РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Поповой О.А., при секретаре Никулиной Е.Б.
с участием: представителя истца – Рекун И.В. по доверенности и копии диплома,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2060/2019 по исковому заявлению МИ ФНС России № 15 по Самарской области к Овчинниковой Наиле Равильевнео взыскании недоимки по налогам и сборам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным исковым заявлением.
Просит взыскать с Овчинниковой Наили Равильевныв пользу государства в лице Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области пени в размере 889 рублей 01 копейку.
Заявленные требования мотивированы тем, что Овчинникова Н.Р. являясь налогоплательщиком, своевременно не оплатила налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в связи, с чем ей были начислены пени, которые она не оплатила.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что срок на обращение в суд с указанным административным иском пропущен налоговым органом по причине отсутствия определения об отмене судебного приказа.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее дело отсутствие административного ответчика.
Суд с учетом исследованных в ходе рассмотрения дела документов, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Овчинникова Н.Р. являясь налогоплательщиком, своевременно не оплатила налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ и страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в связи, с чем ей были начислены пени на общую сумму 889 рублей 01 копейка.
Налоговым органом ответчику были направлены требования, которые были получены ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ.
В срок указанный в требовании, Овчинникова Н.Р. не уплатила недоимки по налогам, а также сумму пени, в связи с чем, налоговый орган обратился в мировой суд, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени по недоимке, на основании которого был вынесен судебный приказ, который в последствии определением мирового судьи судебного участка № 155 Ставропольского судебного района Самарской области от 19.11.2018 года, по заявлению должника отменен.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
Поскольку судебный приказ был отменен мировым судьей 19.11.2018 года, а с иском налоговый орган обратился в суд 17.07.2019 года, суд приходит к выводу, что срок обращения административного истца в суд с настоящим иском, пропущен. Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.
Административный обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного иска. Причиной пропуска процессуального срока истец указал, отсутствие определения об отмене судебного приказа.
Суд, считает необходимым оставить без удовлетворения указанное ходатайство административного истца, поскольку суду со стороны истца, доказательств уважительности пропуска срока не представлено. Указанные представителем истца причины, послужившие основанием пропуска процессуального срока, уважительными, по мнению суда не являются. Кроме того, административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.
Статья 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом изложенного выше суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования МИ ФНС России №15 по Самарской области к Овчинниковой Наиле Равильевне– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 06 сентября 2019 года
Судья
УИД: 63RS0027-01-2019-002159-73