Дело №2-316/2014
В окончательной форме решение изготовлено 27.11.2014 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Байкалово 24 ноября 2014 года
Байкаловский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Борисовой О.Д.,
с участием:
истца- Новопашина Г.А.,
представителя ответчика- Главы администрации МО Байкаловский муниципальный район Жукова А.А.,
представителя ответчика- Матушкиной Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной сроком на шесть месяцев,
при секретаре Боталовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новопашина Г.А. к администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район о возложении обязанности выплачивать муниципальную надбавку к государственной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Новопашин Г.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район о возложении обязанности выплачивать муниципальную надбавку к государственной пенсии.
В обоснование исковых требований истец Новопашин Г.А. указал, что в начале ДД.ММ.ГГГГ он обратился администрацию муниципального образования Байкаловский муниципальный район с заявлением об изменении формулировки увольнения «уволен, в связи с отставкой по собственному желанию» на формулировку «уволен вследствие ликвидации комитета по управлению госимуществом», а также с заявлением о начислении ему муниципальной пенсии. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он получил отказ по обоим заявлениям. Считает данный отказ незаконным, так как он проработал на муниципальной службе, организациях и органах, к ней относящихся, 17,6 лет, то есть выработал необходимый стаж для получения муниципальной пенсии, имеет ряд наград, в том числе правительственные, союзного и областного значения.
Кроме того, до муниципальной службы он отработал в системе народного образования, 13 лет из них- директором школы. Его трудовая деятельность в муниципальных органах была грубо прервана после избрания на должность главы района нового человека, выигравшего выборы в ДД.ММ.ГГГГ. Он был вынужден написать заявление об уходе в отставку по собственному желанию, хотя на дату увольнения уже было принято решение о реорганизации Комитета- постановлением Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ года. Впоследствии Комитет был ликвидирован. Он не был предупрежден за 1 месяц, как того требовал закон для увольнения руководителя районной организации с самостоятельным юридическим статусом, тем самым было нарушено существовавшее тогда законодательство. Впоследствии ему была предоставлена соответствующая работа. Полтора года он был безработным. Пришлось дорабатывать в Байкаловском «<данные изъяты>» до 60 лет мастером на дороге. Запись «ушел в отставку по собственному желанию» обошлась ему потерей муниципальной пенсии, в которой ему отказали по достижении 60 лет.
Истец- Новопашин Г.А. в судебном заседании поддержал исковые требования к администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район о возложении обязанности выплачивать муниципальную надбавку к государственной пенсии, а также обоснование исковых требований. Дополнений не имел.
Представитель ответчика- Глава администрации МО Байкаловский муниципальный район Жуков А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Новопашина Г.А. Истцу Новопашину Г.А. отказано в выплате муниципальной надбавки к государственной пенсии, так как законные основания для этого отсутствуют.
Представитель ответчика- Матушкина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Новопашина Г.А. не признала. Суду пояснила, что Новопашиным Г.А. ДД.ММ.ГГГГ было написано заявление об отставке по собственному желанию, вследствие чего распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был освобожден от занимаемой должности председателя комитета по управлению государственным имуществом с ДД.ММ.ГГГГ года.
Данное решение уже было предметом судебного рассмотрения. Решением Байкаловского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении гражданского дела по иску Новопашина Г.А. к администрации МО «<адрес>» о восстановлении срока исковой давности и изменении записи в трудовой книжке в иске было отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда решение Байкаловского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а кассационная жалоба Новопашина Г.А. без удовлетворения.
Факт отсутствия на день увольнения Новопашина Г.А. реорганизации комитета по управлению государственным имуществом доказан в суде, и письменными доказательствами и показаниями свидетелей. Сокращение работников аппарата администрации и структурных подразделений производилось уже после увольнения Новопашина Г.А. на основании постановления главы администрации Байкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановление главы администрации Байкаловского района № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении новой структуры администрации само по себе не является правовым основанием для сокращения работников, как полагает Новопашин Г.А. Считает, что увольнение Новопашина Г.А., в связи с отставкой по личному желанию законно. Никаких доказательств принудительного написания заявления по собственному желанию нет. Запись в трудовой книжке не является неправильной, а значит нет оснований для ее изменения или исправления.
По требованию Новопашина Г.А. выплачивать ему пенсию муниципального служащего: право на получение пенсии за выслугу лет возникает при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости. Новопашин Г.А. вышел на пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ года. На момент выхода Новопашина Г.А. на пенсию действовал Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы». Согласно пункту 2 Указа лица, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», при увольнении с федеральной государственной службы по следующим основаниям:
а) ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, а также сокращение штата федеральных государственных служащих в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах;
б) увольнение с должностей, учреждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
в) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должностей федеральной службы;
г) обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
д) увольнение по собственному желанию, в связи с выходом на государственную пенсию.
Согласно пункту 10 Указа органам местного самоуправления было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений данного Указа за счет собственных средств.
На момент выхода Новопашина Г.А. на пенсию действовала статья 33 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №17-ОЗ (в ред. Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №) «О муниципальной службе в Свердловской области», согласно которой муниципальным служащим выплачивается государственная пенсия по старости и за выслугу лет в порядке и размере, определяемых законодательством Российской Федерации о государственных пенсиях.
На момент выхода на пенсию по старости истец не замещал муниципальную должность и не являлся муниципальным служащим; вышел в отставку по собственному желанию, а не уволен по собственному желанию, в связи с выходом на государственную пенсию, а значит не имеет права на назначение ему пенсии за выслугу лет как муниципальному служащему. Вышеуказанные условия для возникновения права на муниципальную пенсию установлены Положением об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственным пенсиям лицам, замещавшим должности муниципальной службы МО «<адрес>», утвержденным Решением Байкаловской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 2.2 Положения). На основании вышеизложенного считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Новопашина Г.А. нет.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Новопашин Г.А. являлся муниципальным служащим. Распоряжением главы администрации Байкаловского района № от ДД.ММ.ГГГГ Новопашин Г.А.- заместитель главы администрации, председатель комитета по управлению гос.имуществом освобожден от занимаемой должности, в связи с отставкой по личному желанию с ДД.ММ.ГГГГ с сохранением социальных гарантий, предусмотренных ч.4 ст.26 Областного Закона «О муниципальной службе в Свердловской области» на основании ст.31 КЗоТ РФ, п.3 ч.1 ст.26 Областного Закона «О муниципальной службе в Свердловской области (л.д.6).
Согласно записей в трудовой книжке Новопашин Г.А. в ДД.ММ.ГГГГ был уволен из ЗАО «<данные изъяты>» по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию по старости согласно ст.31 КЗоТ РФ (л.д.109).
Новопашин Г.А. обратился к Главе администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район для изменения формулировки увольнения в его трудовой книжке и назначении муниципальной надбавки к государственной пенсии.
Согласно ответа главы администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № по обращению Новопашина Г.А. в отношении изменения формулировки увольнения в трудовой книжке в удовлетворении обращения отказано, так как согласно текста Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О трудовых книжках» в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку. Официального документа о незаконности записи в трудовой книжке «увольнение по собственному желанию» в администрации МО Байкаловский муниципальный район нет (л.д.20).
Согласно ответа главы администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу об установлении Новопашину Г.А. пенсии муниципального служащего данный вопрос по его решению не находится в полной компетенции администрации МО Байкаловский муниципальный район. Имеется ряд нормативных документов, утверждаемых представительным органом- Думой МО Байкаловский муниципальный район, которые регламентируют вопросы назначения и размера пенсии муниципального служащего. Положения этих нормативно-правовых актов не позволяют положительно решить вопрос без внесения в них определенных изменений (дополнений), а этот процесс также является в сфере компетенции представительного органа местного самоуправления. Кроме того, его вопрос рассмотрен неоднократно в судебном порядке в двух инстанциях, решение ими вынесено. Поэтому в настоящий момент в удовлетворении обращения администрация МО Байкаловский муниципальный район вынуждена отказать.
Право на социальное обеспечение по возрасту предусмотрено ст.39 Конституции РФ. В силу указанной нормы государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч.1 ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ).
В соответствии с ч.1, 2 ст.24 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.4, 5 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ч.10 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно п.12 ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Такое пенсионное обеспечение, в силу части 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ).
В соответствии со ст.7 Закона Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №5-ОЗ «О стаже государственной гражданской службы Свердловской области и стаже муниципальной службы в Свердловской области» в стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы включаются периоды работы в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований, в качестве муниципального служащего на должностях, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований для обеспечения исполнения полномочий соответствующих органов местного самоуправления, муниципальных органов, не входящих в структуру органов местного самоуправления, или лиц, замещающих выборные муниципальные должности.
Законом Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №49-ФЗ утвержден «Реестр должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований».
В соответствии с подп.2 п.2 параграфа 3 названного Реестра к главным должностям муниципальной службы, учреждаемым в исполнительно-распорядительном органе муниципального образования, отраслевых (функциональных) и территориальных органах исполнительно-распорядительного органа муниципального образования для обеспечения исполнения их полномочий, относятся председатель (начальник, заведующий) отраслевого (функционального) органа исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
На момент выхода истца на пенсию действовала статья 33 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №17-ОЗ (в ред. Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ №26-ОЗ) «О муниципальной службе в Свердловской области», согласно которой муниципальным служащим выплачивается государственная пенсия по старости и за выслугу лет в порядке и размере, определяемых законодательством Российской Федерации о государственных пенсиях.
Учитывая, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Таким образом, решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 суду пояснил, он является председателем <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ прошли первые выборы Главы Байкаловского муниципального района. Глава района, который выиграл выборы, предложил всем работникам администрации района написать заявление об увольнении. Все написали такое заявление, в том числе и Новопашин Г.А. Некоторые заявления новый Глава района порвал, а некоторые принял. Истец очень долго поработал на муниципальной должности, является одним из наиболее активных людей в <данные изъяты> районе, в связи с чем полагает, что он имеет право на муниципальную надбавку к пенсии.
Решением Байкаловской районной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования «Байкаловский район» (л.д.44).
Предусмотренное Положением, действовавшим на момент выхода истца на пенсию, право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования Байкаловский муниципальный район.
Вышеуказанным Положением закреплено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам:
замещавшим муниципальные должности муниципального образования «Байкаловский район», устанавливаемые Уставом муниципального образования «Байкаловский район», для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления- должности категории «А» и уволенным в связи с прекращением полномочий;
замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования «Байкаловский район», кроме лиц, указанных в подпункте 2.1. пункта настоящего Положения и уволенным с муниципальной службы в связи с ликвидацией или реорганизацией органов исполнительной власти Свердловской области, сокращением численности муниципальных служащих муниципального образования «Байкаловский район», а также в связи с выходом на государственную пенсию. Доплаты устанавливаются к пенсиям: по старости, по инвалидности, за выслугу лет (л.д.45-47).
Решением Байкаловского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Новопашину Г.А. отказано в иске к администрации МО «Байкаловский район» Свердловской области об изменении записи в трудовой книжке за пропуском срока давности (л.д.48-50).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Байкаловского районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Данным определением установлено, что в соответствии с п.п.3 п.1 ст.26 закона «О муниципальной службе в Свердловской области» отставка муниципального служащего производится, в частности, в форме отставки по личному желанию муниципального служащего. Как следует из материалов дела Новопашин Г.А. воспользовался таким правом, написав заявление об увольнении по личному желанию, и был уволен именно по этому основанию. Более того, сокращение работников аппарата администрации и структурных подразделений производилось уже после увольнения Новопашина Г.А. на основании постановления главы администрации Байкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ года. Постановление главы администрации Байкаловского района от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении новой структуры администрации само по себе не является правовым основанием для сокращения работников, как ошибочно полагает Новопашин Г.А. В этой связи увольнение Новопашина Г.А. в связи с отставкой по личному желанию является законным и обоснованным (л.д.51-53).
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что Новопашин Г.А. уволился из администрации в связи с отставкой по личному желанию. В ДД.ММ.ГГГГ Новопашин Г.А. был уволен из ЗАО «<данные изъяты>» по собственному желанию, в связи с уходом на пенсию по старости.
При таких обстоятельствах, законные основания для удовлетворения заявленных требований Новопашина Г.А. отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Новопашина Г.А. к администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район о возложении обязанности выплачивать муниципальную надбавку к государственной пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Байкаловский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- О.Д. Борисова