РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2021 года г.о. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Лариной О.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-4278/2021 по административному исковому заявлению Прокурора Центрального района г. Тольятти к Владельцу Интернет-Сайта о признании информации, размещенной на сайте, информацией, распространение которой в РФ запрещено,
установил:
Прокурор Центрального района г. Тольятти, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Владельцу Интернет-сайта https://medicoom-spravky-fast.com, в котором просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, ссылаясь на то, что информация, размещенная на интернет-сайте, носит противоправный характер, противоречит целям и задачам действующего законодательства о здравоохранении.
В судебное заседание помощник прокурора Центрального района г. Тольятти не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика владельца Интернет–сайта https://medicoom-spravky-fast.com, а также владелец указанного сайта в судебное заседание не явились, местонахождение неизвестно.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (Управление Роскомнадзора по Самарской области) в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен, письменно просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Поскольку извещение о дате и месте рассмотрения дела было заблаговременно размещено на интернет-сайте суда, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Центрального района г. Тольятти обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно частей 1 и 2 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В связи с внесенными изменениями Закона № 149-ФЗ, в частности, введения в действие ст. 15.1 указанного закона, изменен порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной к распространению. Так, формируется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайт в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевые адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет и сетевых адресов, распространение которой в РФ запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По делам о признании информации запрещенной, юридически значимым является сам факт распространения на Интернет-ресурсе противозаконной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти в ходе мониторинга сети «Интернет» при осуществлении надзорных полномочий в сфере соблюдения участниками гражданским правоотношений законодательства об информации, информационных технологий и защите информации выявлен сайт с доменным именем https://medicoom-spravky-fast.com, на страницах которого размещена информация о продаже поддельных документов об отсутствии коронавируса.
Вход на указанный выше сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Указанный сайт предлагает покупку поддельных документов об отсутствии коронавируса.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, запрещается распространение, в частности, информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдений установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Частью 3 статьи 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.
Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за воздействие на сознание и волю исполнителя (взращивание в нем намерение совершить преступление), содействовавшее в форме советов, указаний, предоставлением информации.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. «а» ч. 1 Указа Президента Российской Федерации № 315 от 11.05.2020 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COV1D-19)» определено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации обеспечить определение в границах соответствующего субъекта РФ территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на санитарно-эпидемиологического благополучия населения; приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа, – фактически является распространением запрещенной информации.
При проведении мониторинга сайта установлено, что сведения, размещенные на интернет-сайте, побуждают неопределенный круг лиц к нарушению законодательства в сфере охраны здоровья граждан, направленного на противодействие государственной политики в сфере социального обеспечения населения и противодействия новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Информация, размещенная на сайте https://medicoom-spravky-fast.com носит противоправный характер, противоречит целям и задачам действующего законодательства о здравоохранении.
Ст. 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе несовершеннолетних.
Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на сайте: https://medicoom-spravky-fast.com.
При указанных обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав граждан, и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации, суд считает необходимым удовлетворить требования о признании информации, расположенной на Интернет сайте https://medicoom-spravky-fast.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь 39,85 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте https://medicoom-spravky-fast.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сетевого адреса https://medicoom-spravky-fast.com в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Сураева