Дело № 2-4211/19 УИД 36RS0004-01-2019-004156-50
Стр.2.169
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гринберг И.В.,
при секретаре Федоровой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Крюкова Валерия Алексеевича к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения
УСТАНОВИЛ:
Истец Крюков В.А. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с иском к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения, мотивируя свои требования тем, что является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес> и избран Председателем совета дома и уполномочен действовать в интересах жильцов указанного многоквартирного дома.
Обслуживание и ремонт инженерного оборудования, мест общего пользования и содержания придомовой территории дома <адрес> осуществляет управляющая организация АО «УК Ленинского района».
Первичное заявление об установке счетчика учета тепловой энергии в нашем доме было направлено в УК 10.09.2018 года. Далее повторно было направлено ряд заявлений с просьбами об установке и подключении приборов учета тепловой энергии от: 08.10.20181 года, 18.10.2018 года, 30.10.2018 года, 04.12.2018 года, 22.01.2019 года. Так же по вопросу ввода в эксплуатацию счетчика тепловой энергии был составлен запрос в Государственную жилищную инспекцию по Воронежской области, на который был получен ответ так же со ссылкой на п. 62-64 Правил N 1034. Ответ на запрос в теплоснабжающую организацию получен от 25.02.2019 года.
Счетчики тепловой энергии были закуплены и установлены УК в подвальном помещении, но в связи с нарушениями требований Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета не производился и не мог быть произведен. В адрес руководителя УК была направлена досудебная претензия с просьбой произвести перерасчет за услуги потребляемой тепло-энергии. Ответ на претензию не получен.
Так же, руководству АО «УК Ленинского района» истцом был направлен запрос от 23.04.2019 года о предоставлении сведений о доходах и расходах, понесенных данной организацией в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами и был запрошен экземпляр договора управления многоквартирным домом, оформленный от жильцов дома и переданный в УК.
На указанный запрос УК предоставила сведения по форме 2.8 без приложения копии бухгалтерского баланса, актов выполненных работ (оказанных услуг), в предоставлении экземпляра договора управления многоквартирным домом без указания конкретных причин отказано.
До настоящего времени управляющая компания не предпринимает никаких мер, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд за защитой прав.
Истец Крюков В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в части, и просил суд обязать АО «УК Ленинского района» ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения по адресу: <адрес>; взыскать с АО «УК Ленинского района» в его пользу сумму морального ущерба в размере 6 000 рублей (л.д.4).
От исковых требований об обязании ответчика ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период 01.10.2018 года по 22.04.2019 года за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Крюков В.А. отказался, поскольку денежные средства от управляющей компании ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» не получены, в связи с чем, имеется задолженность. Производство по делу в указанной части прекращено. Частичный отказ от иска принят судом и занесен определением суда в протокол судебного заседания от 17.12.2019 года.
Представитель ответчика АО «УК Ленинского района» по доверенности Алмазова М.Н. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов и МКП «Воронежтеплосеть».
Представитель третьего лица Фонда капитального ремонта многоквартирных домов по доверенности Коротеева Д.А. в судебном заседании полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица МКП «Воронежтеплосеть» надлежаще извещенный о слушании дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся материалам, предмет или основание иска не изменены, размер исковых требований не увеличен.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из пункта 3 статьи 1 ГПК РФ следует, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п.5 ст. 10 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10, а способы защиты - в статье 12 ГК РФ.
По смыслу статей 11, 12 ГК РФ в их совокупности прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, т.е. истцу.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случае, если представление необходимых доказательств для лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.3 ст. 56 ГПК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Крюков В.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником квартиры <адрес> (л.д.53).
Управление указанным домом осуществляет АО «УК Ленинского района», что сторонами не оспаривалось.
Как пояснил истец в ходе рассмотрения дела, руководство компании уклоняется от решения вопросов, связанных с принятием к учету и опломбированию общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Материалы дела содержат заявления истца в адрес директора АО «УК Ленинского района» от 10.09.2018 года, 08.10.2018 года, 12.10.2018 года, 18.10.2018 года, 30.10.2018 года, 04.12.2018 года, 13.12.2018 года, 21.12.2018 года, 22.01.2019 года с просьбами установить общедомовой счетчик учета количества тепла системы отопления и завершения работ по его подключению (л.д.5,7,9,11,13,15,17,19,21), по результатам рассмотрения которых в адрес истца были направлены ответы от 12.09.2018 года, 17.10.2018 года, 17.01.2019 года № 444, 442, 443, от 10.12.2018 года, 27.12.2018 года (л.д.6,8,10,12,14,16,18,20,22).
25.01.2019 года истцом было направлено заявление в ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» (л.д.42), на которое 25.02.2019 года был дан ответ о необходимости предоставления ряда документов для осуществления работ по опломбированию средств измерений и оборудования, входящих в состав узла учета общедомого учета теплоснабжения (л.д.43).
ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» 17.01.2019 года было направлено письмо аналогичного содержания (л.д.44-45).
04.03.2019 года Крюков В.А. обратился с заявлением к руководителю Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, в котором просил произвести перерасчет и возврат денежных средств, перечисленных по переплате за отопление по причине невыполнения работ по подключению и опломбированию приборов учета теплоэнергии (л.д.31)
В ответ на обращение истца ГЖИ Воронежской области был дан ответ от 02.04.2019 года (л.д.32-35).
Так же в материалах дела имеется заявление истца, адресованное в Прокуратуру Ленинского района г.Воронежа (л.д.23-25) и жалоба в адрес Прокуратуры г.Воронежа (л.д.27-29), которые направлены по подведомственности в ГЖИ Воронежской области, о чем сообщено заявителю 21.05.2019 и 05.07.2019 (л.д.26,30).
В адрес управляющей компании 11.04.2019 года была направлена досудебная претензия, ответа на которую не поступило (л.д.47).
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пунктам 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 указанного Федерального закона, государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов.
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 подпунктом "к" п.11 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункта 6 Правил N 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416, управление осуществляется с учетом состава и конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Согласно части 24 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" точка учета тепловой энергии, теплоносителя - это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, и дают ряд понятий. Так, "прибор учета" - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. "Узел учета" представляет собой техническую систему, состоящую из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
В силу пункта 3 вышеуказанных Правил прибор учета - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; расчетный метод - совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных настоящими Правилами. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (п. 5 Правил N 1034).
Таким образом, системное толкование изложенных выше норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что многоквартирные жилые дома должны быть оборудованы общедомовым (коллективными) приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, и объем потребляемых коммунальных услуг должен определяться на основании показаний таких приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке. В соответствии с пунктом 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не предусмотрена иная точка учета. Пункт 19 Правил регулирует, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте. Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пояснений истца, 17.10.2018 года управляющей компанией был установлен счетчик тепла, введен в эксплуатацию, однако не был опломбирован, в связи с чем, начисление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению производятся по средним показателям, что не отрицалось представителем АО «УК Ленинского района».
Согласно ответа Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области «многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Воронеж, ул.Краснознаменная, д.167 был включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области с 2017-2019 гг.
В связи с чем, между Фондом и ООО «Альфа-Грант» был заключен договор № РТС236А190100 (Д) от 26.06.2019 года о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствие с пунктом 1.1 Договора, подрядчик выполнял работы по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного дома <адрес>, а именно ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, установки ПУ электроснабжения.
Срок выполнения работ согласно графику до 20.11.2019 года.
На данный момент работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения выполнены не в соответствии с проектно-сметной документацией, согласования на выполненные работы отсутствует, работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения данного МКД Фондом не принимались, с подрядной организацией ведется претензионная работа по нарушению сроков производства работ, а также по выполнению работ, не соответствующих ПСД.».
В ходе рассмотрения дела представитель ФКР МКД Воронежской области дополнительно пояснила, что подрядная организация в процессе проведения ремонтных работ должна была установить новые счетчики учета тепла, после чего, все документы должны были направлены в управляющую организацию, для их введения в эксплуатацию, однако, ООО «Альфа-Грант», в нарушение договора от 26.06.2019 года, установило счетчики не по проектной смете.
Истцом представлен протокол внеочередного (годового) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 29.11.2019 года № 4, которым было принято решение о замене материалов при производстве работ по капитальному ремонту (л.д.85-89).
Оригинал указанного протокола, как установлено в судебном заседании, был направлен в ФКР МКД Воронежской области, в АО «УК Ленинского района» была направлена копия протокола без подписи, а в ГЖИ Воронежской области копия протокола не была направлена, что сторонами не оспаривалось. В свою очередь, ФКР МКД Воронежской области решение о замене материалов при производстве работ по капитальному ремонту, в соответствии с протоколом от 29.11.2019 года № 4, на момент рассмотрения данного дела не принял.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного иска Крюкова В.А., поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на АО «УК Ленинского района» обязанности ввести общедомовой счетчик учета теплоснабжения в эксплуатацию, отсутствует, т.к. судом установлено, что в связи с включением МКД <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта подрядной организацией работы по договору надлежащим образом и в установленные сроки не исполнены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Крюкова Валерия Алексеевича к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Воронежа.
Судья И.В.Гринберг
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20 декабря 2019 года
Дело № 2-4211/19 УИД 36RS0004-01-2019-004156-50
Стр.2.169
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года г.Воронеж
Ленинский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Гринберг И.В.,
при секретаре Федоровой Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Крюкова Валерия Алексеевича к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения
УСТАНОВИЛ:
Истец Крюков В.А. обратился в Ленинский районный суд г.Воронежа с иском к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения, мотивируя свои требования тем, что является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <адрес> и избран Председателем совета дома и уполномочен действовать в интересах жильцов указанного многоквартирного дома.
Обслуживание и ремонт инженерного оборудования, мест общего пользования и содержания придомовой территории дома <адрес> осуществляет управляющая организация АО «УК Ленинского района».
Первичное заявление об установке счетчика учета тепловой энергии в нашем доме было направлено в УК 10.09.2018 года. Далее повторно было направлено ряд заявлений с просьбами об установке и подключении приборов учета тепловой энергии от: 08.10.20181 года, 18.10.2018 года, 30.10.2018 года, 04.12.2018 года, 22.01.2019 года. Так же по вопросу ввода в эксплуатацию счетчика тепловой энергии был составлен запрос в Государственную жилищную инспекцию по Воронежской области, на который был получен ответ так же со ссылкой на п. 62-64 Правил N 1034. Ответ на запрос в теплоснабжающую организацию получен от 25.02.2019 года.
Счетчики тепловой энергии были закуплены и установлены УК в подвальном помещении, но в связи с нарушениями требований Правил N 1034 ввод в эксплуатацию узла учета не производился и не мог быть произведен. В адрес руководителя УК была направлена досудебная претензия с просьбой произвести перерасчет за услуги потребляемой тепло-энергии. Ответ на претензию не получен.
Так же, руководству АО «УК Ленинского района» истцом был направлен запрос от 23.04.2019 года о предоставлении сведений о доходах и расходах, понесенных данной организацией в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами и был запрошен экземпляр договора управления многоквартирным домом, оформленный от жильцов дома и переданный в УК.
На указанный запрос УК предоставила сведения по форме 2.8 без приложения копии бухгалтерского баланса, актов выполненных работ (оказанных услуг), в предоставлении экземпляра договора управления многоквартирным домом без указания конкретных причин отказано.
До настоящего времени управляющая компания не предпринимает никаких мер, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд за защитой прав.
Истец Крюков В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в части, и просил суд обязать АО «УК Ленинского района» ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения по адресу: <адрес>; взыскать с АО «УК Ленинского района» в его пользу сумму морального ущерба в размере 6 000 рублей (л.д.4).
От исковых требований об обязании ответчика ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» произвести перерасчет коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период 01.10.2018 года по 22.04.2019 года за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Крюков В.А. отказался, поскольку денежные средства от управляющей компании ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» не получены, в связи с чем, имеется задолженность. Производство по делу в указанной части прекращено. Частичный отказ от иска принят судом и занесен определением суда в протокол судебного заседания от 17.12.2019 года.
Представитель ответчика АО «УК Ленинского района» по доверенности Алмазова М.Н. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Газпром Теплоэнерго Воронеж» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов и МКП «Воронежтеплосеть».
Представитель третьего лица Фонда капитального ремонта многоквартирных домов по доверенности Коротеева Д.А. в судебном заседании полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица МКП «Воронежтеплосеть» надлежаще извещенный о слушании дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся материалам, предмет или основание иска не изменены, размер исковых требований не увеличен.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из пункта 3 статьи 1 ГПК РФ следует, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п.5 ст. 10 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом пределы осуществления гражданских прав определены в статье 10, а способы защиты - в статье 12 ГК РФ.
По смыслу статей 11, 12 ГК РФ в их совокупности прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, т.е. истцу.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случае, если представление необходимых доказательств для лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.3 ст. 56 ГПК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Крюков В.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником квартиры <адрес> (л.д.53).
Управление указанным домом осуществляет АО «УК Ленинского района», что сторонами не оспаривалось.
Как пояснил истец в ходе рассмотрения дела, руководство компании уклоняется от решения вопросов, связанных с принятием к учету и опломбированию общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.
Материалы дела содержат заявления истца в адрес директора АО «УК Ленинского района» от 10.09.2018 года, 08.10.2018 года, 12.10.2018 года, 18.10.2018 года, 30.10.2018 года, 04.12.2018 года, 13.12.2018 года, 21.12.2018 года, 22.01.2019 года с просьбами установить общедомовой счетчик учета количества тепла системы отопления и завершения работ по его подключению (л.д.5,7,9,11,13,15,17,19,21), по результатам рассмотрения которых в адрес истца были направлены ответы от 12.09.2018 года, 17.10.2018 года, 17.01.2019 года № 444, 442, 443, от 10.12.2018 года, 27.12.2018 года (л.д.6,8,10,12,14,16,18,20,22).
25.01.2019 года истцом было направлено заявление в ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» (л.д.42), на которое 25.02.2019 года был дан ответ о необходимости предоставления ряда документов для осуществления работ по опломбированию средств измерений и оборудования, входящих в состав узла учета общедомого учета теплоснабжения (л.д.43).
ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» 17.01.2019 года было направлено письмо аналогичного содержания (л.д.44-45).
04.03.2019 года Крюков В.А. обратился с заявлением к руководителю Государственную жилищную инспекцию Воронежской области, в котором просил произвести перерасчет и возврат денежных средств, перечисленных по переплате за отопление по причине невыполнения работ по подключению и опломбированию приборов учета теплоэнергии (л.д.31)
В ответ на обращение истца ГЖИ Воронежской области был дан ответ от 02.04.2019 года (л.д.32-35).
Так же в материалах дела имеется заявление истца, адресованное в Прокуратуру Ленинского района г.Воронежа (л.д.23-25) и жалоба в адрес Прокуратуры г.Воронежа (л.д.27-29), которые направлены по подведомственности в ГЖИ Воронежской области, о чем сообщено заявителю 21.05.2019 и 05.07.2019 (л.д.26,30).
В адрес управляющей компании 11.04.2019 года была направлена досудебная претензия, ответа на которую не поступило (л.д.47).
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пунктам 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ, под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 указанного Федерального закона, государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов.
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 подпунктом "к" п.11 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно пункта 6 Правил N 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416, управление осуществляется с учетом состава и конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Согласно части 24 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" точка учета тепловой энергии, теплоносителя - это место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, и дают ряд понятий. Так, "прибор учета" - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов. "Узел учета" представляет собой техническую систему, состоящую из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
В силу пункта 3 вышеуказанных Правил прибор учета - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; расчетный метод - совокупность организационных процедур и математических действий по определению количества тепловой энергии, теплоносителя при отсутствии приборов учета или их неработоспособности, применяемых в случаях, установленных настоящими Правилами. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета (п. 5 Правил N 1034).
Таким образом, системное толкование изложенных выше норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что многоквартирные жилые дома должны быть оборудованы общедомовым (коллективными) приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, и объем потребляемых коммунальных услуг должен определяться на основании показаний таких приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном порядке. В соответствии с пунктом 5 названных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не предусмотрена иная точка учета. Пункт 19 Правил регулирует, что узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте. Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пояснений истца, 17.10.2018 года управляющей компанией был установлен счетчик тепла, введен в эксплуатацию, однако не был опломбирован, в связи с чем, начисление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению производятся по средним показателям, что не отрицалось представителем АО «УК Ленинского района».
Согласно ответа Фонда капитального ремонта МКД Воронежской области «многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Воронеж, ул.Краснознаменная, д.167 был включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области с 2017-2019 гг.
В связи с чем, между Фондом и ООО «Альфа-Грант» был заключен договор № РТС236А190100 (Д) от 26.06.2019 года о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствие с пунктом 1.1 Договора, подрядчик выполнял работы по капитальному ремонту общедомового имущества многоквартирного дома <адрес>, а именно ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, установки ПУ электроснабжения.
Срок выполнения работ согласно графику до 20.11.2019 года.
На данный момент работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения выполнены не в соответствии с проектно-сметной документацией, согласования на выполненные работы отсутствует, работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения данного МКД Фондом не принимались, с подрядной организацией ведется претензионная работа по нарушению сроков производства работ, а также по выполнению работ, не соответствующих ПСД.».
В ходе рассмотрения дела представитель ФКР МКД Воронежской области дополнительно пояснила, что подрядная организация в процессе проведения ремонтных работ должна была установить новые счетчики учета тепла, после чего, все документы должны были направлены в управляющую организацию, для их введения в эксплуатацию, однако, ООО «Альфа-Грант», в нарушение договора от 26.06.2019 года, установило счетчики не по проектной смете.
Истцом представлен протокол внеочередного (годового) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от 29.11.2019 года № 4, которым было принято решение о замене материалов при производстве работ по капитальному ремонту (л.д.85-89).
Оригинал указанного протокола, как установлено в судебном заседании, был направлен в ФКР МКД Воронежской области, в АО «УК Ленинского района» была направлена копия протокола без подписи, а в ГЖИ Воронежской области копия протокола не была направлена, что сторонами не оспаривалось. В свою очередь, ФКР МКД Воронежской области решение о замене материалов при производстве работ по капитальному ремонту, в соответствии с протоколом от 29.11.2019 года № 4, на момент рассмотрения данного дела не принял.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон, как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного иска Крюкова В.А., поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на АО «УК Ленинского района» обязанности ввести общедомовой счетчик учета теплоснабжения в эксплуатацию, отсутствует, т.к. судом установлено, что в связи с включением МКД <адрес> в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта подрядной организацией работы по договору надлежащим образом и в установленные сроки не исполнены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Крюкова Валерия Алексеевича к АО «УК Ленинского района», ООО «Газпром теплоэнерго Воронеж» о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, об обязании ввести в эксплуатацию общедомовой счетчик теплоснабжения – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд города Воронежа.
Судья И.В.Гринберг
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20 декабря 2019 года