Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1181/2018 ~ М-1144/2018 от 17.10.2018

Дело №2-1181/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2018 года                                г. Оханск

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в составе:

председательствующего судьи Томилиной Е.А.,

при секретаре Перситиной С.В.,

представителя истца Кинева В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел к Муниципальному унитарному предприятию Оханского района «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании действий противоправными и о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарного законодательства,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Оханского района «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП «Дубровское ЖКХ»). Просит признать действия, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в д. <адрес>; возложить обязанность прекратить нарушение прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст. 11, 18, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ; ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011г., СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.п. 3.6., 3.7 СанПиН 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а именно:

-обязать разработать проект организации зон санитарной охраны участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин) д. Дуброво;

- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин) действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Дуброво использования водного объекта.

В обоснование иска указано, что по результатам плановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении МУП «Дубровское ЖКХ» было установлено, что в соответствии с Уставом, МУП «Дубровское ЖКХ» осуществляет свою деятельность на территории д. Дуброво Дубровского сельского поселения. Предприятием по оказанию коммунальных услуг по распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства, выразившиеся в том, что МУП «Дубровское ЖКХ» не разработан проект организации зон санитарной охраны участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин) д. <адрес>, с наличием заключения органов Роспотребнадзора, что не соотвествует требованиям п.1.13. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; использование водного объекта (скважин) для питьевого водоснабжения населения д. Дуброво допущено без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Западный территориальный отдел Кинев В.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика МУП «Дубровское ЖКХ» в судебном заседании не участвовал, директор МУП «Дубровское ЖКХ» Селихин А.Н. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в отсутствие представителя предприятия, с исковыми требованиями согласен.

Представитель третьего лица администрации Дубровского сельского поселения Оханского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласны.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Соблюдение требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.

В соответствии с п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.

3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно ч.1 статьи 10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Часть 3 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

При рассмотрении данного спора судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Дубровское ЖКХ».

Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «Дубровское ЖКХ» действует на основании Устава, утвержденного администрацией Дубровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., основной целью деятельности предприятия является оказание услуг и получение прибыли, предметом деятельности предприятия является осуществление деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и по предоставлению коммунальных услуг предприятиям и населению по холодному водоснабжению в двух населенных пунктах <адрес>: <адрес> и <адрес> (л.д. 20-26).

В результате плановой выездной проверки, в том числе, установлено, что

- не разработаны проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (скважин) не получены;

- при эксплуатации водозаборов (скважин , «Центральная») <адрес> скважины не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, территории первых поясов скважин не огорожены;

- производственный контроль качества производится с нарушениями нормативных требований.

ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Дубровское ЖКХ» Селихин А.Н. с актом проверки ознакомлен.

Свидетельством о постановке на учет юридического лица подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство» (л.д. 27).

В соответствии с Уставом МУП «Дубровское ЖКХ», основными видами деятельности является, в том числе, предоставление услуг по подаче холодного водоснабжения (л.д. 29-38).

На основании постановления Главы администрации Дубровского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., а также договора от ДД.ММ.ГГГГ. МО «Дубровское сельское поселение <адрес>» передало на праве оперативного управления муниципальное имущество, в том числе и водозаборные скважины , «Центральная») <адрес> (л.д.39-45).

Таким образом, на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств суд приходит к выводу о том, что МУП «Дубровское ЖКХ» как юридическое лицо, распоряжающееся скважиной осуществляет деятельность по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>, по эксплуатации водопровода питьевого и хозяйственно-бытового назначения, обязано обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии); получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации зон санитарной охраны участков водозабора (скважины , «Центральная»); получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения <адрес>, использования водного объекта.

Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере водоснабжения жителей <адрес>, то несет ответственность за надлежащее качество предоставляемых услуг.

В случае несоответствия питьевой воды по микробиологическим и химическим показателям оказывается вредное воздействие на здоровье населения <адрес>, что создает угрозу жизни и здоровья потребителей.

Тем самым ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.

Статьей 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом с целью своевременного исполнения решения суда, срок реализации мероприятий суд устанавливает один год с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел удовлетворить.

Признать действия Муниципального унитарного предприятия Оханского района «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство», выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению из водных объектов скважин , «Центральная» <адрес> с нарушением требований санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в <адрес>.

В срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу обязать МУП «Дубровское ЖКХ» разработать проект организации зон санитарной орханы участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> и получить заключение органа Роспотребнадзора,

-получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин) действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения <адрес> использования водного объекта.

Обязать МУП «Дубровское ЖКХ» в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу опубликовать его в средствах массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

Судья     Е.А. Томилина

2-1181/2018 ~ М-1144/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю Западный территориальный отдел
Ответчики
МУП Оханского района "Дубровское ЖКХ"
Другие
Администрация Дубровского сельского поселения
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Томилина Е.А.
Дело на сайте суда
nytva--perm.sudrf.ru
17.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2018Передача материалов судье
22.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2018Дело оформлено
24.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее