Михайловского района Амурской области, поданное в защиту прав и законных интересов Корнеевой Н.И., удовлетворить.
Признать ФИО2 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области в августе 2019 года.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, в список на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая в размере 10 000 рублей, выплачиваемой из средств резервного фонда Правительства Амурской области.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его дня принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2020 года.