Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-108/2018 (2а-2082/2017;) ~ М-2051/2017 от 04.12.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара 09января 2018 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего - КузинойН.Н.

при секретаре - ЗотовойЛ.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-108/18 по административному исковому заявлению Липаткина В.И. к ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» о признании постановки на наркологический учет незаконной и снятии с наркологического учета,

у с т а н о в и л:

ЛипаткинВ.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконной постановку на диспансерный (динамический) учет у врача нарколога и обязать ГБУЗ «СОНД» снять его с диспансерного (динамического) учета у врача нарколога.

В судебном заседании представитель административного истца ЛипаткинаВ.И. – ИвановА.Е., действующий на основании доверенности и ордера, административные исковые требования поддержал и показал, что в апреле 2017г. ЛипаткинуВ.И. стало известно, что в связи с его обращением к врачу-наркологу в 2007году он стоит с указанного времени на диспансерном учете у врача нарколога Самарского областного наркологического диспансера с диагнозом <...>. В апреле 2017 г. ЛипаткинВ.И. обратился к административному ответчику с целью освидетельствования врачебной комиссией на предмет снятия с диспансерного учета у врача-нарколога. ЛипаткинымВ.И. были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии с его стороны фактов злоупотребления <...> (характеристика с места жительства, характеристика уполномоченного участкового, сведения из органов ГИБДД и т.д.). По результатам обращения административного истца к административному ответчику, в снятии ЛипаткинаВ.И. с диспансерного учета у врача-нарколога было отказано. 31.08.2017г. административный истец обратился к административному ответчику с письмом, в котором указал на незаконность его постановки на диспансерный (динамический) учет у врача-нарколога и просил снять его с указанного учета. Согласно ответу административного ответчика от 14.09.2017 г. административному истцу было отказано в снятии его с диспансерного (динамического) учета у врача нарколога и прекращении в отношении него динамического наблюдения и правовых последствий, связанных с такой постановкой. Административный истец считает, что постановка его на диспансерный (динамический) учет у врача-нарколога в Самарском областном наркологическом диспансере по поводу его добровольного обращения в 2007 г. и отказ в снятии его с учета в 2017 г. являются незаконными и нарушают его права. При обращении в 2007 г. административного истца к врачу-наркологу он не давал своего согласия на медицинское вмешательство в виде его постановки на динамический (диспансерный) учет, либо осуществление в отношении него профилактического наблюдения с диагнозом <...>. При обращении в Самарский областной наркологический диспансер в апреле 2017 г. по вопросу снятия с диспансерного учета истекли все предусмотренные сроки диспансерного (динамического) учета и профилактического наблюдения. Таким образом, действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер», выразившиеся в постановке административного истца на диспансерный (динамический) учет у врача-нарколога, а также отказ административного ответчика в прекращении в отношении ЛипаткинаВ.И. диспансерного (динамического) учета являются незаконными и нарушают права и интересы административного истца. Просил признать постановку ЛипаткинаВ.И. на диспансерный (динамический) учет у врача-нарколога незаконной и обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» снять его с диспансерного (динамического) учета у врача нарколога.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» РыжковаИ.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, пояснив, что в январе 2007года ЛипаткинВ.И. был поставлен под диспансерное наблюдение у врача психиатра-нарколога амбулаторно-поликлинического отделения ГБУЗ «СОНД» после стационарного лечения с диагнозом: <...>. В 2009 году ЛипаткинВ.И. также обращался в амбулаторно-поликлиническое отделение ГБУЗ «СОНД», о чем свидетельствуют записи приема ЛипаткинаВ.И. в амбулаторной карте, и знал о постановке на учет. После взятия на диспансерный учет административный истец неоднократно приглашался на прием к врачу психиатру-наркологу почтой. Однако посетил наркологический кабинет только 25.09.2009 г. В этот день им было дано письменное согласие на осмотр и обследование врачом психиатром-наркологом и лечение в наркологическом диспансере. ЛипаткинВ.И посещал врача психиатра-нарколога не регулярно. В апреле 2017 года административный истец устно обратился к административному ответчику для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством и снятии его с диспансерного учета у врача-психиатра-нарколога, однако ему врачебной комиссией в этом было отказано, так как административный истец не имел объективно подтвержденной ремиссии не менее трех лет. В августе 2017 г. административный истец повторно обратился в ГБУЗ «СОНД» с заявлением о снятии его с динамического (диспансерного) учета у врача психиатра-нарколога. Ввиду того, что в своем обращении ЛипаткинВ.И. письменно выразил отказ от диспансерного наблюдения, в сентябре 2017года оно было прекращено. Информация о снятии с диспансерного наблюдения была направлена ЛипаткинуВ.И. 14сентября 2017года. Полагает, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствует предмет спора - ЛипаткинВ.И. был снят с диспансерного учета ещё до его обращения в суд.

В судебном заседании специалист ФИО1 суду пояснила, что в январе 2007 года после получения врачом психиатром-наркологом поликлинического отделения диспансера выписки из стационара ГБУЗ «СОНД» ЛипаткинВ.И. был поставлен на диспансерное наблюдение в медицинское учреждение ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер». У ЛипаткинаВ.И. наблюдалось <...>. В 2009 году ЛипаткинВ.И. обращался в медицинское учреждение и знал о том, что состоит на диспансерном учете. 25.09.2009 г. им было дано письменное согласие на осмотр и обследование врачом психиатром-наркологом и лечение в наркологическом диспансере. ЛипаткинВ.И. и в последующем обращался в диспансер и получал в их медицинском учреждении амбулаторное лечение. Явки ЛипаткинаВ.И. были не регулярны, в связи с чем, у него обострилось заболевание, он помещался на стационарное лечение с диагнозом: <...>. В сентябре 2017 г. административный истец был снят с диспансерного наблюдения в связи с письменным отказом пациента от диспансерного наблюдения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания специалиста ЕзерскойТ.Н., суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 02 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина. Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 2июля 1992г. №3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диспансерное наблюдение является одним из видов амбулаторной психиатрической помощи. Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица.

На основании статьи 27 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим или затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации.

Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диспансерное наблюдение определено, как один из видов амбулаторной психиатрической помощи, определены основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (статьи 26, 27).

Хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания в соответствии с требованиями Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10 и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 года N 420 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений" отнесены к таким заболеваниям.

Организация диспансерного наблюдения за больными алкоголизмом регламентируется приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (далее - приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704) в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Исходя из положений приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 диспансерный учет и профилактическое наблюдение являются формами диспансерного наблюдения.

Согласно Инструкции диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающееся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).

За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организуется профилактическое наблюдение.

На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным. Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.

Постановка лиц, которым установлен диагноз на диспансерный наркологический учет производится в обязательном порядке независимо от согласия больного, в соответствии с вышеуказанной Инструкцией.

Из материалов дела следует, что в феврале 2005г. над ЛипаткинымВ.И. было установлено профилактическое наблюдение, в связи с его освидетельствованием на состояние опьянение как лица, которое управляет транспортным средством, в результате которого у ЛипаткинаВ.И. была установлена <...>.

Впоследствии административный истец неоднократно приглашался на прием в СОНД, однако так и не явился.

22 января 2007г. ЛипаткинВ.И., <дата>.р., был взят на динамический учет и наблюдение решением врачебной комиссии ГБУЗ «СОНД» с диагнозом <...> после получения врачом психиатром-наркологом выписки из медицинской карты стационарного больного .

25.09.2009г. ЛипаткинымВ.И. было дано согласие на осмотр и обследование врачом психиатром-наркологом и лечение в наркологическом диспансере, в котором указано, что с диагнозом и постановкой на учет он согласен, с порядком лечения и наблюдения в диспансере ознакомлен.

Поскольку решение об установлении в отношении ЛипаткинаВ.И. диспансерного наблюдения в виде динамического учета и наблюдения было принято комиссией врачей-психиатров, а впоследствии административным истцом было дано добровольное согласие на постановку на диспансерный учет, то суд приходит к выводу о правомерности действий административного ответчика по постановке ЛипаткинаВ.И. на диспансерный учет.

В соответствии Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704, снятие с диспансерного учета при наличии стойкой ремиссии (выздоровления), которая для больных хроническим алкоголизмом составляет три года.

Из смысла данной нормы следует, что больной может быть снят с диспансерного учета по истечении трех лет только при соблюдении им определенных условий: назначение лечащего врача, сроки явок в наркологические учреждения (подразделения) и при наступлении после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.

Из медицинской карты амбулаторного наркологического больного следует, что ЛипаткинВ.И. наркологический диспансер посещал нерегулярно, решением врачебной комиссии от 06.04.2017г. установлена ремиссия продолжительностью 10 месяцев.

31.08.2017г. ЛипаткинВ.И. обратился к главному врачу ГБУЗ «СОНД» с заявлением о предоставлении документов и снятии с динамического (диспансерного) учета у врача-нарколога.

20.09.2017г. решением врачебной комиссии административный истец был снят с диспансерного учета «не по выздоровлению».

Таким образом, на настоящий момент ЛипаткинВ.И. с диспансерного учета снят по решению врачебной комиссии, в связи с чем требования административного истца об обязании административного ответчика снять его с диспансерного учета у врача-нарколога удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Липаткина В.И. к ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» о признании постановки на наркологический учет незаконной и снятии с наркологического учета – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.01.2018г.

Судья Н.Н. Кузина

2а-108/2018 (2а-2082/2017;) ~ М-2051/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Липаткин В.И.
Ответчики
ГБУЗ "Самарский областной наркологичский диспансер"
Другие
Рыжкова И.В.
Иванов А.Е.
Езерская Т.Н.
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Н. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
05.12.2017Передача материалов судье
04.12.2017Регистрация административного искового заявления
07.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2017Подготовка дела (собеседование)
20.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2018Дело оформлено
20.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее