Дело № 2-946/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 11 ноября 2021 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Матрохиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Балуковой Людмиле Ивановне, Павлову Евгению Евгеньевичу, Павлову Сергею Евгеньевичу о возложении обязанности по исполнению обязательств в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к Балуковой Л.И., Павлову Е.Е., Павлову С.Е. о возложении обязанности по исполнению обязательств в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)», кон. XIX в, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, Марковского, 6.
Требования мотивированы тем, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 № 279 объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)», кон. XIX в., расположенный по адресу: Енисейск, ул. <адрес> (далее - ОКН, ансамбль), принят на государственную охрану. На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 № 15664-р ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 № 17871-р объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», кон. XIX в., входящий в ОКН, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. На основании Приказа Минкультуры РФ от 13.11.2015 № 16423-р объект культурного наследия регионального значения «Ворота», кон. XIX в., входящий в ОКН, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 16.12.2016 № 866 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приказом Минкультуры Красноярского края от 03.10.2014 № 418 утвержден предмет охраны ОКН. Согласно выписке из ЕГРН объект культурного наследия принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам (по 1/3 доли). Актом технического состояния от 05.07.2016 № 541 зафиксировано состояние ОКН, произведена фотофиксация. Акт технического состояния от 05.07.2016 № 541 вместе с приказом об охранном обязательстве направлялись в адрес собственников ОКН сопроводительными письмами: от 20.12.2016 №№ 2-5625, 2-5624 (Павлову Е.Е, Павлову С.Е.), от 20.12.2016 № 2-5626 (Балуковой Л.И.). В указанных письмах собственникам ОКН предлагалось провести следующие работы на объекте: выполнить комплексные научные исследования (01.05.2018); подготовить проектную документацию (01.07.2019); выполнить работы по сохранению объекта (01.12.2022). В 2021 году «Жилой дом», кон. XIX в. вновь осматривался представителями Службы, о чем составлен акт технического состояния от 26.02.2021 № 31. В ходе осмотра выявлены недостатки состояния объекта, что свидетельствует о невыполнении собственниками требований охранного обязательства.
Вышеперечисленные обстоятельства являются основанием для обращения Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края как органа государственной власти, уполномоченного осуществлять региональный государственный надзор в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в суд с требованиями о понуждении ответчиков исполнить установленные законом обязательства по сохранению принадлежащего ему на праве собственности объекта культурного наследия.
В судебное заседание представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Горлевская Я.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, дело просила о рассматривать в свое отсутствие.
Ответчики Балукова Л.И., Павлов Е.Е., Павлов С.Е. вызывались в суд по адресу: <адрес>, по которому они до настоящего времени сохраняют свою регистрацию по месту жительства, однако почтовые извещения возвращены в адрес суда по причине истечения срока хранения.
Суд признает, что предусмотренные законом меры к извещению ответчиков о слушании дела предприняты и признаёт ответчиков надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, так как, сохраняя регистрацию по адресу: <адрес>, ответчики обязаны принимать меры к получению направляемой в их адрес почтовой корреспонденции.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
С учетом изложенного, суд признаёт бездействие ответчиков, уклонившихся от получения судебных извещений, как волеизъявление последних, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Принимая во внимание, что ответчики в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки суд не уведомили, с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие не обращались, суд полагает возможным разрешить спор в порядке, предусмотренном главой 22 ГПК РФ (заочное производство).
С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно преамбуле Закона № 73-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 1 указанного закона предметом регулирования настоящего Федерального закона являются в том числе особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Исходя из особого статуса и ценности такого имущества порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона №73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно пункту 1 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
Как следует из п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Требования к содержанию и порядок оформления охранного обязательства регламентирован статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия. В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (пункт 3 статьи 47.6).
В соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом Федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (пункт 12 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).
Пунктом 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Таким образом, действующая редакция Закона № 73-ФЗ лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, указывает собственника такого объекта, в том числе и в случае, если указанный объект находится во владении или пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Как установлено в судебном заседании, решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 № 279 объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)», кон. XIX в., расположенный по адресу: Енисейск, <адрес>, принят на государственную охрану.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации № 15664-р от 13.11.2015 года объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)» кон. XIX века, расположенный по адресу: г. Енисейск, ул<адрес> 6, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером №.
Приказом Министерства культуры Красноярского края № 17871-р от 13.11.2015 года объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», кон. XIX века, расположенный по адресу: г. Енисейск, ул. <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)» кон. XIX века, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером №.
На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации № 16423-р от 13.11.2015 года объект культурного наследия регионального значения «Ворота», кон. XIX века, расположенный по адресу: г. Енисейск, <адрес>, входящий в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)» кон. XIX века, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером №.
Собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, являются: Балукова Л.И. (с ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доля в праве общей долевой собственности), Павлов Е.Е. (с ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доля в праве общей долевой собственности), Павлов С.Е. (с ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доля в праве общей долевой собственности) что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с актом № 541 технического состояния объекта культурного наследия регионального значения от 05.07.2016 года, составленным главным специалистом отдела государственного надзора, учета и использования объектов культурного наследия Красноярского края, с участием инженера отдела инвентаризации объектов культурного наследия КГКУ «ЦСКН КК», по результатам осмотра объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, установлено его общее состояние, произведена фотофиксация. Техническое состояние жилого дома – удовлетворительное, требуется проведение работ по сохранению жилого дома; исторические деревянные ворота утрачены.
Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 866 от 16.12.2016 года утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево): жилой дом, ворота», кон. ХIХ в., расположенного по вышеуказанному адресу, в соответствии с которым на ответчиков как собственников, возложена обязанность выполнить требования к сохранению объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 18 охранного обязательства).
Данное обязательство было направлено собственникам Павлову Е.Е. и Павлову С.Е. 20.12.2016 года и собственнику Балуковой Л.И. 20.12.2016 года. Одновременно с этим ответчикам было предложено представить мотивированное мнение относительно состава видов работ по сохранению объекта и сроков проведения данных работ, а именно: выполнить комплексные научные исследования объекта (срок выполнения работ – 01.05.2018 г.); подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта (срок выполнения работ – 01.07.2019 г.); выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией (срок – 01.12.2022 г.). Между тем, до настоящего времени требования по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия не исполнены.
26 февраля 2021 г. представителем службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края вновь осматривался «Жилой дом», кон. XIX в., в составе объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)», кон. XIX в., о чем составлен акт технического состояния от 26.02.2021 № 31. В ходе осмотра выявлены недостатки состояния объекта, что свидетельствует о невыполнении собственниками требований охранного обязательства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный объект, принадлежащий ответчикам на праве собственности, является объектом культурного наследия, и в силу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на ответчике лежит обязанность по его надлежащему содержанию, учитывая, что в настоящее время спорный объект находится в ненадлежащем техническом состоянии и непринятие ответчиками мер к сохранению вышеупомянутого объекта культурного наследия может повлечь его уничтожение, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на Балукову Л.И., Павлова Е.Е., Павлова С.Е. (в лице законного представителя) обязанности по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить ответчику срок для выполнения работ – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, который отвечает принципам разумности, является достаточным для осуществления необходимых действий.
В силу ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчиков в доход бюджета муниципального образования город Енисейск подлежит взысканию в солидарном порядке государственная пошлина, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 300 рублей (при подаче искового заявления неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края удовлетворить.
Обязать Балукову Людмилу Ивановну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Павлова Евгения Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Павлова Сергея Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (в лице законного представителя) в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
- подготовить в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Аблина (дерево)», кон. ХIХ века, расположенного по адресу: <адрес>, на основании проведенных комплексных научных исследований.
Взыскать с Балуковой Людмилы Ивановны, Павлова Евгения Евгеньевича, Павлова Сергея Евгеньевича в доход бюджета муниципального образования город Енисейск Красноярского края в солидарном порядке государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение составлено 23 ноября 2021 г.
Судья Н.М. Ларионова