Дело № 12-16/2017
РЕШЕНИЕ
с. Усть-Кулом |
28 февраля 2017 года |
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Федорова И.В., рассмотрев жалобу акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК», расположенного по юридическому адресу: <адрес>, ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>
на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Белых Л.И. от ДД.ММ.ГГГГ №, которым акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осиповой А.И. от ДД.ММ.ГГГГ № акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – АО «Монди СЛПК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Считая данное постановление незаконным, АО «Монди СЛПК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление.
Представитель АО «Монди СЛПК» при надлежащем извещении в судебном заседании не присутствовал. Ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.
Представитель Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми при рассмотрении жалобы не участвовал, просил о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Министерства. В представленных письменных возражениях полагает, что постановление о привлечении АО «Монди СЛПК» к административной ответственности вынесено законно и обоснованно.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ) видом использования лесов является, в том числе, заготовка древесины.
Пунктом 6 статьи 1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ под заготовкой древесины понимается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Частью 8 статьи 29 Лесного кодекса РФ установлено, что юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно статье 26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является
заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов
(часть 1), лесная декларация подается ежегодно в органы государственной
власти; форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи
утверждаются, уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти (часть 2).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (статья 16 ЛК РФ).
На основании пункта 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального лесного хозяйства № 337 от 01.08.2011, требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ определено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
Исходя из требований части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ, Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном указанном Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленном законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Статьей 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 21 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Из оспариваемого постановления следует, что между Комитетом лесов Республики Коми (далее – арендодатель) и ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее – арендатор) заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным договором аренды арендатору передан лесной участок с целью заготовки древесины площадью <данные изъяты> га, расположенный на территории государственного учреждения Республики Коми «Усть-Немское лесничество» (далее – ГУ РК «Усть-Немское лесничество») в кв. 44-<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС № 5 по Республике Коми зарегистрировано изменение наименования ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» на АО «Монди Сыктывкарский ЛПК».
Лесной декларацией № от ДД.ММ.ГГГГ арендатором заявлен лесной участок под лесную дорогу в <адрес> выд. <данные изъяты> участкового лесничества. Срок использования лесов установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В приложении № к лесной декларации № Общество указывает о наличии в лесных кварталах № объектов лесной инфраструктуры, а именно, лесной дороги и производственной площадки.
Согласно заключению ГУ РК «Усть-Немское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ «Усть-Немское лесничество» согласовывает лесную декларацию № от ДД.ММ.ГГГГ для заготовки древесины в 2016 г., предоставленную АО «Монди СЛПК» ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ: создание лесной инфраструктуры – лесная дорога на площади <данные изъяты> га без рубки лесных насаждений. Срок использования леса для заготовки древесины по Лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по ГУ РК «Усть-Немское лесничество» издан приказ № о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Во исполнении данного приказа инженер ОЗЛ ФИО1 выдала лесничему – руководителю Смолянского участкового лесничества ФИО2 и заместителю лесничего – руководителю Смолянского участкового лесничества ФИО3 плановое (рейдовое) задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков.
ДД.ММ.ГГГГ лесничим – руководителем Смолянского участкового лесничества ФИО2 заместителем лесничего – руководителем Смолянского участкового лесничества ФИО3 проведен плановый осмотр, обследование лесного участка на территории ГУ «Усть-Немское лесничество» Смолянское участковое лесничество в <адрес> выд. <данные изъяты>
В ходе планового осмотра в <адрес> выд. <данные изъяты> лесовозная дорога Смолянского участкового лесничества было обнаружено нарушение лесного законодательства, а именно складирование заготовленной древесины у стены леса в пожароопасный период – сортименты длиной <данные изъяты> метралежат в пачках на расстоянии 0,5 метров от стены хвойного леса, без создания минерализованной полосы на площади <данные изъяты> га (площадка № длина <данные изъяты> м, средняя ширина <данные изъяты> м, площадка № длина <данные изъяты> м, средняя ширина <данные изъяты> м). Измерение длины производилось мерной лентой, угломерная съемка – буссолью Suunto КВ-14/360R, площадь вычислена на компьютере с использованием программ BaseCamp и Абрис +.
По факту выявленных правонарушений ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт осмотра, обследования лесного участка №, отчет о выполнении планового (рейдового) задания, в которых указано о наличии данного правонарушения, а также изготовлены схема места нарушения и фотоснимки, произведенные при осмотре.
На основании указанных выше документов Общество было привлечено к административной ответственности.
Не согласившись с данным постановлением Общество обратилось в суд с жалобой, основанием которой, по мнению заявителя, являются многочисленные процессуальные нарушения, допущенные административным органом при решении вопроса о привлечении к административной ответственности.
В частности, в жалобе указано, что о проведении рейда Общество не информировано, возможность дать какие-либо пояснения по существу отсутствовала.
Однако суд не может принять данный довод во внимание.
В силу п.1 ч.1 ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 данного Федерального закона.
Статьей 13.2. Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что Плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора).
Пунктом 10 Приказа Минприроды России от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» Федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах.
Порядок проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков на территории Республики Коми утвержден приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми) № 81 от 05.02.2016.
Исходя из положений указанных нормативно-правовых актов плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков проводятся без извещения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По этим же основаниям суд не соглашается с доводом о недопустимости проведения проверки спустя 2 года после окончания заготовки древесины. В данном случае проведен плановый осмотр (рейд), а не проверка.
Довод о том, что акт не содержит сведений о типе ленты, наличии сертификата и даты прохождения поверки буссоли, является несостоятельным.
Согласно п.3 раздела III приказа Минприроды РК от 16.03.2015 №97 акт осмотра должен содержать информацию о мероприятиях, проводимых в ходе осмотра территории: фотографирование, отбор проб и др. (указывать марку и ключевые параметры фотоаппарата и других технических средств).
Как следует из акта осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, в нем указана марка и технические параметры буссоли.
Согласно п.24 ст.2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» технические требования к средствам измерений - требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения достоверности результата измерений, предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений;
Вместе с тем, мерная лента к таковым не относится, следовательно, к данному средству измерений не применяются требования об указании технических параметров.
Ссылка на отсутствие в уведомлении о составлении протокола указания на событие и конкретные факты вменяемого правонарушения также не может быть принята судом, так как действующим законодательством данное обстоятельство в качестве обязательного не предусмотрено, нарушения прав привлекаемого лица в данном случае нет.
Довод о том, что лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не имело на это права, так как непосредственно не участвовало в осмотре лесного участка, противоречит положениям законодательства, регламентирующего порядок привлечения к административной ответственности.
В силу п.2 ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Доводы жалобы АО «Монди СЛПК» о невозможности реализации Обществом прав, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ (дача пояснений при составлении протокола) и необоснованном привлечении АО «Монди СЛПК» к административной ответственности судья считает необоснованными в силу следующего.
Как следует из протокола № об административном правонарушении, при его составлении присутствовал представитель Общества ФИО4, которому были разъяснены положения ст.51 Конституции РФ и права и обязанности, предусмотренные ст.25.1 и 25.4 КоАП РФ. Таким образом, у представителя Общества была возможность ознакомиться с актом, дать свои пояснения.
Исходя из требований статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом; объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Доказательствами по делу об административном правонарушении, подтверждающими вину АО «Монди СЛПК» и событие совершенного административного правонарушения являются: отчет о выполнении планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ; акт осмотра, обследования лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Правилам пожарной безопасности в лесной промышленности. ППБО-157-90, утвержденным Минпромом РФ 13.01.1992 (далее-ППБО-157-90) складирование заготовленной древесины предусматривается на нижних и верхних складах, пунктах погрузки, вдоль лесовозных дорог.
В соответствии с ППБО-157-90 к противопожарным защитным мероприятиям относятся, в том числе, складирование заготовленной древесины (на нижних и верхних складах, пунктах погрузки, вдоль лесовозных дорог) должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от стен лиственного леса - при площади места складирования до 8 га - 20 м, а 8 га и более - 30 м; от стен хвойного и смешанного леса - при площади складирования до 8 га - 40 м, а 8 га и более - 60 м. (пункт 3.2.1.11.). Места складирования древесины и противопожарные разрывы должны быть очищены от древесных отходов и окаймлены минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, а в хвойных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 м одна от другой (пункт 3.2.1.12.).
Данная норма складирования заготовленной древесины отражена и в пункте 21 Правил пожарной безопасности в лесах.
Как следует из акта осмотра, сортименты складированы в пачках в непосредственной близости к стене хвойного леса, расстояние до леса 0,5 м.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях АО «Монди СЛПК» состава административного правонарушения, предусмотренных частью статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного судья находит постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора Республики Коми законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня его вручения или получения.
Судья И.В. Федорова