№ 12-22/2018
РЕШЕНИЕ
г. Курчатов 31 июля 2018 года
Судья Курчатовского городского суда Курской области Щербакова Н.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, главы администрации Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Тарасова Владимира Николаевича,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица главы Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Тарасова Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, поступившие с жалобой Тарасова В.Н. на постановление главного государственного инспектора г. Курчатова, Курчатовского и Октябрьского районов по пожарному надзору ФИО2 от 01.06.2018 года о назначении административного наказания по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Тарасов В.Н. обратился в суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора г. Курчатова, Курчатовского и Октябрьского районов по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в отношении главы Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Тарасова ВН., в соответствии с которым глава Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Тарасов Владимир Николаевич является должностным лицом, ответственным за выполнение требований пожарной безопасности в муниципальном образовании «Дичнянский сельсовет» Курчатовского района Курской области и за принятие необходимых мер. По результатам проведенной в период с 28 по 31 мая 2018 года внеплановой выездной проверки в отношении объекта защиты, граничащего с лесным массивом - с. Дичня Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области, установлено, что в 12 час. 00 мин должностное лицо - глава Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области Тарасов В.Н. на территории с. Дичня нарушил требования пожарной безопасности, а именно:
- Не принял меры по обозначению направления движения к пожарным гидрантам, расположенным на территории с. Дичня, являющимися источниками противопожарного водоснабжения, указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, что является нарушением требований пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.
- Не организовал проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных на территории с. Дичня не реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, что является нарушением требований пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.
- Не обеспечил исправность и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных на территории с. Дичня (квартал 3 дом № 2, квартал 7 дом 9, квартал 7 дом 7), что является нарушением требований пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.
Тарасов В.Н. в жалобе указывает, что не согласен с постановлением, считая его незаконным и подлежащим отмене, в связи с тем, что предметом надзора являлось соблюдение первичных мер пожарной безопасности в с. Дичня. Его население составляет менее 500 человек и никакого пожарного трубопровода в селе не имеется. Проверка исправности пожарных гидрантов не отнесено к первичным мерам пожарной безопасности, входящим в полномочия органов местного самоуправления, поскольку пожарные гидранты не находятся в собственности муниципального образования.
В судебном заселении Тарасов В.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, пояснив, что пожарный гидрант является неотъемлемой частью водопровода, который находится в собственности Курчатовского района и закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Курчатовского районное ЖКХ». Обслуживание и эксплуатация пожарных гидрантов в отрыве от водопровода невозможна. Поставить пожарный гидрант на баланс администрации Дичнянского сельсовета невозможно.
Судья, выслушав Тарасова В.Н., допросив свидетеля, исследовав материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению. К такому выводу судья пришёл исходя из следующих обстоятельств, установленных по делу.
Согласно ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как установлено, Тарасов В.Н. является главой Дичнянского сельсовета Курчатовского района Курской области с 18.03.2016 года.
В судебном заседании свидетель Изварин А.В. показал, что в акте приема-передачи водопроводной сети, расположенной в с. Дичня Курчатовского района, не указаны отдельно гидранты. Администрации Дичнянского сельсовета было поручено поставить на баланс пожарные гидранты до 24.05.2018 года. Поэтому считает, что обязанность содержания лежит на администрации Дичнянского сельсовета.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане), определяются Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 3 указанного Закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 2, 3 ст. 68 указанного Закона N 123-ФЗ).
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (п. 2 ч. 1 ст. 63 указанного Закона № 123-ФЗ).
Как следует из раздела 11 ГОСТ Р 53961-2010 "Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний". Рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по ГОСТ 5525 на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическим испытанием. Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети - в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности), ГОСТ 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).
Согласно ГОСТ 12.4.009 пожарное оборудование - пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).
Частью 1 статьи 127 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В судебном заседании установлено и следует из сообщения администрации Курчатовского района Курской области от 18.07.2018 года № 4026, передаточного акта от 17.03.2015 года, что водопроводные сети с.Дичня с 17.03.2015 года были переданы администрацией Дичнянского сельсовета в собственность администрации Курчатовского района Курской области.
По итогам совещания администрации Курчатовского района Курской области по вопросу и обслуживанию пожарных гидрантов на территории Дичнянского сельсовета Курчатовского района от 08.05.2018 года было принято решение о постановке на баланс администрации Дичнянского сельсовета пожарных гидрантов.
Согласно сообщению ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Курской области» от 31.07.2018 года № 1016-19-1-27 водопроводная сеть и расположенные на ней пожарные гидранты в совокупности являются источниками наружного противопожарного водоснабжения и служат для использования в целях пожаротушения объектов защиты. Пунктом 2.1.1 международного стандарта « ГОСТ 18322-2016. Международный стандарт. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» определено, что техническое обслуживание - комплекс технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке. Таким образом, проведение технического обслуживания пожарного гидранта отдельно от водопроводной сети не допустимо, так как в случае неисправности одного из элементов, входящего в состав источника наружного противопожарного водоснабжения, не будет обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара.
Оценивая изложенное, судья приходит к выводу, что пожарные гидранты являются составной частью сложной вещи - водопроводной сети, которая в собственности или пользовании администрации Дичнянского сельсовета не находится.
В силу п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно п. 8.6 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 178 пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Таким образом, судья приходит к выводу, что поскольку водопроводная сеть и соответственно пожарные гидранты не находятся в собственности или пользовании администрации Дичнянского сельсовета Курчатовского района, то проведение проверок их работоспособности, обеспечение исправности и ремонта, а также обозначение движения к ним не входит к обязанности муниципального образования и соответственно отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.
В действиях Тарасова В.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку им требования пожарной безопасности не нарушены.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.07 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, постановление главного государственного инспектора г. Курчатова, Курчатовского и Октябрьского районов по пожарному надзору ФИО2 от 01.06.2018 года подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ судья,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░. 20.4 ░. 1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.