Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 ноября 2013 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,
при секретаре Ворониной Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по исковому заявлению Жегалиной Л.П, к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),
УСТАНОВИЛ:
Жегалина Л.П. обратилась в суд с указанным иском к Министерству финансов Пензенской области, указала, что на основании постановления главы администрации г. Каменки Пензенской области от Дата Номер над несовершеннолетним Жегалиным Д.В., Дата года рождения, была установлена опека, как над ребенком, оставшимся без попечения родителей. За период с Дата . была назначена выплата опекунского пособия. Выплата опекунского пособия производилась без учета фактических цен, сложившихся в Пензенской области. На Жегалина Д.В. выплачивалось пособие в период с Дата до Дата г., как на ребенка до 6 лет, в период с Дата г., как на ребенка после 6 лет. На опекаемого Жегалина Д.В. за период с Дата по Дата было выплачено ежемесячное пособие – 1 060 рублей, за Дата г. – 7 200 рублей, Дата – 12 000 рублей, за Дата . – 22 374 рубля. По мнению истца, расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем, просила взыскать с Министерства финансов Пензенской области в ее пользу задолженность по выплате опекунского пособия с учетом индексации в общей сумме 248 843,44 рубля.
В судебное заседание истец Жегалина Л.П. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Канеев О.К., действующий на основании доверенности от Дата . Номер , исковые требования поддержал в полном объеме. Просил иск Жегалиной Л.П.удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов Пензенской области – Самородова Н.А., действующая на основании доверенности от Дата . Номер , просила в удовлетворении исковых требований Жегалиной Л.П. отказать, указала, что Министерство финансов Пензенской области считает себя ненадлежащим ответчиком, так как из бюджета Пензенской области бюджету Каменского района были выделены денежные средства, среди которых были средства на выплату опекунских пособий. То есть органы местного самоуправления, самостоятельно распоряжались указанными денежными средствами и самостоятельно определяли в каком объеме и на обеспечение каких полномочий данные денежные средства направить. Таким образом, по мнению ответчика именно на органы опеки и попечительства должна быть возложена обязанность по выплате ежемесячного пособия опекунам, в связи, с чем он и будет надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле - Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле - Управления Федерального казначейства по Пензенской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле отдела образования администрации г. Каменки Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица, привлеченного к участию в деле - Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие. Вынесение решения полагал на усмотрение суда.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Каменки Пензенской области от Дата Номер над несовершеннолетним Жегалиным Д.В., Дата года рождения, была установлена опека, как над ребенком, оставшимся без попечения родителей; опекуном назначена Жегалиной Л.П. (л.д. 8).
Согласно справке управления образования администрации Каменского района Пензенской области от Дата . Номер Жегалина Л.П. является опекуном Жегалина Д.В., Дата года рождения, и получает ежемесячные денежные средства на содержание опекаемого Жегалина Д.В. в Дата г. – 600 рублей, в Дата году – 600 рублей, в Дата г. – 600 рублей, в Дата г. – 1 000 рублей, в Дата г. с 01.01 – 1 300 рублей, с 01.07 – 2 429 рублей (л.д. 5).
Истец в исковом заявлении указывает, что на опекаемого Жегалина Д.В. было выплачено за Дата г. – 1 060 рублей, за Дата г. – 7 200 рублей, за Дата . – 12 000 рублей, за Дата . – 22 374 рубля.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, подтверждающих производимые опекуну (истцу), выплаты в ином размере ответчиком в суд не представлено.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " (далее – Закон) устанавливаются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются.
Согласно ст. 4 Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством
Согласно ст. 5 Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года № 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года № 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.
В силу ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, следует вывод, что именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.
При таких обстоятельствах следует вывод, что финансовый орган субъекта Российской Федерации – Пензенской области – Министерство финансов Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия за 2000 - 2004 годы.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области, за период с Дата . – 3 063 рубля, за Дата . – 22 797,25 рублей, за Дата . – 33 470,08 рублей, за Дата . – 42 056,63 рублей, за Дата . – 47 279,54 рублей.
Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Соответственно, следует вывод, что размер опекунского пособия, полученных опекуном (истцом) на опекаемого в период с 2000 года по 2004 год не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ и не достиг установленного размера.
Доказательств, подтверждающих соответствие размера назначенного пособия установленным федеральным законодательством нормам ни ответчиком, ни третьими лицами суду не представлено.
С учетом изложенного, истец имел право на получение ежемесячных денежных средств на содержание опекаемого на его питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за 2000 - 2004 г.г. по нормам, указанным в приложениях № 1,2,3 к Постановлению Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409.
Согласно представленным расчетам истца, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период с 2000-2004 г.г., которая составляет - 98 833,42 рубля.
В обоснование требований о выплате ответчиком опекунского пособия в заниженном размере истцом предоставлена справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за 2000 - 2004 г.г. с учетом норм обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.
Оснований сомневаться в представленных истцом сведениях о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа, расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг по ценам, фактически сложившимся в Пензенской области, а также об индексах потребительских цен в Пензенской области у суда не имеется. Доказательств опровергающих расчеты истца, ответчиком в суд не представлено. О назначении какой либо экспертизы ответчик не ходатайствовал.
Таким образом, требование Жегалиной Л.П. о взыскании с Министерства финансов Пензенской области задолженности на содержание опекаемого за его питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, и т.д. в размере – 98 833,42 рубля является обоснованным.
Судом, так же установлено, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы.
Размер индексации с учетом индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики, согласно расчетам истца, составляет 150 010,02 рублей..
Таким образом, размер задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период 2000-2004 г.г., с учетом индексации, составит 248 843,44 рубля (98 833,42 рубля + 150 010,02 рублей).
Суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г. не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, поскольку исходя из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Довод Министерства финансов Пензенской области, изложенный в отзыве на иск, о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем, Правительством Пензенской области в 2003-2004 г.г. были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, так же не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
Правительством Пензенской области в 2000-2004 г.г. были приняты постановления от 11.02.2000г. № 60-п11 «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 10.01.2003 г. № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 г.) и от 01.06.2004 г. № 282-пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)». Однако данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры опекунских пособий, установленные данными постановлениями, не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и.т.д.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. 1071 ГК РФ, суд считает, что требования Жегалиной Л.П. подлежат удовлетворению и с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в ее пользу следует взыскать денежную сумму - 248 843,44 рубля, в том числе: задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия за 2000-2004 г.г. в сумме 98 833,42 рубля, индексацию задолженности в сумме 150 010,02 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░, ░ ░░░░░░░ – 98 833,42 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ – 150 010,02 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 248 843,44 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░