Дело №2-56/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2019 года с. Хандагайты
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Банзай Ю.З.,
при секретаре судебного заседания Кан-оол Ш.А.,
с участием истца - помощника прокурора Овюрского района Монгуш В.Ч.,
представителя третьего лица, не заявляющее самостоятельное требование Управления администрации Овюрского кожууна Республики Тыва Сангы-Бадра А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Дамдына Б.М. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Саглынская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты части заработной платы,
установлено:
Исполняющий обязанности прокурора Овюрского кожууна Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах материального истца Дамдына Б.М. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Саглынская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна» (далее по тексту – Учреждение) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты части заработной платы.
В обоснование иска указано, что на основании заявления работника Учреждения Дамдына Б.М., работающего в нем дворником, прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства. В результате проверки установлено, что работодатель работнику Дамдыну Б.М., полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему норму труда, начислял заработную плату за февраль, апрель 2018 года с нарушением действующего трудового законодательства, поскольку заработная плата определена в размере менее установленного в РФ минимального размера оплаты труда. Таким образом, сумма задолженности работодателя перед Дамдыном Б.М. за февраль, апрель 2018 года составила <данные изъяты> рублей, которые были не доначислены и не выплачены ему, просит суд взыскать с ответчика в пользу Дамдына Б.М. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль, апрель 2018 года в размере <данные изъяты> руб. с вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии с п. 12 трудового договора между Учреждением и Дамдыном Б.М от 10 октября 2016 года № 10, днями выплаты заработной платы являются 15 число за первую половину месяца и 02 числа месяца, следующего за расчетным.
В силу ч. 1 ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты заработной платы в установленном законом размере, взыскать с ответчика денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы начиная с 03 марта 2018 года по 03 апреля 2019 года за февраль 2018 года, с 03 мая 2018 года по 03 апреля 2019 года за апрель 2018 года по день вынесения решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора иск поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельное требование Управлении образования с иском прокурора согласилась.
Представитель ответчика – директор Учреждения, Дамдын Б.М., в интересах которого подан иск, представитель третьего лица - Администрации Овюрского кожууна в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
В связи с изложенным в силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на вознаграждение за труд без какой-то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно положениям ст.2 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) гарантировано обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для человека и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, которое является основным принципом правового регулирования трудовых отношений.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из указанного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данный вывод следует из системного толкования статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, поскольку при разработке системы оплаты труда не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Согласно пункта 4.2 Постановления от 07 декабря 2017 года № 38-П Конституционного Суда РФ, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны; следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда; поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен с 01 июля 2016 года в сумме 7 500 руб. в месяц, с 01 июля 2017 года - в размере 7 800 руб. в месяц, с января 2018 года - 9 489 руб., с 01 мая 2018 года - 11 163 руб. в месяц.
Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 г. № 945 «Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» территория Овюрского района Республики Тыва отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно п. «б» ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. № 1054 ВХ-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва» процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере 10 процентов за каждый год работы, но не свыше 50 процентов заработка.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 г. № 856 «О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» в Овюрском районе применяется районный коэффициент 1,4.
Судом установлено, что Дамдын Б.М., работающий дворником в Учреждении, обратился в прокуратуру района с заявлением о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Нахождение Дамдына Б.М. в трудовых отношениях с ответчиком подтверждается копиями приказа о принятии на работу, трудового договора, трудовой книжки, из которых видно, что Дамдын Б.М. принят в Учреждение на работу на должность дворника с 12 декабря 2016 года.
Из расчетно-платежных ведомостей и табелей учета рабочего времени следует, что за февраль, апрель 2018 года норма рабочего времени Дамдыном Б.М. отработана в полном объеме.
Однако судом установлено, что месячная заработная плата за названные периоды Дамдыну Б.М. начислялась в размере, который не соответствует требованиям действующего законодательства.
Из трудовой книжки следует, что стаж Дамдын Б.М. составлял более 5 лет, следовательно, ему должна выплачиваться процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50 %.
С учетом размера минимального размера оплаты труда в РФ, сумма, подлежащая выплате Дамдыну Б.М. за отработанный месяц, должна была составлять с января 2018 года не менее 18 029 руб. 10 коп. (9489 х 1,9).
Между тем, Дамдын Б.М. работодателем фактически начислены:
в феврале 2018 года – <данные изъяты> руб., разница - <данные изъяты> руб.,
в апреле 2018 года – <данные изъяты> руб., разница – <данные изъяты> руб.
Следовательно, Дамдыну Б.М. подлежит доначислению заработная плата за февраль, апрель 2018 года в общей сумме <данные изъяты> руб. с удержанием при выплате указанной суммы предусмотренного законом налога на доходы физических лиц.
Рассмотрев требование истца о взыскании с ответчика процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты части заработной платы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку ответчик допустил задержку выплаты истцу части заработной платы в установленный срок, требования о взыскании с ответчика компенсации за задержку ее выплаты суд также признает обоснованными.
Расчет компенсации судом проверен, является правильным и обоснованным.
Таким образом, с учетом суммы задолженности ответчика по заработной плате, взысканию с ответчика в пользу Дамдына Б.М. подлежат проценты по недоначисленной ответчиком заработной плате за февраль, апрель 2018 года за заявленный истцом период в размере <данные изъяты> коп.
В связи с тем, что ответчиком не представлены документы (платежные ведомости, платежные поручения о перечислении заработной платы в безналичном порядке на счет работника или др.), подтверждающие отсутствие задолженности по оплате труда работника, суд исходит из представленных доказательств истца, и приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 673,71 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░. 20 ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ 90 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ 64 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 673 ░░░. 71 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░