Дело №2-1181/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в составе:
председательствующего судьи Томилиной Е.А.,
при секретаре Перситиной С.В.,
представителя истца Кинева В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел к Муниципальному унитарному предприятию Оханского района «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство» о признании действий противоправными и о возложении обязанностей по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г.Оханске) с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Оханского района «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП «Дубровское ЖКХ»). Просит признать действия, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в д. <адрес>; возложить обязанность прекратить нарушение прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст. 11, 18, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ; ч.1 ст.10, ч.3 ст.23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № от 07.12.2011г., СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п.п. 3.6., 3.7 СанПиН 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», а именно:
-обязать разработать проект организации зон санитарной охраны участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин) д. Дуброво;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин) действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения д. Дуброво использования водного объекта.
В обоснование иска указано, что по результатам плановой проверки в ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении МУП «Дубровское ЖКХ» было установлено, что в соответствии с Уставом, МУП «Дубровское ЖКХ» осуществляет свою деятельность на территории д. Дуброво Дубровского сельского поселения. Предприятием по оказанию коммунальных услуг по распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства, выразившиеся в том, что МУП «Дубровское ЖКХ» не разработан проект организации зон санитарной охраны участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин) д. <адрес>, с наличием заключения органов Роспотребнадзора, что не соотвествует требованиям п.1.13. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; использование водного объекта (скважин) для питьевого водоснабжения населения д. Дуброво допущено без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Западный территориальный отдел Кинев В.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика МУП «Дубровское ЖКХ» в судебном заседании не участвовал, директор МУП «Дубровское ЖКХ» Селихин А.Н. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в отсутствие представителя предприятия, с исковыми требованиями согласен.
Представитель третьего лица администрации Дубровского сельского поселения Оханского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Соблюдение требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Согласно СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
В соответствии с п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ч.1 статьи 10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Часть 3 статьи 23 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
При рассмотрении данного спора судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Дубровское ЖКХ».
Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МУП «Дубровское ЖКХ» действует на основании Устава, утвержденного администрацией Дубровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., основной целью деятельности предприятия является оказание услуг и получение прибыли, предметом деятельности предприятия является осуществление деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе и по предоставлению коммунальных услуг предприятиям и населению по холодному водоснабжению в двух населенных пунктах <адрес>: <адрес> и <адрес> (л.д. 20-26).
В результате плановой выездной проверки, в том числе, установлено, что
- не разработаны проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (скважин) не получены;
- при эксплуатации водозаборов (скважин №, № «Центральная») <адрес> скважины не оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, территории первых поясов скважин не огорожены;
- производственный контроль качества производится с нарушениями нормативных требований.
ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Дубровское ЖКХ» Селихин А.Н. с актом проверки ознакомлен.
Свидетельством о постановке на учет юридического лица подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица Муниципального унитарного предприятия <адрес> «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство» (л.д. 27).
В соответствии с Уставом МУП «Дубровское ЖКХ», основными видами деятельности является, в том числе, предоставление услуг по подаче холодного водоснабжения (л.д. 29-38).
На основании постановления Главы администрации Дубровского сельского поселения Оханского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., а также договора от ДД.ММ.ГГГГ. МО «Дубровское сельское поселение <адрес>» передало на праве оперативного управления муниципальное имущество, в том числе и водозаборные скважины №, № «Центральная») <адрес> (л.д.39-45).
Таким образом, на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств суд приходит к выводу о том, что МУП «Дубровское ЖКХ» как юридическое лицо, распоряжающееся скважиной осуществляет деятельность по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>, по эксплуатации водопровода питьевого и хозяйственно-бытового назначения, обязано обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии); получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации зон санитарной охраны участков водозабора (скважины №, № «Центральная»); получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения <адрес>, использования водного объекта.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере водоснабжения жителей <адрес>, то несет ответственность за надлежащее качество предоставляемых услуг.
В случае несоответствия питьевой воды по микробиологическим и химическим показателям оказывается вредное воздействие на здоровье населения <адрес>, что создает угрозу жизни и здоровья потребителей.
Тем самым ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.
Статьей 46 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом с целью своевременного исполнения решения суда, срок реализации мероприятий суд устанавливает один год с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел удовлетворить.
Признать действия Муниципального унитарного предприятия Оханского района «Дубровское жилищно-коммунальное хозяйство», выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению из водных объектов скважин №, № «Центральная» <адрес> с нарушением требований санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в <адрес>.
В срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу обязать МУП «Дубровское ЖКХ» разработать проект организации зон санитарной орханы участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес> и получить заключение органа Роспотребнадзора,
-получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин) действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения <адрес> использования водного объекта.
Обязать МУП «Дубровское ЖКХ» в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу опубликовать его в средствах массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Томилина