Судья Окорокова Э.Н. Дело № 33-1811
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Курлаевой Л.И., Жидковой Е.В.
при секретаре Алешиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никульниковой Людмилы Викторовны к Управлению ветеринарии Орловской области, бюджетному учреждению Орловской области «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», Управлению Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Департаменту финансов Орловской области о признании незаконным отказа Управления ветеринарии по Орловской области в выдаче акта об отчуждении животных, взыскании ущерба, причиненного в результате отчуждения животных,
по апелляционной жалобе Никульниковой Л.В. на решение Ливенского районного суда Орловской области от 29 марта 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения Никульниковой Л.В. и ее представителя адвоката Дорохиной Т.Н., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Управления ветеринарии Орловской области Коробовой Е.Г., представителя бюджетного учреждения Орловской области «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» Жирняковой Н.А., представителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Зубовой О.Д., представителя Департамента финансов Орловской области Полянцевой И.Г., считавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
Никульникова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области, бюджетному учреждению Орловской области (далее БУ ОО) «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», Управлению Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Департаменту финансов Орловской области о признании незаконным отказа в выдаче акта об отчуждении животных, взыскании ущерба, причиненного в результате отчуждения животных.
В обоснование заявленных требований указывала, что является владельцем личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> в котором по состоянию на август-сентябрь 2018 г. содержалось 190 голов свиней.
16 августа 2018 г. на основании Указа Губернатора Орловской области № «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской области» территория <...> была признан второй угрожаемой зоной, где были введены ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней.
12 сентября 2018 г. истица в своем хозяйстве заметила болезненное состояние животных, в связи с чем обратилась в БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» с заявлением о проведении обследования животных на предмет наличия у них вышеуказанной заразной болезни.
14 сентября 2018 г. были взяты анализы, которые дали положительную реакцию на наличие вируса заразного заболевания, было принято решение об убое свиней бескровным методом.
15 сентября 2018 г. в целях ликвидации эпизоотического очага африканской чумы на основании обращения истца в БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» был произведен в хозяйстве убой 188 голов свиней бескровным методом, составлена перепись животных, изъятых для их ликвидации, останки животных - 188 голов и два трупа животных, павших вследствие заболевания, были утилизированы путем сжигания.
Полагала, что у нее было произведено отчуждение животных и последующая их ликвидация по решению государственных органов, а следовательно, она имеет право в соответствии с действующим законодательством на компенсацию убытков, причиненных ликвидацией животных. Отказ Управления ветеринарии Орловской области в составлении и выдаче ей на руки акта об отчуждении животных является незаконным, фактически со стороны государственных органов произошло именно отчуждение поголовья свиней в целях ликвидации очага заразного заболевания. Стоимость ущерба составляет 1 696 007,34 руб.
Просила признать незаконным отказ Управления ветеринарии Орловской области в выдаче акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006г. № 310, и взыскать с Управления ветеринарии Орловской области единовременную денежную компенсацию в связи с отчуждением животных в размере 1 696 007,34 руб.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Никульникова Л.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и вынесении нового об удовлетворении иска.
Указывает, что в связи с возникновением в ее подсобном хозяйстве очага эпизоотического заболевания животных поголовье свиней было ликвидировано, инициатива по убою животных исходила от государственных органов, она только лишь довела до сведения о своих предположениях о возможном заражении животных особо опасной болезнью, все остальные действия были произведены сотрудниками БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» и Управления ветеринарии Орловской области, действия по ликвидации животных были произведены до издания Указа Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. №, в соответствии с которым ее хозяйство было признано очагом эпизоотического заболевания. Самостоятельно она не обращалась за проведением убоя принадлежащего ей поголовья свиней.
Ссылается на то, что отчуждение принадлежащего ей поголовья было проведено в отсутствие решения об изъятии свиней и продуктов убоя на основании решения специальной комиссии Управления ветеринарии Орловской области, что не предусмотрено действующим законодательством, данное решение не могло являться основанием для издания Указа Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. №. В связи с чем вывода суда о законности действий компетентного органа в области ветеринарии не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пункт 2 ст. 15 ГК РФ определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в ст. 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в Правилах отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» (далее по тексту - Правила № 310).
Принятые во исполнение закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» Правила № 310 являются обязательными для граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных (пункт 1 Правил).
Животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации пункт 3 Правил).
Пунктом 7 Правил № 310 предусмотрено обязательное принятие руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителем решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно п. 8 Правил № 310 отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по установленной форме.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (п. 9 этих же Правил).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в п. 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (п. 10 Правил № 310).
Кроме вышеуказанного нормативного документа (Правила №310) действует также Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2016г. № 213 «Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней» (далее Приказ № 213).
В соответствии с п.5 Приказа № 213 в целях предотвращения возникновения и распространения АЧС физические и юридические лица,
являющиеся собственниками (владельцами) свиней, обязаны:в течение 24 часов извещать специалистов госветслужбы обо всех случаях внезапного падежа или одновременного заболевания или гибели нескольких свиней (или единственной имеющейся свиньи), а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание (угнетенное состояние, отказ от корма и (или) воды, отсутствие нормальной реакции на раздражающие факторы);выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном, крестьянском (фермерском) хозяйстве, на свиноводческой ферме индивидуального предпринимателя, в учреждениях и организациях и их обособленных подразделениях противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных Правилами;обеспечить проведение предусмотренных Правилами ограничительных (карантинных) мероприятий по предупреждению заболевания АЧС.
Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) в течение 24 часов после получения указанной в пунктах 9 и 10 настоящих Правил информации о подозрении на заболевание свиней (диких кабанов) АЧС: выезжает на место предполагаемого эпизоотического очага (территории, на которой физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) свиней, осуществляют содержание свиней, охотничьи хозяйства, пастбища, часть лесного массива, урочища, и другие территории, где имеются (имелись) больные или павшие домашние свиньи или дикие кабаны); определяет границы предполагаемого эпизоотического очага с учетом эпизоотической ситуации и ландшафтно-географических особенностей местности; осуществляет отбор проб биологического материала от свиней и (или) диких кабанов, подозреваемых в заболевании, и патологического материала от павших свиней и (или) диких кабанов и направление указанных проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС (п. 11 Приказа №213)
Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, при получении от специалистов госветслужбы и иных лиц информации об установлении диагноза на АЧС в течение 24 часов: направляет на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина); инициирует проведение заседания специальной (чрезвычайной противоэпизоотической) комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации; разрабатывает проект правового акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направляет их на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации; разрабатывает и утверждает план мероприятий по ликвидации очага АЧС и предотвращения распространения возбудителя болезни, направляет проекты указанных документов на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (п.20 Приказа №213).
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (п.21 Приказа №213).
Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, в первой угрожаемой зоне и второй угрожаемой зоне, предусмотренные п.24 и 24.1. Правил № 213.
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2011г. № 283 также утвержден Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, который аналогичен порядку, указанному в Правилах № 310 (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных»).
Согласно п. п. 6- 8 указанного Порядка решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства принимается Председателем Правительства Орловской области в форме распоряжения Правительства Орловской области (далее - распоряжение), проект которого готовится Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии), в течение двух суток после поступления от руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям или его заместителя решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Копия распоряжения направляется владельцам животных, подлежащих отчуждению. Проведение отчуждения животных осуществляется специальной комиссией.
Таким образом, из вышеприведенных положений закона и нормативных актов следует, что основанием для выплаты владельцам поголовья животных, подвергшихся воздействию АЧС и вследствие этого ликвидированных методом бескровного убоя, является решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в данном случае Губернатора Орловской области) об установлении ограничительных мероприятий (карантина на территории субъекта РФ, принятое на основе разработанного Управлением ветеринарии Орловской области плана таких мероприятий. Если принятое решение содержит указание на проведение процедуры отчуждения животных, то руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта (в данном случае Правительства Орловской области) принимается решение об организации и проведения отчуждения животных,Управлением ветеринарии формируется специальная комиссия, которая при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляет акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федераций от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Никульникова Л.В. является собственником личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в котором по состоянию на сентябрь 2018 г. она содержала 190 голов свиней.
Указом Губернатора Орловской области от 16 августа 2018г. № «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской области», территория в пределах административных границ <...> установлена второй угрожаемой зоной, введены в эпизоотическом очаге ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней.
На основании приказа БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» № «а» от 13 сентября 2018 г. в связи с поступившим от Никульниковой Л.В. сообщением о подозрении на АЧС в ее личном подсобном хозяйстве был произведен осмотр и взяты пробы для проведения диагностики на предмет выявления АЧС.
Согласно предоставленных Управлением ветеринарии Орловской области данных о результатах исследования, взятых в хозяйстве Никульниковой Л.В. проб, был подтвержден диагноз о наличии у двух животных такого заболевания, как АЧС.
Управлением ветеринарии Орловской области в составе специальной комиссии по борьбе с распространением АЧС на территории Орловской области по итогам заседания, которое состоялось 15 сентября 2018 г., было принято решение о признании территории личного подсобного хозяйства истца зоной очага АЧС, в котором следует провести уничтожение свиней, а в первой угрожаемой зоне, границы которой также были определены комиссией, провести отчуждение свиней.
В соответствии с имеющимся в материалах дела актом о проведении бескровного убоя свиней 15 сентября 2018г. в хозяйстве истца ветеринарным врачом БУ ОО «Орловский ОВЦ», в присутствии ветеринарных врачей БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», владельца Никульниковой Л.В. был произведен бескровный убой свиней в количестве 188 голов, согласно описи с использованием средства для бескровного умерщвления животных.
Вес животных был зафиксирован актом за подписью главы <...> сельского поселения <...>.
Впоследствии Указом Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. № постановлено считать территорию свиноводческих помещений индивидуального предпринимателя Никульниковой Л.В., расположенных <адрес> эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней.
Был разработан план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней, включающий в себя, в том числе мероприятия по уничтожению свиней, находящихся в эпизоотическом очаге бескровным методом, сжигание трупов свиней, навоза, остатков кормов и подстилки, кормушек, малоценного инвентаря. Зарывание несгоревших останков в траншеи (яму) на глубину не менее 2м.
Никульникова Л.В., полагая, что у нее было произведено отчуждение животных и последующая их ликвидация по решению государственных органов, в связи с чем она имеет право на компенсацию убытков, причиненных ликвидацией животных в размере 1 696 007,34 руб., обратилась в Управление ветеринарии Орловской области, однако в выдаче акта об отчуждении животных ей было отказано.
Разрешая спор, установив юридически значимые по делу обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Из материалов дела следует, что условий об изъятии животных из личного подсобного хозяйства истца, признанного непосредственного эпизоотическим очагом, ни решение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, ни Указ Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. не содержат.
В установленном вышеуказанными правовыми актами порядке решение об отчуждении животных принималось только в неблагополучных пунктах, прилегающих к эпизоотическому очагу.
Территория личного подсобного хозяйства истца являлась очагом эпизоотии и находящиеся в нем животные в соответствии с Указом Губернатора Орловской области подлежали уничтожению собственником, а не передаче в превентивных целях за определенную компенсацию области для определения дальнейшей их судьбы.
В связи с чем, акт о проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства по установленной форме (п. 8 правил № 310), который, наряду с копией решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства являются основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства (п. 10 Правил № 310), не составлялся.
Специальная комиссия для проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства из подсобного хозяйства Никульниковой Л.В., в состав которой в обязательном порядке включается начальник Управления ветеринарии Орловской области в качестве председателя комиссии, представители исполнительных органов государственной власти Орловской области, правоохранительных органов и иных государственных органов, не создавалась.
Установлено, что уничтожение поголовья проводилось в связи с обращением собственника бескровным методом без создания вышеуказанной комиссии.
Так, из теста искового заявления следует, что основанием для умерщвления животных 15 сентября 2018 г. послужило обращение истца в БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», согласно которому она просила в связи с возникновением заболевания АЧС провести умерщвление принадлежащих ей свиней бескровным методом.
Факт оказания истцу по его просьбе помощи ветеринарными специалистами по организации мероприятия по уничтожению поголовья свиней бескровным методом в предполагаемом на тот период эпизоотическом очаге в отсутствие решения компетентного органа не свидетельствует об изъятии больных животных для государственных нужд. Присутствие ветеринарных специалистов при проведении истцом мероприятий по уничтожению в эпизоотическом очаге всех животных бескровным методом и их последующей утилизации обусловлено обязанностью осуществления контроля указанных мероприятий, возложенной на них законодательством о ветеринарии.
Таким образом, установив, что отсутствие акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства является основанием для отказа в возмещении ущерба, суд первой инстанции обоснованно отказал Никульниковой Л.В. в удовлетворении заявленных ею требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути, направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Таким образом, суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 29 марта 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никульниковой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Окорокова Э.Н. Дело № 33-1811
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.
судей Курлаевой Л.И., Жидковой Е.В.
при секретаре Алешиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никульниковой Людмилы Викторовны к Управлению ветеринарии Орловской области, бюджетному учреждению Орловской области «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», Управлению Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Департаменту финансов Орловской области о признании незаконным отказа Управления ветеринарии по Орловской области в выдаче акта об отчуждении животных, взыскании ущерба, причиненного в результате отчуждения животных,
по апелляционной жалобе Никульниковой Л.В. на решение Ливенского районного суда Орловской области от 29 марта 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., объяснения Никульниковой Л.В. и ее представителя адвоката Дорохиной Т.Н., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Управления ветеринарии Орловской области Коробовой Е.Г., представителя бюджетного учреждения Орловской области «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» Жирняковой Н.А., представителя Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Зубовой О.Д., представителя Департамента финансов Орловской области Полянцевой И.Г., считавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
Никульникова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению ветеринарии Орловской области, бюджетному учреждению Орловской области (далее БУ ОО) «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», Управлению Россельхознадзора по Орловской и Курской областям, Департаменту финансов Орловской области о признании незаконным отказа в выдаче акта об отчуждении животных, взыскании ущерба, причиненного в результате отчуждения животных.
В обоснование заявленных требований указывала, что является владельцем личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> в котором по состоянию на август-сентябрь 2018 г. содержалось 190 голов свиней.
16 августа 2018 г. на основании Указа Губернатора Орловской области № «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской области» территория <...> была признан второй угрожаемой зоной, где были введены ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения и ликвидации очагов африканской чумы свиней.
12 сентября 2018 г. истица в своем хозяйстве заметила болезненное состояние животных, в связи с чем обратилась в БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» с заявлением о проведении обследования животных на предмет наличия у них вышеуказанной заразной болезни.
14 сентября 2018 г. были взяты анализы, которые дали положительную реакцию на наличие вируса заразного заболевания, было принято решение об убое свиней бескровным методом.
15 сентября 2018 г. в целях ликвидации эпизоотического очага африканской чумы на основании обращения истца в БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» был произведен в хозяйстве убой 188 голов свиней бескровным методом, составлена перепись животных, изъятых для их ликвидации, останки животных - 188 голов и два трупа животных, павших вследствие заболевания, были утилизированы путем сжигания.
Полагала, что у нее было произведено отчуждение животных и последующая их ликвидация по решению государственных органов, а следовательно, она имеет право в соответствии с действующим законодательством на компенсацию убытков, причиненных ликвидацией животных. Отказ Управления ветеринарии Орловской области в составлении и выдаче ей на руки акта об отчуждении животных является незаконным, фактически со стороны государственных органов произошло именно отчуждение поголовья свиней в целях ликвидации очага заразного заболевания. Стоимость ущерба составляет 1 696 007,34 руб.
Просила признать незаконным отказ Управления ветеринарии Орловской области в выдаче акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006г. № 310, и взыскать с Управления ветеринарии Орловской области единовременную денежную компенсацию в связи с отчуждением животных в размере 1 696 007,34 руб.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Никульникова Л.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и вынесении нового об удовлетворении иска.
Указывает, что в связи с возникновением в ее подсобном хозяйстве очага эпизоотического заболевания животных поголовье свиней было ликвидировано, инициатива по убою животных исходила от государственных органов, она только лишь довела до сведения о своих предположениях о возможном заражении животных особо опасной болезнью, все остальные действия были произведены сотрудниками БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» и Управления ветеринарии Орловской области, действия по ликвидации животных были произведены до издания Указа Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. №, в соответствии с которым ее хозяйство было признано очагом эпизоотического заболевания. Самостоятельно она не обращалась за проведением убоя принадлежащего ей поголовья свиней.
Ссылается на то, что отчуждение принадлежащего ей поголовья было проведено в отсутствие решения об изъятии свиней и продуктов убоя на основании решения специальной комиссии Управления ветеринарии Орловской области, что не предусмотрено действующим законодательством, данное решение не могло являться основанием для издания Указа Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. №. В связи с чем вывода суда о законности действий компетентного органа в области ветеринарии не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пункт 2 ст. 15 ГК РФ определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются специальным законодательством.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в ст. 9 настоящего Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок определен в Правилах отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» (далее по тексту - Правила № 310).
Принятые во исполнение закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» Правила № 310 являются обязательными для граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных (пункт 1 Правил).
Животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации пункт 3 Правил).
Пунктом 7 Правил № 310 предусмотрено обязательное принятие руководителем территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместителем решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Согласно п. 8 Правил № 310 отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по установленной форме.
Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (п. 9 этих же Правил).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в п. 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (п. 10 Правил № 310).
Кроме вышеуказанного нормативного документа (Правила №310) действует также Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2016г. № 213 «Об утверждении ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней» (далее Приказ № 213).
В соответствии с п.5 Приказа № 213 в целях предотвращения возникновения и распространения АЧС физические и юридические лица,
являющиеся собственниками (владельцами) свиней, обязаны:в течение 24 часов извещать специалистов госветслужбы обо всех случаях внезапного падежа или одновременного заболевания или гибели нескольких свиней (или единственной имеющейся свиньи), а также об изменениях в их поведении, указывающих на возможное заболевание (угнетенное состояние, отказ от корма и (или) воды, отсутствие нормальной реакции на раздражающие факторы);выполнять требования специалистов госветслужбы о проведении в личном подсобном, крестьянском (фермерском) хозяйстве, на свиноводческой ферме индивидуального предпринимателя, в учреждениях и организациях и их обособленных подразделениях противоэпизоотических и других мероприятий, предусмотренных Правилами;обеспечить проведение предусмотренных Правилами ограничительных (карантинных) мероприятий по предупреждению заболевания АЧС.
Должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения (подразделения) в течение 24 часов после получения указанной в пунктах 9 и 10 настоящих Правил информации о подозрении на заболевание свиней (диких кабанов) АЧС: выезжает на место предполагаемого эпизоотического очага (территории, на которой физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) свиней, осуществляют содержание свиней, охотничьи хозяйства, пастбища, часть лесного массива, урочища, и другие территории, где имеются (имелись) больные или павшие домашние свиньи или дикие кабаны); определяет границы предполагаемого эпизоотического очага с учетом эпизоотической ситуации и ландшафтно-географических особенностей местности; осуществляет отбор проб биологического материала от свиней и (или) диких кабанов, подозреваемых в заболевании, и патологического материала от павших свиней и (или) диких кабанов и направление указанных проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС (п. 11 Приказа №213)
Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, при получении от специалистов госветслужбы и иных лиц информации об установлении диагноза на АЧС в течение 24 часов: направляет на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина); инициирует проведение заседания специальной (чрезвычайной противоэпизоотической) комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации; разрабатывает проект правового акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направляет их на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации; разрабатывает и утверждает план мероприятий по ликвидации очага АЧС и предотвращения распространения возбудителя болезни, направляет проекты указанных документов на рассмотрение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (п.20 Приказа №213).
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации (п.21 Приказа №213).
Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, в первой угрожаемой зоне и второй угрожаемой зоне, предусмотренные п.24 и 24.1. Правил № 213.
Постановлением Правительства Орловской области от 23 августа 2011г. № 283 также утвержден Порядок организации и проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Орловской области, который аналогичен порядку, указанному в Правилах № 310 (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных»).
Согласно п. п. 6- 8 указанного Порядка решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства принимается Председателем Правительства Орловской области в форме распоряжения Правительства Орловской области (далее - распоряжение), проект которого готовится Управлением ветеринарии Орловской области (далее - Управление ветеринарии), в течение двух суток после поступления от руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям или его заместителя решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Копия распоряжения направляется владельцам животных, подлежащих отчуждению. Проведение отчуждения животных осуществляется специальной комиссией.
Таким образом, из вышеприведенных положений закона и нормативных актов следует, что основанием для выплаты владельцам поголовья животных, подвергшихся воздействию АЧС и вследствие этого ликвидированных методом бескровного убоя, является решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (в данном случае Губернатора Орловской области) об установлении ограничительных мероприятий (карантина на территории субъекта РФ, принятое на основе разработанного Управлением ветеринарии Орловской области плана таких мероприятий. Если принятое решение содержит указание на проведение процедуры отчуждения животных, то руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта (в данном случае Правительства Орловской области) принимается решение об организации и проведения отчуждения животных,Управлением ветеринарии формируется специальная комиссия, которая при проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляет акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федераций от 26 мая 2006 г. № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Никульникова Л.В. является собственником личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> в котором по состоянию на сентябрь 2018 г. она содержала 190 голов свиней.
Указом Губернатора Орловской области от 16 августа 2018г. № «Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней на отдельных территориях Орловской области», территория в пределах административных границ <...> установлена второй угрожаемой зоной, введены в эпизоотическом очаге ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней.
На основании приказа БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных» № «а» от 13 сентября 2018 г. в связи с поступившим от Никульниковой Л.В. сообщением о подозрении на АЧС в ее личном подсобном хозяйстве был произведен осмотр и взяты пробы для проведения диагностики на предмет выявления АЧС.
Согласно предоставленных Управлением ветеринарии Орловской области данных о результатах исследования, взятых в хозяйстве Никульниковой Л.В. проб, был подтвержден диагноз о наличии у двух животных такого заболевания, как АЧС.
Управлением ветеринарии Орловской области в составе специальной комиссии по борьбе с распространением АЧС на территории Орловской области по итогам заседания, которое состоялось 15 сентября 2018 г., было принято решение о признании территории личного подсобного хозяйства истца зоной очага АЧС, в котором следует провести уничтожение свиней, а в первой угрожаемой зоне, границы которой также были определены комиссией, провести отчуждение свиней.
В соответствии с имеющимся в материалах дела актом о проведении бескровного убоя свиней 15 сентября 2018г. в хозяйстве истца ветеринарным врачом БУ ОО «Орловский ОВЦ», в присутствии ветеринарных врачей БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», владельца Никульниковой Л.В. был произведен бескровный убой свиней в количестве 188 голов, согласно описи с использованием средства для бескровного умерщвления животных.
Вес животных был зафиксирован актом за подписью главы <...> сельского поселения <...>.
Впоследствии Указом Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. № постановлено считать территорию свиноводческих помещений индивидуального предпринимателя Никульниковой Л.В., расположенных <адрес> эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней.
Был разработан план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней, включающий в себя, в том числе мероприятия по уничтожению свиней, находящихся в эпизоотическом очаге бескровным методом, сжигание трупов свиней, навоза, остатков кормов и подстилки, кормушек, малоценного инвентаря. Зарывание несгоревших останков в траншеи (яму) на глубину не менее 2м.
Никульникова Л.В., полагая, что у нее было произведено отчуждение животных и последующая их ликвидация по решению государственных органов, в связи с чем она имеет право на компенсацию убытков, причиненных ликвидацией животных в размере 1 696 007,34 руб., обратилась в Управление ветеринарии Орловской области, однако в выдаче акта об отчуждении животных ей было отказано.
Разрешая спор, установив юридически значимые по делу обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, обоснованно пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Из материалов дела следует, что условий об изъятии животных из личного подсобного хозяйства истца, признанного непосредственного эпизоотическим очагом, ни решение Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, ни Указ Губернатора Орловской области от 18 сентября 2018 г. не содержат.
В установленном вышеуказанными правовыми актами порядке решение об отчуждении животных принималось только в неблагополучных пунктах, прилегающих к эпизоотическому очагу.
Территория личного подсобного хозяйства истца являлась очагом эпизоотии и находящиеся в нем животные в соответствии с Указом Губернатора Орловской области подлежали уничтожению собственником, а не передаче в превентивных целях за определенную компенсацию области для определения дальнейшей их судьбы.
В связи с чем, акт о проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства по установленной форме (п. 8 правил № 310), который, наряду с копией решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства являются основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства (п. 10 Правил № 310), не составлялся.
Специальная комиссия для проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства из подсобного хозяйства Никульниковой Л.В., в состав которой в обязательном порядке включается начальник Управления ветеринарии Орловской области в качестве председателя комиссии, представители исполнительных органов государственной власти Орловской области, правоохранительных органов и иных государственных органов, не создавалась.
Установлено, что уничтожение поголовья проводилось в связи с обращением собственника бескровным методом без создания вышеуказанной комиссии.
Так, из теста искового заявления следует, что основанием для умерщвления животных 15 сентября 2018 г. послужило обращение истца в БУ ОО «Ливенская районная станция по борьбе с болезнями животных», согласно которому она просила в связи с возникновением заболевания АЧС провести умерщвление принадлежащих ей свиней бескровным методом.
Факт оказания истцу по его просьбе помощи ветеринарными специалистами по организации мероприятия по уничтожению поголовья свиней бескровным методом в предполагаемом на тот период эпизоотическом очаге в отсутствие решения компетентного органа не свидетельствует об изъятии больных животных для государственных нужд. Присутствие ветеринарных специалистов при проведении истцом мероприятий по уничтожению в эпизоотическом очаге всех животных бескровным методом и их последующей утилизации обусловлено обязанностью осуществления контроля указанных мероприятий, возложенной на них законодательством о ветеринарии.
Таким образом, установив, что отсутствие акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства является основанием для отказа в возмещении ущерба, суд первой инстанции обоснованно отказал Никульниковой Л.В. в удовлетворении заявленных ею требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути, направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с произведенной судом оценкой доказательств не является основанием к отмене постановленного судом решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении суда выводов.
Таким образом, суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 29 марта 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никульниковой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи