Дело № 2-1018/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2012 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ериной Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дирменжий О.В.,
с участием заявительницы Софроновой О.Е.,
представителя заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К., действующего на основании доверенности № 110-д от 30 сентября 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Софроновой Ольги Евгеньевны о признании незаконным и необоснованным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования,
установил:
Софронова О.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования.
В обоснование заявленных требований указала, что 16 марта 2012 года группой граждан Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19 июля 2004 года № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в Администрацию го Саранск было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования. Пикетирование предполагалось провести 23 марта на площадке перед входом в парк им. А.С. Пушкина по адресу: г. Саранск, ул. Красноармейская, д. 12. Организатор пикетирования: Софронова О.Е., уполномоченные представители - ФИО6 и ФИО7.
16 марта 2012 года Администрацией го Саранск за подписью заместителя Главы Администрации - директора департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами - ФИО8 был дан ответ на уведомление, в котором Администрация го Саранск проведение пикета не согласовала.
Считает, что указанный ответ имеет форму отказа в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования и является незаконным и необоснованным, так как отказ в согласовании публичного мероприятия не предусмотрен вышеуказанным законом. Данный отказ нарушил конституционные права граждан на проведение публичного мероприятия, закрепленные в статье 31 Конституции РФ и Федеральном законе от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В связи с чем просит суд признать решение Администрации го Саранск об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования 23 марта 2012 года на площадке возле входа в парк им. А.С. Пушкина незаконным и необоснованным.
В судебном заседании заявительница Софронова О.Е. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в предусмотренный день 23 марта 2012 года пикет состоялся на территории парка им. А.С. Пушкина около входа в городской зоопарк. Место проведения пикета было согласовано Постановлением Администрации го Саранск № 1113 от 20 марта 2012 года.
Представитель заинтересованного лица - Администрации го Саранск Юськаев Р.К. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Суду пояснил, что поскольку пикетирование – это форма публичного выражения общественного мнения, его следует проводить около пикетируемого объекта. Около входа в парк им. А.С. Пушкина располагается около 20 организаций, занимающихся разными видами деятельности. При этом Городской зоопарк находится в 300 метрах от планировавшегося места проведения пикета. В связи с чем Администрацией го Саранск было предложено проведение пикета около входа в Городской зоопарк, что позволило бы достичь цели проведения публичного мероприятия.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 16 марта 2012 года заявителем Софроновой О.Е. в Администрацию го Саранск было направлено уведомление о проведении 23 марта 2012 года публичного мероприятия в форме пикетирования на площадке перед входом в парк культуры им. А.С. Пушкина, в котором указаны цель публичного мероприятия – публичное выражение общественного мнения в защиту диких животных, содержащихся в Саранском зоопарке, время проведения: с 12:00 по 14:00.
Письмом № 1444-исх от 16 марта 2012 года за подписью ФИО8 - заместителя Главы Администрации го Саранск - Директора Департамента по экономической политике и взаимодействию с административными органами Софроновой О.Е. было сообщено, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В уведомлении отсутствует элемент пикетирования - пикетируемый объект, так как центральный вход в МАУ «Городские парки» по ул. Красноармейская, 12, указанный в уведомлении, таковым быть признан не может.
В связи с чем заявительнице предложено рассмотреть как вариант проведения пикетирования на площадке перед центральным входом в МП го Саранск «Городской зоопарк» по ул. Первомайская, д. 6, на территории МАУ «Городские парки».
В ответном уведомлении от 20 марта 2012 года заявительница согласилась с предложенным Администрацией го Саранск местом проведения пикетирования – площадка перед центральным входом в МП го Саранск «Городской зоопарк», ул. Первомайская, д.6.
Постановлением Администрации го Саранск № 1113 от 20 марта 2012 года место и время проведения вышеуказанного публичного мероприятия было согласовано.
Гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает основы механизма реализации права граждан на публичные мероприятия, обязанности органов власти в сфере нормотворчества и в процессе подготовки и проведения публичных мероприятий.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Согласно положениям статей 7-8 Федерального закона организатором публичного мероприятия в письменной форме подается уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Подпунктами 1, 2 пункта первого статьи 12 данного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
По смыслу вышеприведенных положений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным. При этом в законе не указано, по каким конкретно причинам орган публичной власти может предложить изменить место проведения публичного мероприятия. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.
Заложенный данным Федеральным законом в понятии «согласование» конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Такие нормативные характеристики положения о цели публичного мероприятия (пункт 1 статьи 2), как свобода публичного мероприятия (отсутствие внешнего давления), формирование мнений (а не простое их провозглашение) и выдвижение требований политического свойства, предполагают наличие обратной коммуникативной связи (прямой или опосредованной, в том числе через средства массовой информации) между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, кому оно адресовано.
Исходя из вида публичного мероприятия - пикетирования, его цели – публичное выражение общественного мнения в защиту диких животных, содержащихся в Саранском зоопарке, заявленных в уведомлении Софроновой О.Е., места проведения – площадка перед входом в парк культуры им. А.С. Пушкина, суд считает, что Администрацией городского округа Саранск было внесено мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия.
Так, из пояснений представителя Администрации го Саранск следует, что около входа в парк им. А.С. Пушкина располагается около 20 организаций, занимающихся разными видами деятельности, при этом Городской зоопарк находится в 300 метрах от планировавшегося места проведения пикета. Указанные обстоятельства заявительницей не оспаривались.
В данном случае, поскольку целью пикетирования является публичное выражение общественного мнения в защиту диких животных, содержащихся в Городском зоопарке, то предложенный Администрацией городского округа Саранск вариант о проведении данного публичного мероприятия на площадке, расположенной перед центральным входом в МП го Саранск «Городской зоопарк», делал возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте, которое соответствует его социально-политическому значению.
Указанное предложение об изменении места проведения пикета было внесено в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в пределах полномочий Администрации го Саранск и доведено до сведения организатора публичного мероприятия в установленные законом сроки.
Кроме того, суд учитывает, что Постановлением Администрации го Саранск от 20 марта 2012 года за № 1113 изменение по мотивированному предложению места проведения публичного мероприятия было согласовано и 23 марта 2012 года публичное мероприятие было проведено.
Таким образом, оспариваемое решение Администрации го Саранск не может рассматриваться как отказ в согласовании проведения публичного мероприятия и не нарушает права и законные интересы заявительницы.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что направленное заявительнице 16 марта 2012 года предложение Администрации го Саранск об изменении места проведения пикетирования является законным, обоснованным и мотивированным с учетом заявленной цели проведения пикета.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При данных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления Софроновой О.Е. о признании незаконным и необоснованным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 157, 254, 258 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Софроновой Ольге Евгеньевне о признании незаконным и необоснованным отказа Администрации городского округа Саранск в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.П. Ерина