РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2013 года Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе:
председательствующего Поповой А.О., при секретаре Николаеве А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ гражданское дело по иску Бимбаевой Б.Ш. к Пенсионному фонду РФ в РБ, Республиканской больнице им. Семашко Н.А., Республиканскому клиническому госпиталю ветеранов войн о признании незаконным отказа в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Бимбаева Б.Ш. обратилась в суд с указанным иском.
Определением суда произведена замена ненадлежащих ответчиков на ГУ Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда РБ, в качестве третьего лица привлечена Республиканская больница им. Семашко Н.А..
В судебное заседание истец не явилась, просила суд рассмотреть дело с участием её представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Баирбиликтуева В.А. уточнила требования просит включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности , признать отказ не законным и назначить пенсию с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика по доверенности Онхонов с исковыми требованиями не согласился, поддержал отзыв на иск, согласно которого спорные периоды работы не были включены в специальный стаж, поскольку не подтверждена работа , кроме того, в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Представитель Республиканской больницы им. Семашко по доверенности Сангажапов не возражал против удовлетворения заявленных требований поскольку, действительно в Республиканской больнице было организовано , где работала истец, на тот момент иных лечебных заведений по хирургическому лечению туберкулеза в Бурятии не было.
Выслушав участников процесса, специалиста, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В соответствии со ст. 1 Закона трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж с соответственно не менее 25 и 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2002 года N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в подпункте 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" применяются Список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" под кодом 2260000А указанного Списка 2 значатся работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах - младший медицинский персонал.
Согласно Письму Министерства здравоохранения РФ от 23 августа 1993 года N 05-160-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающих больных, следует руководствоваться следующим:
Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов (проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи, кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.).
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Приводится примерный перечень видов деятельности среднего и младшего персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2. Так, к видам деятельности среднего медицинского персонала относится, в том числе лечение, проведение процедур, лечебных манипуляций и т.д..
В судебном заседании установлено, что 23.11.2012 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».
Решением ГУ–Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда РФ по РБ от 31.01.2013 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.
Истцу не включены в специальный стаж в льготном исчислении следующие периоды.
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ,
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Исходя из указной правовых норм основными критериями для признания права на льготную пенсию в таком исчислении, как вытекает из норм права, указанных выше, являются соответствие наименования должности по непосредственному обслуживанию больных, которую фактически занимал работник, наименованию по перечню, а также установление факта работы в отделении туберкулезно- хирургического профиля.
Сторона ответчика не оспаривает, что наименование отделения, где работала истец в спорный период подпадает под список учреждений, работа в которых позволяет досрочное назначение льготной пенсии по старости медицинского работника, вместе с тем, по мнению ответчика не подтверждается работа истца по непосредственному обслуживанию больных.
В трудовой книжке истца имеется запись ... от ДД.ММ.ГГГГ года, о принятии её , на основании приказа ... от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно записи ... истец ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
Суду представлено решение Октябрьского районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ года, по иску Бимбаевой Б.Ш. к ГУЗ « Республиканская клиническая больница им. Семашко» о признании приказов незаконными, требования Бимбаевой были удовлетворены, в том числе признан неправильным приказ ... от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу в части указания отделения указано что принята на работу в « ».
Из уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что в спорный период истец работала в должности , Республиканская больница Бурятской АССР была переименована в Республиканскую больницу им Семашко с 01.09.1986 года, затем переименована в ГУЗ Республиканская клиническая больница им Семашко Минздрава РБ.
Суду представлена справка ГБУ Республиканская клиническая больница им Семашко, от 29.10.2013 года, № 1262, из которой следует, что 10.03.1963 года на базе Республиканской больницы было открыто туберкулезно- торакальное отделение, с момента открытия в наименование отделения вносились изменения, до 2002 года туберкулезные больные проходили лечение в данном отделении, иных учреждений соответствующего профиля в Учреждении не имелось, непосредственное обслуживание больных осуществляли медицинские сестры указанного отделения.
Суду также представлено письмо Министра Здравоохранения БурАССР от 06.04.1993 года № 3-28 Тармаева В.В., на имя главного врача Республиканской больницы, указывается об обращениях медицинских работников туберкулезно- торакального отделения республиканской больницы, до сведения адресата доводят, что приказом № 10 от 10.03.1963 года открыто на базе республиканской больницы туберкулезное отделение на 85 коек, в связи с чем необходимо изменение записи в трудовой и исчисление стажа работы в профессиональных вредных условиях.
Суду представлен приказ № 55 от 12.04.1993 года, главного врача Республиканской больницы, в котором указано что врачам, медсестрам, санитаркам туберкулезно- торакального отделения в ранее изданных приказах внести изменения в трудовых книжках Легочно- хирургическое отделение считать торакально-туберкулезное, на основании письма Минздрава от 6 апреля 1993 года за № 3-28.
Суду представлена должностная инструкция медсестры отделения Республиканской больницы им Семашко, из которой следует, что медсестра отделения должна выполнять назначения врача отделения, в том числе и производить различные инъекции, измерять давление и т.д., палатная медсестра оказывает медицинскую помощь при заболеваниях, присутствовать при обходе, сообщать сведения о больных, отвечает и подготавливает больных к исследованиям, знакомит больных с режимом, медицинская сестра отделения несет ответственность за своевременное и качественное назначение лечащего врача, сохранность мед. инвентаря и хоз. оборудования, санитарное состояние и соблюдение больными назначенного режима, своевременную смену белья и прием больными гигиенических ванн.
Судом был привлечен в качестве специалиста заведующий Республиканским клиническим противотуберкулезным диспансером им Дугаровой врач хирург высшей категории Д который суду показал, что в 1963 году, в связи с высокой заболеваемостью жителей республики тяжелым заболеванием туберкулезом, было открыто туберкулезное торакально-хирургическое отделение, наименование отделения неоднократно изменялось, но на лечении постоянно находились больные с туберкулезом, производилось координальное лечение, в том числе резекции легких, операции на каверне, операции на бронхах, плевральной полости. Все медицинские сестры отделений непосредственно работают с больными и оказывают медицинскую помощь, непосредственно лечат, выдают больным назначенные лекарственные средства, проводят процедуры, готовят к операциям, и осуществляют после операционный уход, до трудоустройства истца в республиканскую больницу Бимбаева имела огромный опыт по работе, в том числе и с туберкулезными больными, т.к. работала в .
Таким образом, из указанных доказательств следует, что лечение туберкулеза в спорные периоды являлась одной из функций отделения, в котором работала истец. Учитывая наименование её должности , суд из всей совокупности представленных доказательств приходит к выводу, что Бимбаева непосредственно оказывала медицинскую помощь непосредственно обслуживала больных, т.к. из должностных инструкций медсестры отделения следует, что все в том числе и палатные, обязаны оказывать медицинскую помощь и исполнять назначения врача.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец фактически работала .
Таким образом, спорные периоды работы в должности подлежат зачету в специальный стаж истца. Вместе с тем, не весь спорный период подлежит включению в льготный стаж.
В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, п. 5 указанных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась, в том числе к таким периодам относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью.
Ст. 165 Кодекса Законов о труде РСФСР, утв. ВС РСФСР от 09.12.1971 г. (далее - КЗоТ РСФСР), предусматривала, что женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов.
Согласно ст. 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии с п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6, основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке больничный листок. Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия.
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что основанием для предоставления отпуска по беременности и родам является медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам, следовательно, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам является периодом получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, а потому он подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Принимая во внимание, что истец в период нахождения в отпуске по беременности и родам работала в должности и отделении, работа в которых дает право на включение данного периода в специальный стаж, суд приходит к выводу о том, что период нахождения истца в отпуске по беременности и родам подлежат включению в специальный стаж только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, т.к. истец до изменений в КЗоТ РСФСР, уже находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Однако остальные периоды по уходу за вторым ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с вступлением в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3443-1 « О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР не подлежат включение в льготный стаж для назначения досрочной пенсии.
Также не подлежат включению в период нахождения в отпуске без содержания
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
подлежит включению в специальный стаж период работы истца
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, календ. 0 г. 07.мес. 28 дн. ( период отпуска по уходу за ребенком)
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ календ. 1 год 6 мес. 0 дн.
Всего календарный стаж по Списку 2, составляет 2 года 1 мес. 28 дней. Учитывая, что ответчик исчислил стаж работы истца по Списку 2 и засчитал период её работы в льготном исчислении 4 года 0 мес. 14 дней, то при суммировании на момент обращения льготный стаж истца составляет менее 10 лет. Поэтому право на льготную пенсию не возникло у истца, этому требование о назначении пенсии не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░: ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ .
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░