№2-5715/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Боюс М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова А. И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Антонов А.И. обратился в суд по тем основаниям, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием стажа работы с вредными условиями труда, а также постоянной регистрации по месту жительства. Истец с решением ответчика не согласен, с учетом уточнения требований окончательно просит обязать ответчика учесть ему в страховой стаж и в стаж работы с вредными условиями труда периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме. Не возражал против назначения пенсии с даты возникновения права.
Представитель ответчика Маркина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала выводы решения ответчика. Указала, что согласно полученным сведениям из Пенсионного фонда Украины в тяжелых и вредных условиях труда истцом фактически отработано 5 лет 1 месяц 12 дней.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, пенсионного дела истца, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Антонов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 2015 году проживал и работал на территории Украины, в 2015 году прибыл в г.Петрозаводск Республики Карелия, где был зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ имеет постоянную регистрацию по месту жительства.
29.06.2016 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда. Решением ответчика от 09.01.2017 № в назначении пенсии истцу отказано в связи с не установлением специального стажа работы, а также постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Ответчиком не учтены в стаж работы с вредными условиями труда спорные периоды работы истца в качестве <данные изъяты>, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, кроме того, Списком №1 от 26.01.1991 предусмотрена профессия электромонтера по ремонту и обслуживанию.
13.01.2017 истец повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением, решением ответчика от 26.04.2017 в установлении пенсии истцу отказано по тем же основаниям.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения.
В силу ст.ст.1, 6 данного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Как следует из раздела II названого распоряжения Правления Пенсионного Фонда РФ в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года №16/19па, документом, подтверждающим личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории Российской Федерации являются: для граждан Российской Федерации - паспорт; свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
Сторона ответчика ссылается на то, что документом, подтверждающим факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, может являться только паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства.
Между тем, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Истцом представлено свидетельство № о регистрации по месту пребывания с 21.11.2016, в котором указано, что оно выдано к документу, удостоверяющему личность (паспорту гражданина Российской Федерации), кроме того, с мая 2017 года истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент повторного обращения к ответчику (13.01.2017) истцом подтвержден факт постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Кроме того, согласно п.1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод. В связи с чем, регистрация как по месту пребывания, так и по месту жительства имеет для гражданина одни правовые последствия, соответственно, отсутствие одной регистрации при наличии другой не может ограничить право истца на социальное обеспечение, установленное Конституцией РФ.
В силу установленных обстоятельств, названого Соглашения пенсионное обеспечение истца должно осуществляться по законодательству государства, на территории которого он проживает.
В соответствии с ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно пп.1 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Таким образом, для назначения досрочной страховой пенсии по старости мужчине, достигшему возраста 55 лет, необходимо иметь стаж работы с вредными условиями труда не менее 05 лет.
Как следует из п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27, 28 ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 (далее Правила №516) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Условие о занятости в течение полного рабочего дня для назначения досрочной трудовой пенсии является обязательным и подразумевает выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, с включением в него времени выполнения вспомогательных, подготовительных и других работ (Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 (п.5) «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются Списки №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 (далее Списки от 1991 года).
Разделом III «Металлургическое производство» (черные металлы) подразделом «Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей» (код позиции 1030200а-1753а) Списка №1 от 1991 года предусмотрена профессия «электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Как установлено, истец имеет профессию <данные изъяты> (диплом №). Согласно трудовой книжки истца ДД.ММ.ГГГГ он принят в <данные изъяты>, уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принят в <данные изъяты>. <данные изъяты> перерегистрировано в <данные изъяты>. В записи №22 трудовой книжки истца также указано, что в соответствии с классификатором профессий ДК 003-95 профессия переименована на электромонтера <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец уволен по собственному желанию.
Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Антонов А.И. работал в <данные изъяты> электромонтером <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был занят полный рабочий день <данные изъяты>, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1 (1030200а-1753а).
Между тем, согласно представленному Главным управлением Пенсионного фонда Украины в запорожской области Акту № проверки фактов работы во вредных и тяжелых условиях труда, что дает право на назначение льготной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, Антоновым А.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически отработано 1305 рабочих дней (5 лет 1 месяц 12 дней).
Таким образом, в силу установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец работал на работах с вредными условиями труда, предусмотренных Списком №1 за 1991 год, частично.
В соответствии с ст.ст.11, 12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из справки Пенсионного фонда Украины от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате взносов на государственное пенсионное страхование для подтверждения стажа работы Антонова А.И. в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного страхования имеется информация об уплате взносов в отношении истца за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При анализе Акта № и справки № судом установлено, что в установленные периоды работы истца с вредными условиями труда начисление и уплата страховых взносов работодателем производилась, начиная с 2000 года.
В отношении периода работы истца до 2000 года судом принимается во внимание, что согласно ч.3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ст.89 действовавшего до 01.01.2002 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №340-1) вобщий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию. Таким образом, учет трудового стажа не был поставлен в зависимость от обязательной уплаты страховых взносов (данная позиция также отражена в Постановлении Президиума Верховного Суда Республики Карелия от 05.06.2013 по делу №44г-21-2013)
В силу положений п.1 ст.9 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 №9-П, п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обязанность по перечислению страховщику страховых сумм возложена законодательством на страхователя (работодателя), а не на застрахованное лицо.
В связи с изложенным факт неначисления /неуплаты страховых взносов сам по себе не может повлечь неблагоприятные последствия для истца в области пенсионного обеспечения, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать действия страхователя в отношении обязательных платежей либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
При этом судом принимается во внимание, что истец, занимая в спорные периоды не руководящую должность, не был лицом, ответственным за начисление и уплату обязательных платежей.
Кроме того, в силу вышеизложенных правовых норм периоды работы до 2000 года могут подтверждаться документами соответствующих органов, подтверждение стажа работы на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета не является обязательным.
В силу изложенного суд полагает требования истца в отношении специального стажа подлежащими частичному удовлетворению, в стаж работы с вредными условиями труда истцу подлежит учету работа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1305 рабочих дней (5 лет 1 месяц 12 дней) согласно выписке из плана заданий, указанной в Акте Главного управления Пенсионного фонда Украины № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу установленного решение ответчика об отказе истцу в назначении пенсии не может быть признано законным.
Между тем, требование истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ не может быть удовлетворено, поскольку на указанную дату истец не имел регистрации в Российской Федерации.
Между тем, в силу ст.22 Федерального закона №400-ФЗ и достаточности у истца стажа (более 5 лет), требуемого для назначения досрочной страховой пенсии с учетом включения спорных периодов работы, на дату повторного обращения к ответчику, с учетом мнения истца, суд полагает возможным назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) учесть Антонову А. И. в стаж работы с вредными условиями труда периоды работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1305 рабочих дней (5 лет 1 месяц 12 дней) согласно выписке из плана заданий, указанной в Акте Главного управления Пенсионного фонда Украины № от ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) в пользу Антонова Андрея Иоэльевича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2017.